Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6402884
Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс в процессе социализации школьника
Содержание - Статьи, доклады
08.11.2021 09:41

Ощепкова Татьяна Викторовна, учитель английского языка МБОУ СО школа п. Уральский, Нытвенского района, Пермского края. 
Актуальность проблемы социализации школьников в современном мире, роль социальных практик.

 


 

Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс в процессе социализации школьника

Добрая школа -это хорошо,

Умная школа -это великолепно,

Но ребёнок должен быть ещё и

Подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

 

Проблема социализации в современном мире является одной из самых актуальных проблем современного мира. В соответствии с современной государственной политики выпускник школы должен обладать набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой. в информационной и коммуникативных сферах жизни. Это вызвано тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда зависит от его способностей и умений приобретать и развивать навыки, анализировать. критически мыслить, быть готовым к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, быть гибким в легко меняющихся социально-экономических условиях, одним словом, легко адаптироваться к любым условиям. Одна из главных целей общеобразовательной школы -подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, создать условия для развития всех ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию выпускника в будущем. От уровня развития всех этих компетенций зависит процесс социализации человека в обществе. Достижения им социальной зрелости.

Что же такое социализация?

Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду, через овладение её социальными нормами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Данный процесс неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения, возникающих перед личностью жизненно-социальных проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей. Исходя из этого обучение и воспитание — есть управляемый и целенаправленный процесс социализации личности.

Социализация в школе имеет несколько видов.

Социально -педагогическое партнёрство, которое подразумевает содружество семьи и общеобразовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и отвечают в равной степени за качество результата.

Социальное партнёрство - это система взаимоотношений общеобразовательного учреждения и других субъектов (общественных, производственных, культурных), которые ориентированы на достижение общих целей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения.

Социальные практики - образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия.

В нашей школе социальная практика имеет следующие направления:

- самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы;

- волонтёрская деятельность - участие в акциях, социально-значимых делах: конкретное проявление заботы об инвалидах, ветеранах, младших;

- интеллектуальное творчество - участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, создание собственного интеллектуального продукта

- социальные пробы - приобретения опыта работы в качестве учителя в день самоуправления, члена жюри на конкурсах, ведущего мероприятий и т.д.

Социальная практика — это образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения. Получение социального опыта.

Социальная практика учит выстраивать деловое общение, видеть социальные проблемы, научиться вступать в деловые отношения с частными лицами и организациями, например, в поисках рабочего места, научиться кооперироваться с другими и делать совместное дело, ставить цели, определять средства осуществления, анализировать результаты.

Социальные практики – это деятельность. Значит, у ребенка есть цели и мотивы деятельности, есть самостоятельные действия, направленные на достижения результата, есть рефлексия деятельности. Ежегодно при планировании работы школы обучающиеся предлагают свои интересные идеи, проекты, например: акция «Чистый берег», акция «Уборка снега на площадках детских садов», «Шефская помощь детям детских садов» (чистим доски от пластилина, точим карандаши, шьем одежду для кукол, помогаем проводить занятия и др.), акция «День добрых и полезных дел», «Шефская помощь младшим школьникам» (обертываем учебники и тетради, делаем закладки, помогаем проводить классные часы и праздники), ежегодная акция «Бессмертный полк», концерты для людей с ограниченными возможностями здоровья общества «Надежда», концерты для отдыхающих санатория-профилактория, адресная помощь инвалидам-взрослым, побелка памятников и др. Ежегодно дети при являются организаторами и участниками более 20 волонтерских дел и проектов.

Основной результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Школьники начинают ценить и принимать базовые ценности: добро, зло, семья, Родина, друг и др. Формируется уважение к старшим, семье, любовь к родителям

Учатся планировать, ставить цели, оценивать свою деятельность под руководством классного руководителя.

Получают элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве, о правах и обязанностях граждан РФ

Получают элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве, о правах и обязанностях граждан РФ

Практика показывает, что наиболее успешно проходят социально значимые дела, если они хорошо продуманы и в их реализацию вовлечены родители.

Социальные практики – это воспитательный ресурс, социальная деятельность, в результате которой формируется социальная компетентность, то есть система социальных навыков и умений взаимодействия, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, принимать решения и приобретать социальный опыт.

 

Библиографический список

1. Социальные практики как образовательный ресурс //Педагогическое обозрение, 2015№9.

2. Огурцова А.В. Специфика лидерства в волонтёрской сфере // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3078 (дата обращения: 02.10.2018).

3. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение.2012 № 2.