Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7536484
Проект Инклюзивные разновозрастные группы во внеучебной деятельности.
Содержание - Статьи, доклады

Скороход Лариса Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, МАОУ «АСОШ № 4» п Агинское, Агинского района, Забайкальского края. 
Создание единой воспитательной среды в работе инклюзивных разновозрастных групп во внеучебной деятельности детей.


Дата публикации: 12.03.2018


«Инклюзивные разновозрастные группы во внеучебной деятельности»

Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Школа, в первую очередь, формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в обществе, учит современным формам общения, делает процесс воспитания и обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей личности.

Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя, ребенок включается в общество, становится его членом. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

Социализация ребёнка – это стратегическая цель деятельности каждого педагога, так как знания, приобретаемые в школе - это база для социального становления ребёнка Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности - это способность к творчеству, это поведение в быту, восприятие культуры своего народа. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В нашем понимании школа должна не только и не столько дать ученику определённый объём знаний, но и научить его, используя эти знания, проектировать свою жизнь.

Рядом с нами живут дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что они не могут их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, узкий круг контактов, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, но он может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, а вот обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Именно поэтому нами создан данный проект, имеющий компетентностную составляющую.

Для нас очень важно быть полезным каждому ребёнку. Это состояние нашего благополучия, счастья. Педагогическое сообщество способно серьезно воспринимать проблему взаимопомощи человеку. Поэтому, мы считаем обязанным участвовать в жизни общества, оказывать помощь тем, кому она требуется.

Реализация данного проекта позволит отработать механизмы работы в разновозратных группах.

Цели проекта:Создание единой воспитательной среды в работе инклюзивных разновозрастных групп во внеучебной деятельности с детьми

Задачи проекта:

Разработать механизмы работы в разновозрастных группах.

Обеспечить условия для личностного становления каждого ребёнка в выбранной сфере внеурочной деятельности

Вовлечение учащихся школы в активную внеучебную деятельность;

Оказать социальную помощь и психологическую поддержку детям с ограниченными возможностями в здоровье

Продукт проекта

По окончанию проекта планируется выпуск методических рекомендаций, разработок занятий педагогов, реализующих данный проект

Руководитель и автор проекта:

Скороход Лариса Юревна – заместитель директора по ВР МАОУ «АСОШ №4» ГО «Посёлок Агинское»

Участники проекта Учащиеся школы

Система вовлечения детей

PR-компания, красочные афиши и устные объявления

Механизм работы в РВГ. В каждом классе ученики разбиваются на 4 группы (по формам внеучебных занятий) разными способами: по цвету, по №, по желанию. При слиянии всех классов каждой из четырёх минигруппы отдельного класса, образуются четыре больших группы школы, которые на протяжении одной темы работают совместно. За основу работы взяты 4 формы организации внеучебных занятий: клуб/студия, салон/гостиная, лаборатория, мастерская. В ходе реализации проекта используется интерактивный метод Славина «Вертушка», который предполагает, что все участники проекта (учащиеся, учителя) проходят разные формы организации внеучебных занятий.

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Мероприятия

Характеристика

Организационный

Октябрь 2016 года

Входной мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта. Согласование с педагогическим коллективом. Нормативно-правовое обеспечение информационная поддержка Подготовка педагогов (тренинги, лекции, беседы, методические семинары) Составление расписания внеучебных занятий РВГ

Анкетирование – теоретический этап нашего исследования. Выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения

Участвовать в такой работе готов не каждый и наша миссия убедить круг потенциальных участников в   нужности и важности апробации данного проекта

Основной

Ноябрь 2016 года – апрель 2017 года

Организация, подготовка и проведение внеучебных занятий в разновозрастных группах с применением технологии «Вертушка».

Активная работа учителей школы. Этап включает изучение механизмов работы. Мы считаем необходимым на основном этапе работу систематизировать в данном направлении, наметить основные мероприятия, обязательные к проведению.

Итоговый

Май – июнь 2017 года

Проанализировать:

- насколько глубоко были погружены участники проекта во внеучебную деятельность; удовлетворены ли особые потребности участников проекта;

- установлены ли контакты в РВГ; оказала ли данная деятельность влияние на общий нравственный климат

Данный этап аналитический. Необходимо подвести итоги, сделать анализ сформированности системы работы и её перспективы.

По окончанию проекта планируется выпуск методических разработок педагогов, описание опыта работы в педагогическом сообществе. Проведение семинаров для распространения опыта работы в данном направлении

 

Мероприятия проекта

  Мероприятия                                    

 

Ответственные

1 этап - Организационный этап

Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта.

октябрь

Автор

Согласование с педагогическим коллективом.

Нормативно-правовое обеспечение

Автор и системный администратор школы

Информационная поддержка (выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения)

Распределение педагогов и учащихся по группам

Автор

Разработка внеучебных (не предметных) мероприятий учителями

Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту.

Педагоги

Автор

Подготовка педагогов (тренинги, лекции, беседы, семинары)

Автор

Составление расписания с включением внеучебных занятий

ноябрь

2 этап - Основной этап

Организация и проведение внеучебных занятий в РВГ с ОВЗ по технологии Славина «Вертушка»

В течение срока реализации

Автор, педагоги, администрация ОУ

Сбор фото и видеоматериалов внеучебных занятий

Наблюдение и фиксация личностных достижений участников проекта

Анализ внеучебных занятий в РВГ с ОВЗ по технологии Славина «Вертушка» педагогическим сообществом

3 этап - Итоговый этап

Подготовка материалов к трансляции (сеть Интернет) Выпуск методических рекомендаций

май - июнь

Системный администратор школы

Мониторинг социализации личности. Анкетирование для выяснения степени комфортности работы в группах. Отчёт. Рефлексия. Анализ реализации проекта. Коррекция

Автор, педагоги

 

Ожидаемые результаты.

Становление личности каждого ребёнка разновозрастной группы в выбранной сфере внеучебной деятельности;благоприятная адаптация и социализация учащихся; совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, совместной работы, творческой деятельности; воспитание ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни; актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, помощь и поддержку. Планируется выпуск методических разработок внеучебных занятий; обобщение и распространение опыта работы педагогов.

Критерии и показатели результативности

-        удовлетворение потребности и желания учащихся во внеучебной деятельности в условиях внедрения ФГОС

-        степень вовлечённости детей с ОВЗ

-        результативность участия участников проекта

-        социализация здоровых детей и детей с ОВЗ

Способы отслеживания и фиксация:

-        активность участия детей в коллективных видах внеучебной деятельности

-        защита совместных проектов

-        организация выставок коллективных работ

-        анкетирование участников проекта

 

В профессиональной деятельности педагога

-        результативность методической поддержки публичного представления опыта педагогов

-        использование новых форм организации внеучебной деятельности в условиях разновозрастных групп

-        публикация методических разработок и статей в СМИ

 

Социальные эффекты от реализации проекта:

Включение детей с ОВЗ в РВГ во внеучебной деятельности

 

Выводы:

Мы считаем, что основной ресурс для развития гражданского общества – это ресурс человеческий, рациональное использование которого поможет существенно сократить материальные издержки, поддержать необходимую атмосферу творчества и желания социальных достижений участников проекта - детей и педагогов.


Приложение 1

 

 

 

Классный руководитель предлагает выбрать один круг любого цвета. Таких цветов 4 (количество определено по формам организации). В классе количество учащихся в среднем 20 – 24, поэтому кругов каждого цвета в классе должно быть по 5 (6).

 

 

 

 

Приложение 2

Мониторинг социализации личности учащегося

(Разработана И.Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.

Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них: 4 - всегда, 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха

4. Я умею прощать

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.      

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.

 

5

 

9

 

13

 

17

 
 

6

 

10

 

14

 

18

 
 

7

 

11

 

15

 

19

 
 

8

 

12

 

16

 

20

 

Обработка полученных результатов

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.

Оценка автономности - вторая строчка;

Оценка социальной активности – третья;

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.

Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализированности ребенка. Если он меньше 2-х, но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптированности.

 

 

 

Анкетирование

для выяснения степени комфортности работы в группах

Анкета

1.Кто в классе тебе всегда готов прийти на помощь?

2.С кем тебе трудно работать вместе?

3.Кого пригласил бы к себе на день рожденья?

4.От чьего приглашения отказался?

5.С кем бы хотел пойти в поход?

6.К кому тебе трудно обратиться за помощью?


В зависимости от ответов  предлагала отдельным учащимся перейти в другую группу

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

РВГ

разновозрастные группы

ОВЗ

дети с ограниченными возможностями в здоровье

инклюзия

Глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (включение, добавление, прибавление, присоединение) Смысл процесса инклюзии: «Всем здесь рады!»

студия

содержание деятельности связано с определенным видом искусства или  художественного  творчества.  Педагогическая задача студии – создание условий  для  становления и  развития  художественного  творчества  детей в различных областях.

клуб

детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач.  В  образовательных  клубах  главное  внимание  уделяется  освоению воспитанником  содержания  той  или  иной  предметной  области Досуговые клубы  решают  задачи  организации  досуга,  свободного общения детей

салон

 Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой. Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность,   музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами. Салон как мероприятие – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

гостиная

Гостиная – одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

лаборатория

в основе содержания лежит конкретная область научныхзнаний или междисциплинарная проблема. Ей присущпоисковый, творческий компонент в деятельности.

мастерская

характерна принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства, приоритет предметно-практических задач  ориентация  на  достижение  высокого уровня  мастерства в определенном  направлении.

«Вертушка» Славина

Интерактивный метод организации работы в сотрудничестве учащихся разного уровня подготовленности в группах

социализация

усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации ребенка в том обществе, в котором он живет (по А.В.Мудрику).

Анатолий Викторович Мудрик

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии Московского педагогического государственного университета

позитивная социализация

социализация в культуре, инкультурация; показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого пучащимися социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе.

компетенция

(соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР