Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5912116
Театральное искусство в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы
Содержание - Русский язык и литература
18.06.2021 11:57

Бойко Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46» г. Братска, Иркутской области. 
Научно-методическая статья способствует привлечению педагогов к приобщению обучающихся к театру и театральной деятельности как одной из составляющих создания открытой образовательной среды школы. С 5-го класса обучающиеся знакомятся с театральной терминологией, основными видами театрального искусства, историей театра, культурой поведения. Применение в образовательном процессе средств приобщения к театру содействует расширению общего и художественного кругозора обучающихся, развитию художественного вкуса.

 


Театральное искусство в процессе обучения русскому языку и литературе.

 

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности является образование. Современному обществу необходимы высоко и разносторонне образованные люди с развитыми личностными, социальными, общекультурными, интеллектуальными и коммуникативными качествами.

Образовательная среда сегодня нуждается во взаимодействии с социальной средой, что способствует формированию целостного мировоззрения подрастающего поколения. Одной из составляющих создания в школе открытой образовательной среды является включение в образовательный процесс театральной педагогики, элементов театрализации, взаимодействие с театрами города.

Театральное искусство обладает уникальными особенностями. Оно объединяет все виды искусства: литературу, музыку, живопись, вокал, хореографию. Поэтому театральная деятельность в школе имеет огромное значение.

Среди множества методов и приёмов, применяемых нами на уроках, особое место занимает использование средств театра в педагогическом процессе. Это способствует гармоничному развитию, проявлению любознательности, общего интеллекта, эмоций обучающихся.

Основополагающим методом в театральной педагогике является метод физических действий. Данный метод основан на анализе пьесы, последующие действия которой выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. Для нас данный метод интересен тем, что предполагает развитие свойств познавательных процессов личности школьника, а также способность к самокоординации поведения. Метод исторических параллелей помогает сравнить различные исторические эпохи и периоды развития общества. Такое сравнение способствует эффективному решению поставленных задач при усвоении теоретических знаний по предмету. Реализация данного метода может происходить тремя способами: рассказ учителя, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и событий, а также анализ профессиональных качеств личности обучающегося с опорой на текстовой материал, раскрывающий сущность данного вопроса или проблемы. Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим». В нашей практике использование этого метода необходимо при построении логики урока, с целью формирования коммуникативной культуры обучающегося. Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение. Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует развитию умений и навыков его устной монологической и диалогической речи. Все эти приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как эмоциональность, креативность, волеизъявление, способность к импровизации, что является проявлением коммуникативной культуры. Каждый из методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относятся: театрализованное представление, игровая театрализация, импровизация, инсценировка.

Необходимо с 5-го класса приобщать обучающихся к театру, знакомя с театральной терминологией, основными видами театрального искусства, историей театра, культурой поведения в нём.

Прекрасные возможности открываются при проведении тематических уроков, когда урок русского языка строится на материале, связанном с театром и театральной деятельностью. Связные тексты, предложения, слова, с которыми ведётся работа на протяжение всего урока, задания, виртуальные экскурсии - всё помогает обучающимся приобщиться к миру театра. Применение в образовательном процессе таких средств содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, развитию художественного вкуса. На уроках используются ИКТ, что является важным подходом к формированию информационно-образовательной среды, обеспечивающей качество образования. А какие возможности использования театральной педагогики даёт урок литературы! Это и инсценировки, и знакомство с классическими драматическими произведениями, и обсуждение спектаклей.

Использование театрализации на уроке решает следующие задачи:

  • помогает учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо­сферы в классе;
  • формирует навыки этикета, норм поведения;
  • развивает эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и сочувствия, умение радоваться и огорчаться вместе со своими однокласс­никами;
  • развивает личностные качества ребенка: память, внимание, на­блюдательность, фантазию, чувство ритма, пространства;
  • создаёт условия для заинтересованного и доброго отношения одноклассников друг к другу, воспитывает толерантность;
  • воспитывает в обучающихся волевые качества;
  • формирует зрительскую культуру и грамотность ребенка.

Именно театральная деятельность позволяет обучающимся реализовать свои творческие способности, развить устную речь: дикцию, подачу звука, точность интонации, умение слышать правильное и неправильное произ­ношение, приобрести опыт общения и взаимодействия с одноклассниками. Это путь к обогащению и расширению словарного запаса. Подобные уроки не будут стандартными и станут интересными не только для ребят, но и для учителя.

В заключение можно сказать, что если сегодня мы не будем приобщать подрастающее поколение к театру и театральной деятельности, то завтра наши театры опустеют. Надо помогать ребятам учиться понимать театральные постановки, делать выводы, то есть стать настоящим зрителем.