Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381866
Методическая разработка "Технология выполнения аппликации из соломки. Тюльпан" для учащихся 4 класса.
Содержание - Внеклассные мероприятия, классные часы

Соловьёва Светлана Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово" город Белово, Кемеровская область. 
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающим по данному направлению, а также может быть полезен учителям школ, преподающих предмет «Технология». Занятие предназначено для учащихся 4 класса. На занятии учащиеся выполняют аппликацию из соломки. В ходе занятия ребята отрабатывают навыки работы с природным материалом – соломка. Обучаются технологии выполнения деталей с применением соломки, учатся учатся вести работу над аппликацией, соблюдая этапы наклеивания деталей на основу.


Дата публикации: 17.09.2018


Пояснительная записка

В последнее время проявляется большая заинтересованность к изучению и воссозданию угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. В этой связи особенный интерес представляют виды деятельности, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, соломки.

В работе с соломкой есть какая-то волшебная притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет чарующую силу, и тот, кто хоть раз попробовал плести, клеить из соломки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

В русских семьях приемы традиционного мастерства передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.  Сегодня в условиях городской культуры такая преемственность оборвалась. Сберечь традиции, воссоздать недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой-то мере помогут методические рекомендации по технологии выполнения аппликаций из соломки. В этой работе представлена технология выполнения плоскостной аппликации из соломки.

Задачи:

- обучение основным приемам и навыкам работы с природным материалом;

- развитие творческих способностей, художественного мышления;

- воспитание уважения к культуре и традициям нашей страны.

Поставленные задачи могут быть решены педагогом на практических занятиях: выполняя поделки из природного материала, знакомясь с историей развития народных промыслов и культуры своего народа.

         Конструктивные задачи

- подбор формы и количества деталей, способы их сборки.

Технологические задачи

- исходное сырьё (солома), способы его обработки; составление эскиза аппликации, этапы выполнения операций (разметка, обработка, оформление); овладение приемами работы с инструментами при изготовлении элементов аппликации, сборка и оформление работы;

В данной рекомендации предложена технология создания наиболее простой аппликации из соломки - «Тюльпан».

Заготовка материала

Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для аппликации, инкрустации, плетения.

Хрупкая и ломкая соломка при обработке методом замачивания или пропаривания становится мягкой и податливой. Эти качества в сочетании с уникальными природными качествами – блестящей поверхностью, естественной красотой золотого цвета – дают возможность в работе с этим материалом достичь высоких художественных результатов.

При плетении используются преимущественно ржаная соломка, также пригодны и пшеничная солома, но она короче, более грубая и толще ржаной.

Солома овсяная – мягче, красивее, светлее с перламутровым оттенком цвета, но короткий стебель позволяет использовать её в основном для плетения мелких деталей, аппликаций, инкрустаций.

Деревенские жители и те, кто много занимается в этой сфере деятельности, выращивают зерновые культуры самостоятельно. Лучшее качество имеет солома специального загущенного посева на лёгких почвах, заготовленная в период молочной спелости злака. При этих условиях сформируется тонкий, ровный, длинный, с небольшими узелками стебель.

Срезают соломку при помощи серпа или ножниц.

Заготавливая сырьё необходимо ориентироваться на требования, предъявляемые к качеству материала:

- окрашенность соломки;

- эластичность;

- длина соломки;

- сортность.

Для того чтобы получить большее количество оттенков соломы, заготавливают их в несколько этапов. Первый сбор проводят, когда колос только начинает созревать и стебли еще зеленоватые. Собранная солома в этот период получится самой эластичной и светлой, ближе к белой. Следующий сбор производят, когда колос созрел, в период полной спелости. Стебель злака в этот период уже пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.  Срезают злаки в последние дни июля – начале августа.

Надо также знать, что более высокорослые сорта злаков имеют длину междоузлий больше, но при этом теряются эластичность коленца.

При заготовке следует знать, что цвет и длина стебля напрямую зависит от места, где росли данные растения.

 

Обработка и сушка

Необходимо знать, что в снопах солому хранить категорически запрещено, так как влажная, солома запреет и станет непригодной для использования. Поэтому, когда соломка поступила на место обработки, её необходимо разложить для просушки в хорошо проветриваемых помещениях.

Надо также знать, своевременная начальная обработка (разборка, сушка) залог качества будущего материала.

Один из способов хранения – в пучках.  Высушенную и разобранную солому увязывают в небольшие пучки и хранят в сухом месте.

Способ №2 хранения – в коробах. Чаще всего соломку очищают после просушки. В случаях, когда соломенные стебли уже сухие, желтых цветов, это можно сделать сразу после заготовки.  Готовим материал к работе, разрезая стебли на коленца между узлами.  Удаляется нижняя – наиболее толстая – часть стебля до узла и одновременно снимается травяную оболочку, которая скреплена с ним. Нарезанные и зачищенные соломины сортируются по толщине и длине и укладываются по коробкам. Этот способ просушки и хранения соломы более трудоемкий, но рационален и удобен для дальнейшей работы.

 

Замачивание, запаривание, распаривание

Для придания соломинам эластичности и податливости для последующей обработки, их требуется замочить или пропарить. Соломку помещают в емкость с водой. Если солома заготовлена недавно, ее можно замочить на 30 минут в воде. Полежавшую сухую соломку надо залить кипятком, закрыть целлофаном или тканью, прижать прессом и подержать пока она не размякнет. Самую жесткую соломку требуется проварить. Нельзя оставлять соломку в воде на длительное время, она вероятно почернеет.

Запаривание проводиться двумя способами:

- сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;

- уложить в ёмкость соломку, залить холодной водой и поставить варить на 40 минут.

 

Отбеливание и окрашивание (тонировка)

Качественный материал очень важен при работе с соломкой.  Чистая с блеском соломка   золотистых оттенков создаст непревзойдённую игру бликов. Стебли могут приобрести тёмные пятна при неправильной просушке во влажном помещении. Воссоздать декоративное качество соломки можно отбеливанием.

Для отбеливания соломки применяются бытовые отбеливатели для х/б тканей, имеющиеся в продаже, необходимо приготовить из них раствор и прокипятить в нем солому.  Отбеливание соломки можно провести гидропиритом в таблетках. Приготовить раствор: 1 литр воды на 6 таблеток гидропирита, прокипятить соломку около 1 часа, время от времени помешивая. Ещё больший эффект можно достичь отбеливанием в 15 % - ом растворе перекиси водорода: на 2 литра воды, подогретой до 30 – 35 градусов, берём 300 г 15 % - й перекиси водорода, 40 г аммиака (нашатырного спирта), 80 г каустической соды. В этом растворе выдерживают солому 40 – 45 минут или до получения необходимого оттенка. Соломку необходимо полностью погрузить в раствор.

Отбеливание с помощью химикатов потребует от вас осторожности. Производить работу с соломкой в растворе необходимо деревянными приспособлениями в резиновых перчатках.

Отбелив солому тщательно промывают в значительном количестве воды. Потом солому просушивают и увязывают в пучки. Нельзя отбеливать соломку до белого цвета, от этого материал потеряет свою природную окраску, естественную красоту.

Соломка хорошо поддаётся окраске. Это повышает цветовую палитру материала, увеличивает потенциал сочетания в аппликации и плетении естественного цвета с яркими цветовыми акцентами. Окрашивают соломку натуральными и анилиновыми красителями, а также способом «запекания».

Окрашивание натуральными красителями: прокипятить в воде с добавлением шелухи лука, это усилит желтые оттенки, кора дуба придаст ей коричневый цвет.

При окраске необходимо добавить в воду соду.

Что бы получить разнообразие цветовой палитры, красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый, применяют красители, употребляемые при окраске шерсти.

Растворы делают из расчета:

- 1 г краски,

- 1 л воды,

- 2 г уксуса,

- 1 г поваренной соли.

После окраски, соломку хорошо промыть.

Красивые оттенки натурального темно-золотистого и коричневого цвета можно получить путём «поджаривания» соломы в духовке электропечи. При этом требуется наблюдение за процессом. Соломинки, которые будут использоваться для декоративных деталей,  можно прокалить прогретым утюгом.

Проглаживание

Распаренные ещё влажные соломинки распускают концом ножниц или канцелярским ножом вдоль стебля.

Расправляют соломку на х/б ткани, после этого проглаживают соломенную пластину с обоих сторон до полного просыхания. Проглаживание проводят вдоль полотна.

Есть и еще один способ обработки соломенных трубочек, который можно применить тогда, когда обработка водно-тепловым способом невозможна. В этих случаях применяют механическую обработку соломки.

При этом способе сухие соломенные коленца распускают вдоль остриём резака, бережно разравнивают их на поверхности, и с силой разглаживают твердым, тупым предметом.

Оборудование

Работать необходимо за столом, на котором имеется всё необходимое для работы.  Расположиться за столом нужно так, чтобы источник света находился с левой стороны.

Для работы потребуются:

- соломенные коленца (обработанная соломка);

- емкость для распаривания соломки;

- утюг и место для разглаживания соломки;

- ножницы;

- клей «ПВА»;

- клеенка;

- пресс (предметы, имеющие вес) для выравнивания готовых изделий;

- соломенные ленты (оттенки: жёлтый, коричневый);

- карандаш, ручка, стирательная резинка, скрепки, кисть для клея, каретка для клея;

-  калька.

   - картон (цвета: малиновый, бордовый, синий, коричневый, чёрный – по выбору).

 

posmotret         skachat