Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420144
Реализация права на образование несовершеннолетних с ОВЗ. Особенности обучения и воспитания. (материалы к педсовету)
Содержание - Статьи, доклады

Донская Елена Николаевна, заместитель директора по УВР, МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 28». 
Данный материал подготовлен для педагогического совета школы. Цель: ознакомление с новыми подходами в образовании в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Материал предназначен для целевой аудитории - учителей и педагогов дополнительного образования. К материалам педсовета прилагается презентация.


Дата публикации: 02.03.2018


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Реализация права на образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд №1,2,3

         Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Слайд №4,5,6

Нормативной базой работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями являются:
- Конвенция о правах ребёнка (1989),
-Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы , -Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», а так же
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012года статья 11 ч.6

- Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Слайд 7

- Стандарт применяется с 1 сентября 2016 по адаптированным программам.

Адаптированная программа-образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Слайд 8

Варианты программ для детей ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1,1.2,1.3,1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2,2.3

Слепые дети

3.1,3.2,3.3,3.4

Слабовидящие дети

4.1,4.2,4.3

Дети с тяжёлыми нарушениями речи

5.1,.5.2,5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1,6.2,6.3,6.4

Дети с ЗПР

7.1,7.2,7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1,8.2,8.3,8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

 

Слайд 9

Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.

Многие несовершеннолетние становятся инвалидами в результате различных заболеваний или травм. Их количество в 2014 составило более 500 тыс. человек. Как показывает статистика детей-инвалидов это на 3,7 % больше, чем в предыдущем году. В 2015 их число превысило 600 тыс. человек. По мнению экспертов, реальные цифры намного выше (около 3 млн.).

Из них 12% находится в специализированных интернатах. Тревожная тенденция наблюдается не только в России, но и в других странах. Статистика детей-инвалидов в мире отражает рост их количества и составляет около 95 млн. в возрасте до 14 лет.

Более трети рождаются с различными патологиями. Лишь около 20% первоклассников приходят в школу здоровыми. Статистика заболевания детей отмечает уменьшение количества здоровых к окончанию школы в два раза. Более 70% школьников имеют различные хронические патологии.

Слайд 10,11,12

Если обратиться к статистическим данным конкретно по нашему образовательному учреждению, то дело также обстоит очень тревожно:

2015 год- всего обучающихся 1907, из них :

-инвалидов-13 человек

ОВЗ (на индивидуальном обучении)- 11 человек

2016 год- всего обучающихся 1988, из них:

- инвалидов-11 чел

ОВЗ ( на индивидуальном обучении)-5 человек, из них 1 аутист, находящийся на индивидуальном обучении и 2 ученика с ЗПР , также на индивидуальном обучении

ОВЗ - остальные 6 человек обучаются в общеобразовательных классах

2017 год- всего обучающихся 2078, из них :

- инвалидов- 15 человек

ОВЗ (на индивидуальном обучении)-3 , из них 1 аутист, 2- ЗПР

ОВЗ в общеобразовательных классах с адаптированной программой:

-1 аутист

- 1 эпилепсик

- 1 ЗПР

Слайд 13

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Это специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Такие дети оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.

Слайд 14

                                 Причины задержки психического развития

биологические

социальные

Патология беременности

Длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

Недоношенность

Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

Асфиксия и травмы при родах

 

Заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

 

Генетическая обусловленность

 

Слайд 15

Типичные особенности свойственные всем детям с ЗПР:

Познавательная сфера:
- внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.

- мышление- отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций, снижение познавательной активности

- память- страдают все виды памяти: недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения

Психо-моторная сфера:
- двигательная разбалансированность;
- импульсивность;
- нарушение координации движения;
- слабость мелкой моторики;
- гиперактивность;
- повышенный мышечный тонус

Слайд 16

  • Речевое развитие:
  • Дефекты произношения
  • Ограниченность словарного запаса
  • Трудности словоизменения, словообразования
  • Нарушение синтаксической структуры предложения
  • Недостаточность речевой регуляции
  • Трудности вербализации действий
  • Несформированность планирующей функции речи

Эмоционально-волевая сфера :

  • Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения
  • Неспособность к волевому усилию
  • Инфантилизм
  • Преобладание игровых мотивов
  • Стремление к получению удовольствия

Слайд 17

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Слайд 18

Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.


Слайд 19

Особенности обучения

В процессе обучения учителю следует:

  • использовать четкие указания;
  • поэтапно разъяснять задания;
  • учить последовательно выполнять задания;
  • повторять инструкции к выполнению задания;
  • демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

  • использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневно оценивать;
  • акцентировать внимание на хороших оценках;
  • разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
  • проводить оценку переделанных работ;
  • использовать систему оценок достижений учащихся.

Слайд 20

  • Каждый урок является продолжением предыдущего.
  • Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного материала
  • Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.
  • Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально).
  • Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
  • Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
  • Учитель должен давать задания, идущие от простого к сложному, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
  • Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
  • Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, так как данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;
  • Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время;
  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;

Слайд 21

  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;
  • Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц;
  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;
  • С целью предупреждения переутомления давать равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);
  • Развивать самоконтроль давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично;
  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;
  • Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;
  • Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

Слайд 22

Общие подходы в обучении детей с ЗПР

  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)
  • Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
  • Связь обучения с жизнью
  • Постоянное управление вниманием
  • Главная составляющая работы — общение и индивидуальный подход

Слайд 23

«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР