Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7536861
Комбинаторная программа специального курса для учащихся 5 класса. Этикет. Культура общения.
Содержание - Статьи, доклады

Асирьянц Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №7» г. Саянска, Иркутской области. 
Данное календарно-тематическое планирование рекомендовано учителям русского языка и литературы. Направлено на формирование навыков культуры общения подростков 10-12 лет, привития им специальных и общекультурных навыков общения. Материал программы позволяет интегрировать работу по формированию грамотной речи параллельно курсу «Школьная риторика» и работу в рамках Программы воспитания и социализации личности.


Дата публикации: 15.03.2018


Комбинаторная программа специального курса для учащихся 5 класса. Этикет. Культура общения.

Картинки по запросу этикет

Пояснительная записка

 

Программа курса «Этикет. Культура общения» направлена на формирование навыков культуры общения подростков 10-12 лет, привития им специальных и общекультурных навыков общения. Материал программы позволяет интегрировать работу по формированию грамотной речи параллельно курсу «Школьная риторика» и работу в рамках Программы воспитания и социализации личности – формирования положительного отношения к воспитанности, культуре конструктивного общения, готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. Данный курс поможет учащимся усвоить основные правила русского этикета, в том числе и речевого, обогатить свою речь, в процессе ролевых и деловых игр освоить использование невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения, что обеспечивает позитивную социализацию младшего подростка. Учащиеся также знакомятся с национальным своеобразием русского и российского речевого этикета, некоторыми сведениями из истории его развития и становления.


Актуальность программы курса отвечает требованиям и направлена на формирование базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание социальной ответственности и компетентности;

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Программа отвечает потребностям гимназии как образовательного учреждения гуманитарной направленности, учитывает психолого-педагогические особенности развития детей 10-12 лет .

Концептуальной основой для разработки курса является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».


Личностными результатами освоения учащимися данного курса являются:

1)формирование этических представлений об этикетной норме, освоение этикетных норм

2)осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку

3)достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются:

1)умение работать с информацией (выделять главное, оформлять высказывание)

2)умение работать в группе

3)умение выступать перед аудиторией сверстников

4)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

5)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения


Предметными результатами освоения курса учащимися являются:

1)знания об этикетных нормах, история этикета;

2)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, грамматических, лексических норм современного русского языка.


Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России, а также культуры межнационального общения с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи:

1.Познакомить обучающихся с понятием «этикет», историей его возникновения, назначением этикетных норм в жизни человека и общества;

2.Формировать устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения;

3.Обеспечить реализацию игровых ситуаций для использования этикетных формул, правил этикета;

4.Формировать компетенции учащихся:


Компетенции в деятельностной форме:

-          ценностно-смысловые: формулировать собственное отношение к изучаемому материалу, владеть способами самоопределения в ситуации выбора позиции;

-          учебно-познавательные: ставить цель, уметь её пояснить; владеть навыками анализа, рефлексии, самооценки своей деятельности; задавать вопросы по интересующим темам, отыскивать причины нарушения этикетных норм, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемому материалу, формулировать выводы; выступать устно и письменно; владеть элементами художественно-творческих компетенций слушателя, исполнителя;

Коммуникативные компетенции:

-   выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть умениями слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее.

Формы работы: беседы, практические   занятия с элементами тренинга.

Формы работы с учащимися:

-          игра – основной метод: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская;

-          проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций;

-          моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.

Программа рассчитана на 34 недельных часа на реализацию в течение одного учебного года.

Содержание учебного курса:

  1. Введение в       этикет. (2 часа)

Задачи: познакомить с основными понятиями курса; историей этикета, его видами.

Понятие «этикет». История этикета. Виды этикета.

  1. Школьный этикет. (3 часа)

Задачи: 1. выявить основные этикетные правила общения в школе.

               2. смоделировать ситуации использования этикетных формул.

               3. провести анализ возможных этикетных ошибок (инсценирование)

Этикет ученика. Правила поведения на перемене, на уроке, в столовой, в школьной библиотеке, в актовом зале. Взаимоотношения учителя и ученика. Этикетные ошибки.

  1. Культура устного общения. (6 часов)

Задачи: 1. Выявить значение устного общения

            2. моделировать ситуации использования этикетных формул.

            3. познакомить с нормами поведения у разных народов.

            4. самостоятельная работа «Этикет народов России».

Порядок представлений и знакомств, этикет приветствия,   прощания, этикет извинения. Поздравление и пожелание. Комплимент, благодарность, утешение. Разговор по телефону. Правила этикета для хозяев и гостей. Знакомство с правилами вежливости у разных народов.

  1. Культура письменного общения. (6 часов)

Задачи: 1. Выявить значение письменного общения

            2. моделировать ситуации использования этикетных формул.

            3. познакомить с нормами поведения у разных народов.

            4. самостоятельная работа «Я пишу письмо».

Письмо. Соблюдение в нем норм речевого этикета. Особенности поздравительного текста. Что такое штамп? Что? Где? Когда? Объявление, соблюдение в нем норм речевого этикета. Виды объявлений. «Покажи товар лицом…» Реклама.

  1. Интонация в речи культурного человека. Произносительная культура. (6 часов)

Задачи: 1. познакомить с понятием «произносительная культура»

            2. моделировать ситуации для выявления роли интонации в речи.

Развитие речевого слуха. Богатства и разнообразие интонаций в речи культурного человека. Вербальные и невербальные средства общения.

  1. Молодежный жаргон: за и против. (6 часов)

Задачи: 1. Выявить способы профилактики речевых ошибок;

            2. выявить роль просторечий в речи подростков.

            3. выявить значение жаргона в общении подростков.

            4. выявить этикетные нормы подросткового общения.

Речевые ошибки, связанные с категориями рода и склонения имен существительных. Работа над речевыми ошибками в употреблении личных местоимений. Лексические ошибки при употреблении глаголов речи. Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон.

  1. Язык художественных произведений. (5 часов)

Задачи: 1. Познакомиться с языковой игрой в художественных произведениях.

             2. Создать свои речевые игры.

Радость словесной игры. Языковые средства, помогающие в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.


Виды самостоятельной работы обучающихся:

  1. Инсценирование («Поведение на перемене», «Как вежливо       попросить», «Приглашение на день рождение»
  2. Анализ речевой ситуации, риторический анализ текста. (Описать случай знакомства.)
  3. Монологический рассказ (Подготовить рассказ об истории       названия нашего города, улицы ...)
  4. Сочинить сказку «Язык и речь»
  5. Демонстрация упражнений, способствующих активной деятельности органов, связанных с голосообразованием. («Лесенка», «Хобот», «Ленточка» и др.
  6. Анализ иллюстраций на основе произведений Г.Остера «Вредные советы»
  7. Редактирование текста.
  8. Мини-дискуссия «Нужно ли много читать».
  9. Заметка в школьную газету на любую актуальную тему
  10. Сообщение на тему: Зачем уметь культурно говорить?

Контрольно-измерительные материалы:

 

Входящая диагностика

 

1.Какого человека можно назвать культурным?

2.Что означает словосочетание этикетная норма?

3.Какие ошибки чаще всего допускают в речи ваши знакомые и вы сами?

4.Как вы думаете, чему вы научитесь, изучая данный курс?


Выходящая диагностика

1.Что такое этикет?

2.Какие нормы современного русского литературного языка вам известны? Приведите примеры.

3.Назовите основные правила построения устного высказывания?

4.Зачем человеку необходимо правильно говорить и писать?


 

 

Список источников для учащихся:

1.Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980.

2.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982

1.Зимина М.А., Азбука этикета: пособие для обучающихся.-СПб.,1998

 

 


Календарно-тематическое планирование (34 ч.)

Раздел

Тема

 

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Деятельность

учащихся

Дата проведения

 

предметные

метапредметные

личностные

1.

Введение в   этикет.

Понятие «этикет».   История этикета. Виды этикета.

2

Понимание и формулирование в устной форме темы, коммуникативной задачи, основной мысли. Использование различного вида диалога в ситуации общения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Осознание эстетической функции родного языка.

Речевая зарядка, беседа

 

2.

Школьный этикет.

Этикет ученика.   Правила поведения на   перемене, на уроке,   в столовой, в   школьной библиотеке, в актовом   зале. Взаимоотношения учителя   и ученика. Этикетные   ошибки.

3

Характеризовать основные правила   поведения в школе,   дома, в гостях,   в общественных местах. Оценивать своё   поведение и поведение   окружающих людей с   нравственной точки зрения. Оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить и исправлять речевые ошибки.

 

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Умение видеть проблему, делать выводы, объяснять.

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека

Речевая зарядка, инсценирование, беседа

 

3.

Культура устного общения.

 

Порядок представлений и знакомств, этикет приветствия,   прощания, этикет извинения. Поздравление и   пожелание. Комплимент, благодарность, утешение.   Разговор по телефону.     Правила этикета для   хозяев и гостей.  

Знакомство с правилами вежливости у разных народов.

6

Умение воспроизводить в устной форме прослушанный текст. Свободно, правильно излагать свои мысли. Соблюдение   норм построения текста. Строить собственное высказывание с учетом целей и адресата речи.

Создавать собственные тексты с учетом особенностей стиля и жанра.

 

 

Ориентироваться в

 

условиях общения.

Развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека

Речевая зарядка, инсценирование, чтение и анализ текстов, беседа

 

 

 

4.

Культура письменного общения.

Письмо. Соблюдение в нем норм речевого этикета.

Особенности поздравительного текста.

Что такое штамп?

Что? Где? Когда? Объявление, соблюдение в нем норм речевого этикета.

Виды объявлений.

«Покажи товар лицом…» Реклама.

6

 

Умение излагать в письменной форме содержание. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направленности.

Ориентироваться в структуре текста. Создавать и редактировать собственный текст. Составлять некоторые виды текста (письмо, объявление)

Понимание информации письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

Способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека

Речевая зарядка, инсценирование, чтение и анализ текстов, беседа

 

 

5.

Интонация в речи культурного человека. Произносительная культура.

Что такое произносительная культура? Подвижность русского ударения. Развитие речевого слуха.

Богатства и разнообразие интонаций в речи культурного человека. Вербальные и невербальные средства общения.

6

Искать и находить в словарях справки об ударении в слове. Понимать важность нормативного произношения. Овладеть основными правилами русского литературного произношения.

Употреблять в речи словоформы в соответствии с акцентологическими нормами русского языка. Адекватно употреблять языковые средства при устном общении (интонация, темп, мимика, жесты)

Умение выступать перед аудиторией. Овладение навыками речевого самоконтроля.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Умение видеть проблему, делать выводы, объяснять.

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека. Стремление к речевому самосовершенствованию.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Речевая зарядка, инсценирование, чтение и анализ текстов, беседа

 

 

6.

Предупреждение речевых и грамматических ошибок в речи учащихся.

Речевые ошибки, связанные с категориями рода и склонения имен существительных.

Нарушение образования парного глагола (по виду) и конструирования глагольных форм.

Работа над речевыми ошибками в употреблении личных местоимений.

Лексические ошибки при употреблении глаголов речи.

Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон.

6

Различать и правильно употреблять в речи сущест. женского, мужского и среднего рода. Правильно образовывать нужную падежную форму. Употреблять сущест. в соответствии с грамматическими, лексическими и орфоэпическими нормами.

Употреблять в речи глаголы будущего сложного несовершенного вида и будущего простого совершенного вида.

Распознавать местоимения разных разрядов, употреблять их в речи. Использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами.

Правильно употреблять глаголы, согласовывая их.

Распознавать просторечные слова в речи. Отличать и выделять жаргоны.

Развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека. Стремление к речевому самосовершенствованию.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Речевая зарядка, инсценирование, чтение и анализ текстов, беседа

 

 

7.

Язык художественных произведений.

Красочное слово русской литературы.

Радость словесной игры.

Этикет в художественных произведениях.

Языковые средства,   помогающие в установлении доброжелательных контактов   с собеседниками в   разных условиях общения.  

5

Наблюдать за использованием выразительных средств   в художественных произведениях. Употреблять в собственной речи выразительные средства языка.

Овладение навыками речевого самоконтроля.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Умение видеть проблему, делать выводы, объяснять.

Осознание роли этикета в своей жизни общества. Осознание роли   коммуникативных явлений в жизни человека.

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Речевая зарядка, инсценирование, чтение и анализ текстов, беседа

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР