Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6402868
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание сложных имен прилагательных»
Содержание - Русский язык и литература
12.01.2022 08:44

Ахметзанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. 
Конспект урока русского языка по теме «Правописание сложных имен прилагательных» предназначен учителям русского языка, преподающим в 6 классе. Данный урок относится к разделу «Морфология. Имя прилагательное», обобщает, систематизирует знания о правописании сложных прилагательных.

 


 

Конспект урока по теме: Правописание сложных имён прилагательных 

Класс: 7

Предмет: русский язык

Цели:

- вспомнить основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных и познакомиться с новыми случаями;

- развивать умение актуализации полученных знаний;

- развивать умение применять правила разных типов орфограмм и пунктограмм;

- развивать умение анализировать текст;

- воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;

- прививать бережное отношение к родному слову.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. 

Ход урока:

Орг.момент. Приветствие учащихся.

Приветствие, настрой – ожидание

- Внимание на экран… (фото) 

I.Актуализация знаний.

1.СИ-ФИНК-УАНДЭ:

- Что вы видите? (ответы учащихся)

- Что вы думаете об этом? (ответы учащихся)

- О чем это заставляет вас задуматься? (ответы учащихся) 

2. Словарная работа

- Каким словом можно объединить все эти изображения? (красота)

- Как вы понимаете слово “красота”? (Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”)

- Подберите синонимы к слову «красота» (Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность. [] взять красотой, придавать красоту

- Вы можете обратиться к словарю синонимов на порталах Грамота.ру, Словари,ру

- Посмотрите, какие синонимы существуют…(скрин страницы с синонимами к слову красота) 

3. - У меня возникает вопрос: Если человек красив, может быть, ему уже не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить? Ваше мнение. (ответы учащихся)

-. Когда к Сократу приходили новые ученики, он произносил эту фразу: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (на доске) Что он имел в виду? (ответы учащихся)

- А теперь, образуйте, пожалуйста, прилагательное от слова красота (красивый)

- Образуйте степени сравнения (красивый – красивее – более красивый, красивейший – самый красивый)

- Молодцы, что знаете нормы произношения ( на слайде- красИвее) 

II. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

1. - Объясните правописание сложных существительных:

Мировоззрение (слитно: с соединительной гласной О после основы на твердый согласный)

Велосипед (слитно: с соединительной гласной О после основы на твердый согласный)

Юго-запад (через дефис: наименования промежуточных стран света)

Лейб-гвардия (через дефис: с начальными иноязычными элементами вице-, камер-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, штаб-. штабс-, экс-) 

2. - Образуйте от данных существительных имена прилагательные (мировоззренческий, велосипедный, юго-западный, лейб-гвардейский)

- Сделайте вывод (имена прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся слитно/через дефис) 

3. - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить.

- Запишите число, тему урока. (Правописание сложных имён прилагательных)

- Какие цели поставим?

– Отлично, а теперь приступим к работе. 

4.КОНЭРС

- Перед вами карточки розового цвета. Возьмите по одной. Внимательно прочитайте слова, подумайте, как они пишутся и почему. А теперь пройдите к углу, объясняющему ваш выбор. 

Лимонно(?)жёлтый, бутылочно(?)зелёный, тускло(?)серый, пепельно(?)седой, мутно(?)голубой 

Русско(?)французский, шахматно(?)шашечный, финансово(?)экономический, художественно(?)критический 

Древне(?)русский, дальне(?)восточный, сине(?)глазый, светло(?)волосый, машино(?)писный 

Узко(?)специальный, ниже(?)перечисленные, высоко(?)образованный 

Ответы:

1.Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).

2.Русско-французский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).

3.Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).

4.Узкоспециальный, нижеперечисленные, высокообразованный (из сочетания прилагательного с наречием на е-о). 

- Обсудите в группе и объясните свой выбор. (ответы учащихся)

- У вас образовались новые группы. Займите, пожалуйста, места. 

5. Работа с учебником (по группам): прочитайте материал учебника, найдите случаи слитного, дефисного написания сложных прилагательных, которые не встретились нам сегодня. Расскажите о них одноклассникам. (работают в группах: пишут основный моменты и 1 пример на листах; выходят к доске, прикрепляют лист и рассказывают) 

- Что было новым?

- Что вызвало затруднения? 

III. Этап закрепления и применения изученного.

Задания:

1.Работа в группах (по парам): выберите из предложенных слов те, которые соответствуют вашему пункту правила, запишите слова, раскрыв скобки, объясните:

Слитно пишутся прилагательные, первой частью которых является наречие на О или Е

Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака

Слитно пишутся прилагательные, образованные из сочетаний слов с подчинительной связью

Через дефис пишутся прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью

Слитно пишутся прилагательные, первой частью которых является имя числительное

Через дефис пишутся прилагательные, начинающиеся со слов юго-, западно-, восточно-, северо-, северно-, входящие в состав географических и административных названий

Слитно пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно

Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис

 

фиолетово(?)чёрный, западно(?)сибирские (реки), глинисто(?)песчаный, семи(?)летний, громко(?)голосый, пяти(?)конечный, само(?)летный, железно(?)дорожный, Восточно(?)Европейская (равнина), паро(?)ходный, узко(?)лицый, экс(?)президентский, золотисто(?)коричневый, вице(?)адмиральский, голово(?)кружительный, высоко(?)моральный, взлётно(?)посадочный, берёзово(?)осиновый, лесо(?)защитный, трёх(?)метровый, земле(?)дельческий, матово(?)белый, Западно(?)Сахалинские (горы), северо(?)западный 

Слитно

1 часть - наречие

С подчинительной связью

1 часть - числительное

От существительных

громкоголосый

узколицый

высокоморальный

 

железнодорожный

лесозащитный

головокружительный

семилетний

пятиконечный

трёхметровый

пароходный

самолетный

земледельческий

Через дефис

оттенки

Из сочетаний слов с сочинительной связью

Со слов юго-…

От существительных

матово-белый

фиолетово-чёрный

золотисто-коричневый

взлётно-посадочный

глинисто-песчаный

берёзово-осиновый

Западно-Сахалинские горы

Восточно-Европейская равнина

НО!!!

северо-западный

вице-адмиральский

Экс-президентский

 

 - Какое слово осталось? Почему? (западносибирские реки – является нарицательным) 

2.Фронтальный опрос:

- Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

социальные и бытовые условия – социально-бытовые

спрягаемый по-разному - разноспрягаемый

любить мир - миролюбивый

цветущий рано – раноцветущий

пять рублей – пятирублевый

Жюль Верн – жюль-верновский

химия и биология – химико-биологический 

3.Тест

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель 

Взаимопроверка по образцу. 

IV.

1.- Вернемся к началу нашего урока. Мы говорили о красоте.

ТОКИН МЭТ

- Перед вами большой лист бумаги, участник № 1 запишите в центре листа тему: «Красота». У вас будет 30 секунд, чтобы записать все ваши идеи (слова, фразы) по этой теме. Напоминаю, каждый делает сам.

- А теперь команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между идеями и задать вопросы по работе другой команды. (по 30 секунд)

- Вернитесь, пожалуйста, к своему столу, проанализируйте комментарии.

- Презентуйте вашу работу. 

2.

- Вот что говорит о красоте народная мудрость:

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Красивый вид человека не портит.

Что к лицу, то и красит.

Коли хорош, так не хвались: тебя и так заметят.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Не гонись за красотой, а гонись за добротой.

Красавица без ума — что кошелек без денег. 

- Какие примеры пословиц можете привести вы?

- Какая мысль объединяет эти пословицы? (Красота без разума пуста) 

3.

- Обратимся к тексту Нагибина Ю́рия Марковича.

Чтение текста.

(1)Что такое красота? (2)Людям кажутся совсем разные лица, вещи, явления. (3)Полагаю, что, посещая художественные галереи, выставки, собравшие нетленные образы красоты, многие испытывают порой чувство недоумения: неужели это неправильное, странное женское лицо или эта нелепая мужская фигура могут считаться красивыми? (4)Но ведь художник подобен влюбленному, он глядит на свою модель околдованными глазами и — в отличие от бытового человека — умеет сообщать свое видение другим. (5)Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». (6)Тем, кто обладает сильно развитым воспринимающим аппаратом, куда легче понять очарованность художника той или иной натурой и разделить его чувство вопреки собственным пристрастиям, нежели тем, кто редко соприкасается с искусством

Чем поражает Джоконда? (7)Сложностью выражения, глубиной душевной жизни, обнаруживающей себя в многозначной полуулыбке, взгляде, погруженном в даль, но готовом откликнуться и сиюминутности. (8)Разве можно сказать, что Мона Лиза безукоризненно красива? (9)У самого Леонардо есть на полотнах женщины куда красивей (хотя бы эрмитажная «Мадонна Литта»), но манит, притягивает, сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души бессмертная Джоконда — в ней явлен не холодный, обобщающий тип красоты, а горячая, пульсирующая, бездонная жизнь единственной души. (10)Человеку, сказал Паскаль, по-настоящему интересен только человек. (11)И потому над тайной Джоконды, тайной вполне реальной женщины, жившей в нашем мире, а не на Олимпе и не в горних высях, флорентийской гражданки, жены купца Джокондо не устают биться поколение за поколением.

(12)Словами красоту не передашь. (13)Это прекрасно знал Лев Толстой. (14)В полушутливом споре с Тургеневым и Дружининым, кто лучше опишет красоту женщины, он перечеркнул прямолинейные описания своих соперников одной-единственной фразой из Гомера: «Когда Елена вошла, старцы встали». (15)Умно, дерзко, лукаво, но вместе с тем Толстой как бы расписывается в бессилии выразить словами живую красоту женщины. (16)Впрочем, это не мешало ни ему самому, ни его литературным собратьям создавать пленительные женские образы. (17)Разве мы сомневаемся в зрелой красоте Анны Карениной, или девичьей — Наташи Ростовой, или романтической — Татьяны Лариной? (18)А между тем Пушкин не дал ее портрета. (19)Ведь нельзя же считать портретом: «Татьяны бледные красы и распущенные власы». (20)А ведь всего-то сказано, что «все тихо, просто было в ней». (21)Чего же достигает Пушкин такой зримости образа, ставшего символом русской женской красоты — физической и духовной? (22)Колдовством рассеянных по роману легких мазков чарующей авторской интонацией, исполненной нежность и уважения, и чем-то вовсе неуловимым, что принадлежит тайне гения.

(23)Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее.

(24)Как хорошо сказал великий педагог К. Ушинский: «Всякое искреннее наслаждение изящным само по себе источник нравственной красоты».

 (по Ю. М. Нагибину*)

* Нагибин Ю́рий Маркович (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. 

- О чем этот текст?

- Сформулируйте проблему. 

Примерный круг проблем

1. Что такое истинная красота?

2. Проблема восприятия красоты.

3. Проблема выражения красоты. 

Авторская позиция

1. Истинная красота «озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее».

2. Человек, тем более восприимчив к прекрасному, чем чаще он соприкасается с искусством

3. Чтобы передать красоту, нужно самому уметь наслаждаться прекрасным. Примером в этом для нас могут стать писатели-классики. 

Домашнее задание:

- Напишите вступление, проблему и комментарий, позицию автора и свою по тексту. 

V.Итог урока. 

- Давайте вспомним, какую цель вы поставили в начале урока? Удалось ли вам достичь цели?

- Что вам удалось лучше всего?

- Какие затруднения испытывали?

- Все вы молодцы, очень хорошо поработали. На этом мы с вами прощаемся.