Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5912144
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)», 9 класс
Содержание - Русский язык и литература
09.06.2020 11:39

Бушаева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей № 35 им. А. И. Герлингер» г. Новокузнецка Кемеровской области. 
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» содержит календарно-тематическое планирование и представляет собой цельный документ, который поможет учителю-предметнику в организации уроков родной литературы в 9 классе.

 


 Рабочая программа по учебному предмету

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса разработана на основе требований ФГОС и результатов освоения ООП ООО, с учетом программ, включенных в ее структуру.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты:

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить:

 воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

 приобщение к литературному наследию своего народа;

 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Предметные результаты изучения предмета «Родная литература (русская)» должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

Раздел 1. Литература и ее роль в духовной жизни человека – 1 час

Шедевры русской родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова.

Раздел 2. Древнерусская литература – 2 часа

Величайшие памятники древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров (слово, житие, поучение).

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности. Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека Цельность характеров героев. Гимн любви и верности. Язык произведений. Образы героев. Образ Русской земли.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты), «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

Раздел 3. Литература XVIII века – 1 час

Н.М.Карамзин «История государства Российского» (фрагменты).

Многотомное сочинение Н. М. Карамзина (12 томов) – история России, начиная с древнейших времен до правления Ивана Грозного и Смутного времени.

Жанр «Истории…». Традиции и новаторство произведения. «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. Становление национального самосознания.

Раздел 4. Литература XIX века - 5 часов

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери»

Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Трагедия как жанр драмы.

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон»

Романтическая поэма. Противоречие, конфликт между добром и злом как противоречия самой жизни. Познание мира. Двоемирие. Трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным.

Образ героя. Образ автора.

Н.В.Гоголь «Петербургские повести»: «Портрет»

Фантастический реализм. Идейный замысел. Проблематика повести. Жанровое своеобразие. Искусство как часть философии художника. Истинный талант и ремесло.

Чартков – главный герой повести. Два образа, две судьбы.

Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи» (сентиментальный роман)

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Мечтатель и его представление о счастье. Особенности художественной манеры Ф. М. Достоевского.

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска»

Рассказ-зарисовка о судьбе безвестного извозчика. Боль и негодование автора. Тема одиночества человека в многолюдном городе. Пагубная разъединенность людей в мире, их отверженность друг от друга. Е.Носов: «Тоска» - одно из лучших произведений автора. Авторский стиль написания: многоточие как показ людской бесчеловечности и равнодушия.

Раздел 5. Литература XX века - 8 часов

И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»: Рассказы «Холодная осень», «Темные аллеи», «Кавказ»

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм, лиризм, ритмичность прозы писателя.

В.В.Вересаев. «Загадка»

Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля писателя. Герой-повествователь, его внутренний мир, противоречивые мысли и чувства Образ города как антитеза природному миру. Внутренний рост героя через восприятие внешнего мира. Красота искусства.

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

Ю.В. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

Общечеловеческие нормы нравственности: доброта, человечность, справедливость, благородство, совестливость и сострадание Безнравственность забвения человека человеком.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Проблематика рассказа – одиночество, материнская любовь, проблема отцов и детей. Композиция рассказ: рассказ о матери, о дочери, трагическая развязка. Деталь как художественная особенность произведения в раскрытии темы памяти. Духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России.

Смысл названия рассказа

В.Г.Распутин. Рассказ «Женский разговор»

Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения представлен реалистичным и распущенным. Разногласия из-за разного представления о морали и назначении женщины.

Описание природы как символ противостояния безнравственному разрушению.

Т. Н. Толстая. Рассказ «Соня»

Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное.

Главные герои, их портреты и характеры.

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 9 класс (17 часов)