Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6403131
Рабочая программа «Проектная деятельность»
Содержание - Статьи, доклады
12.11.2021 10:24

Дубровская Светлана Анатольевна , учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ№46» г. Братск Иркутской области. 
Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов .Данная рабочая программа может быть использована во внеурочной деятельности.

 


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Данная рабочая программа «Проектная деятельность» предназначена для 10-11 классов и составлена в соответствии с «Положением о проектной деятельности МБОУ «СОШ№46». На основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Приказ № 413 от 17 мая 2012 год( ред .от 29.06.2017г.).

1. Общая характеристика курса.

Проектная работа в школе -это новый , инновационный метод ,соединяющий в себе учебно-познавательный компонент ,игровой, научный ,творческий. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

Результатом проектной деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10-11 классов.

Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителем проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.

Проекты могут быть разных видов:

-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);

-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);

- креативные (творческие) проекты;

- прикладные (с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: словарь, рекомендации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);

- социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности). Также проектно-исследовательская деятельность лежит в различных учебных направлениях: естественнонаучной, общественно-научной, гуманитарной, ИКТ, технологической и. т.д

Актуальность данной программы заключается в том, что программа позволяет расширить поле самоопределения обучающегося в предпрофильной подготовке, также позволяет выявлять старшеклассников, склонных к исследовательской и проектной деятельности для организации их дальнейшего самоопределения в жизни. Программа помогает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы.


Цель:

- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования

- формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;

- формирование умения проявлять социальную ответственность;

- формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;

- формирование навыков конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.


Задачи:

  • сформировать навыки коммуникативной ,учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
  • сформировать у обучающихся представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование исследовательских умений и навыков);
  • развить познавательную активность, интеллектуальную и творческую способности обучающихся;
  • развить навыки самостоятельной научной работы;
  • формировать навыки сотрудничества с различными организациями при работе над проектом;
  • приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
  • формировать навыки работы с архивными публицистическими материалами.

2. Место проектной деятельности в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для проектной деятельности на этапе среднего (полного) общего образования на базовом и углубленном уровне. С учетом учебного плана , где определяется 34 учебные недели, число часов уменьшается до 34.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета /ключевых компетенций/

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; выполнение и использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана
  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении заданий; анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги
  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  • излагать материал из различных источников;
  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
  • Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончании изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

 

5. Формы контроля за результатами освоение программы. современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;

Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.

Обучающиеся 10-11 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный).

Проект должен быть представлен в электронном и бумажном виде , соответствовать определенным критериям ,обозначенным в положении о проектной работе.

В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта тьютором обучающегося.

Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты.

Защита проекта оценивается по пятибальной (от 0 до 5 баллов) системе при выполнении обязательных условий: наличии рецензии на проект, наличии письменного варианта проекта (или другой формы отчётности), оформленного в соответствии с требованиями. При невыполнении условий отметка снижается как минимум на балл.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

  • защиту темы проекта;
  • обсуждение проекта на заседании ;
  • предзащиту проекта на заседании .

Форма итоговой аттестации – зачет.

 

6.Содержание программы.

1. Способы получения и переработки информации (3 ч.)  Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

2. Проект ( 3 ч.). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проектаРесурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта.

3. Создание индивидуальных проектов (22 ч)

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

4. Защита индивидуального проекта (6 ч)

Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции.

 

Учебно-тематическое планирование.

 

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Темы уроков

Кол-во часов

1

Способы получения и переработки информации

3

1)Введение.

1

2)Виды источников информации.

1

3)План информационного текста

1

2

Проект

3

4-5)Особенности и структура проекта, критерии оценки.

2

 

6)Виды проектов.

 

1

3.

Создание индивидуальных проектов

22

7-8)Тема проекта и обоснование актуальности .Обозначение цели, задач ,гипотезы.

2

9-11)Планирование учебного проекта.

 

12-13)Основные методы исследования.

3

14-15)Обзор литературы по темам.

2

16-18)Составление индивидуального рабочего плана.

2

 

19-21)Проведение опытно-экспериментальной

работы.

3

 

22-24)Создание компьютерной презентации.

3

25-27)Подготовка тезисов выступления.

3

28)Отзыв и рецензия на проект.

 

1

4

Защита индивидуального проекта

6

29)Подведение итогов, анализ выполненной работы.

1

 

30-31)Предзащита проекта.

 

2

32-34)Конференции.

 

3

 

 

Литература:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся//Завуч для администрации школ.-2005.-№6 с.4-30

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015

3. Крылова Н., Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016

5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015

7. Спиридонова Л.Е., Комаров Б. А. и др .Индивидуальный проект.10-11 классы: учебное пособие для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.-СПб:КАРО.2019