Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385110
Конспект урока. Художественное описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Содержание - Русский язык и литература
19.12.2019 08:16

Белова Людмила Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №41 г. Ульяновск. 
Конспект урока по развитию речи «Художественное описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» предназначен учителям русского языка, преподающим в 5 классах. Урок соответствует требованиям ФГОС ООО.

 


 

Конспект урока.

Художественное описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цели:

Предметные:

- повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Описание места»;

- углубить понимание эпитетов учениками: изобразительные эпитеты (цветовые, звуковые) и выразительные эпитеты (эмоциональные, оценочные, эмоционально-оценочные);

- сформировать умение самостоятельно подбирать эпитеты;

- обогатить память учащихся готовыми образцами для выражения своих впечатлений;

- помочь овладеть навыками описания изображённого на картине;

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания;

- предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах;

- развить такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;

- выработать орфографическую зоркость;

- развивать мышление, внимание;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Деятельно-коммуникативные:

- формировать навыки самоконтроля;

- закреплять навык работы в паре, в коллективе;

- закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.

Ценностно-ориентированные:

- через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость;

- прививать любовь к искусству и родной природе.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесный (сообщения учащихся в ходе работы над созданием текста; рассуждение, беседа);
  • исследовательский (изучение текстов с целью выявления художественно-изобразительных средств);
  • практический (создание и презентация творческой работы);
  • репродуктивный (воспроизведение знаний о стилях и типах речи, художественно-изобразительных средствах);
  • стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию знаний о тексте).
  • наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Оборудование: Плакат со схемой «Описание места», ИКТ, на слайдах портрет и репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Подснежник».

Тип урока. Урок развития речи.

Используемая технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы и приёмы.

Эвристический. Беседа. Творческая работа.

Теория русского языка.

Описание. Данное. Новое. Контраст. Пейзаж. Колорит. Композиция.

Домашнее задание к этому уроку:

1) повторить § №48 «Описание места»;

2) вспомнить значение слов: пейзаж, колорит, эпитеты;

3) понаблюдать за снегом, каким он может быть, записать не менее 10 определений.

Конспект урока.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация к учебной деятельности

Цели и задачи (создание мотивации, активизация знаний учащихся).

- Ребята, посмотрите в окно. Что вы там увидели? А что вы видели, на что обратили внимание, когда шли по дороге в школу?

(Много снега, снег уже подтаявший на солнце…)

- Да, в этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

                             (А. Пушкин)

- С какой изумительной точностью А. Пушкин смог подобрать нужные слова, чтобы передать всю красоту зимнего дня. Определите с помощью цветового спектра, какое у вас сейчас настроение.

Определяют свое настроение. (поднимают цветные полоски)

- Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в успешной деятельности на уроке. Скажите, а чем мы сегодня будем заниматься?

(Описывать февральскую зиму, снег, проверять д/з, развитием речи.)

- Всё верно, у нас урок развития речи. Что мы делаем на таких уроках? Что значит развивать речь? (Дают ответы на вопросы. Определяют, что нужно знать и уметь, чтобы развивать речь).

(Репродукция картины на доске. Определяем тему урока, ставим цели. Подготовка к сочинению-описанию. Записываем тему урока).

Стадия осмысления. Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.

- А кто такой писатель? Можно ли вас назвать писателями?

- Какими умениями должен обладать писатель, чтобы его произведения читались?

(Вспоминают, определяют, выдвигают предположения)

Умение наблюдать.

Умение вживаться в другие роли.

Умение сопереживать.

Умение использовать художественно-изобразительные средства.

Умение выбирать, находить интересную тему и раскрывать ее.

Собирать и систематизировать материал для своего произведения.

Знать, о чём писать и как строить свою работу.

- Я с вами согласна. Вот мы сейчас и создадим творческую мастерскую, которая поможет нам при написании сочинения. Мы сегодня будем учиться работать над словом при описании, используя различные художественные средства, строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания. А для этого нам необходимо вспомнить основные положения такого типа речи, как описание.

II. «Мозговая атака», активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с материалом.

Повторение основных положений об описании. Работа с опорной схемой

- Что мы знаем об описании?

Вспоминают, отвечают, слушают, дополняют.

Открывается схема на доске. Сравнивают ответы, делают вывод.

Работа со схемой на доске

Описание - это тип речи. Основа описания - перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления, места. (Распечатки на столе и на ватмане)

Каждый из видов описания строится по- своему.

Все предложения строятся по схеме: «Данное» - «Новое» (что?) - предмет (какой?)

ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ содержит характеристику явлений, предметов; основной вопрос к такому тексту – какой? В описательных текстах всегда много существительных, прилагательных и наречий, которыми характеризуются предметы, явления и действия.

КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ

I – Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.

II – Признаки предмета описания.

а) часть, где говорится о позиции наблюдателя;

б) часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы;

III – Общая оценка предмета.

*В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени

(чаще всего настоящего или прошедшего)

-Художники красками нарисовали такие замечательные пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать этот вид, показать, какой он, с помощью слов. И сделать это нужно грамотно, красиво, выразительно (образно). Художественное описание – это словесное рисование.

III. Межпредметные связи. Работа с иллюстрацией К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

а) Рассматривание репродукции под звучание музыки П.И. Чайковского «Подснежник». (1 мин.)

б) Слушание музыки (валеологическая пауза)

в) Беседа по картине.

- Как вы думаете, какой месяц изображен? Почему? Что на это указывает?

- Какую местность изобразил художник?

- Что является предметом изображения на картине?

- Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы. Полдень»?

(Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она названа «Конец зимы. Полдень»)

- Каково общее впечатление от пейзажа?

(Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна. Перед нами веселый деревенский пейзаж, об этом нам подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева, поленница дров возле изгороди, красивый петух и куры, что-то ищущие в снегу. На грязноватом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение. Лучи солнца ярким светом заливают все пространство картины. В лучах солнца купаются стройные березки, зеленые ели.)

- Назовите предметы, которые привлекают внимание на картине.

IV. Подготовка к сочинению. Разминка.

а) Словарный диктант «Наблюдатели». (Для развития оперативной речевой памяти)

Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку из трёх слов, затем делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Учитель предлагает слова написать в столбик. Взаимопроверка. (Слова написаны на обратной стороне доски в столбик).

Двор, дом, дети; день, небо, красота; чувство, колорит, снег.

- Что объединяет эти слова?

(Слова обозначают предмет или имеют значение предмета)

- Все эти слова - опорные. Это объекты для написания, - «данное», то, что уже нам дано самой картиной, которую мы с вами сейчас внимательно рассмотрим и найдём «новое».

- Что нам необходимо для этого сделать?

Составить план

б) Составление примерного плана.

- А какая информация нам необходима при описании картины?

(О художнике, о его творчестве)

План

1. Общее представление картины (автор, место, время)

2. Русская зима на картине:

         а) деревянные постройки;

         б) снег;

         в) деревья;

         г) солнце;

         д) лыжники.

3. Волшебная сила картины.

в) Работа с текстом. Выразительное чтение текста учащимися.

Константин Фёдорович Юон (1875 – 1958) родился в Москве. Детство провел в Лефортове. В его семье увлекались музыкой, театром. Молодежь ставила домашние спектакли. Сами писали текст, делали костюмы, сочиняли музыку.

Юон закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Фёдорович очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего К. Ф. Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона. Его картины: «Волшебница - зима», «Мартовское солнце», «Русская зима», «Конец зимы. Полдень» - создают праздничное, жизнерадостное настроение. Полотна Константина Фёдоровича отличаются радостным восприятием действительности и декоративным богатством палитры.

-Задайте вопросы одноклассникам по тексту.

(Где родился К.Ф.Юон? Чем увлекался? Где учился? Чем отличались картины Юона? Какое время года любил изображать художник? Каким настроением проникнуты его картины? Какую палитру использует Юон при изображении зимы?)

V. Открытие «нового» знания.

- Подберите такие слова для обозначения признаков, чтобы описание было точным и ярким, подчеркните самую характерную черту предмета, создайте образ.

а) Заполнение таблицы (дети называют признаки и выходят записывать по цепочке, тем самым соблюдается двигательный режим)

«Данное»

«Новое»

Двор

Деревенский, дачный, открытый

дом

Деревянный, бревенчатый, темный, старый, но крепкий

дети

Катающиеся на лыжах, возвращающиеся с прогулки, веселые, довольные

день

Яркий, солнечный, ослепительный, радостный

небо

Голубое, светлое, чистое, солнечное

красота

Вечная, торжествующая, простая

чувство

Радостное, праздничное, восторженное

колорит

Сияющий, контрастный

снег

Рыхлый, розоватый, искрящийся, голубоватый, белый, тающий

б) Сообщение учащегося, работа с толковым словарём С.И. Ожегова.

Контраст - резкая противоположность;

                   контрастный - совершенно противоположный.

Фон - 1.основной цвет, тон, которым пишется картина.

           2. Задний план картины.

Колорит – соотношение красок в картине по тону,

                 насыщенности цвета

в) Аналитическая работа.

1) - Как вы думаете, а какую позицию занимает художник, чтобы снег оказался хорошо освещен?

(Художник сел напротив солнца, отчего все предметы затемнены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.)

- Прочитайте начало текста М. Гая. Выразительное чтение учеником. Продолжите текст.

Каким бывает снег?

«Золотой», - сказало утро и осветило лес. «Голубой», - проговорило небо.

«Синий»,- прошептали деревья. «Холодный», - произнесла белая куропатка и спряталась в снег. «Серебряный»,- промолвила луна, поднимаясь к звездам.

- Какие художественные средства использовал автор, чтобы создать образ снега?

Цветовые эпитеты: золотой, голубой, синий, серебряный.

Эмоционально-оценочный эпитет: холодный.

Олицетворения: сказало утро, проговорило неб, прошептали деревья, произнесла куропатка, промолвила луна.

А еще синонимы: сказало, проговорило, прошептали, произнесла, промолвила.

- А по-вашему, какого цвета бывает снег? Какие художественные средства можно использовать при его описании?

2) Кто больше? Подберите художественные средства для описания снега. (Работа в парах)

    молочный                                      лазурный

    жемчужный    -   белый               небесный                светло-

     опаловый                                      голубой                     ярко-

                                                           бирюзовый    

пепельный, серебристый, серый, зелёный, синий, сапфировый, фиолетовый, лиловый, сиреневый, розовый, багровый

Как одеяло, как драгоценные камни, …Снег сползает с крыши, скрипит, сопротивляется…

VI. Перепутанные логические цепочки.

Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом.

а) - Ко мне в руки попало описание этой картины из книги «Беседы об искусстве», но вот беда, все фрагменты текста каким- то образом перепутались и отдельные слова исчезли. Вам нужно составить текст, вписывая в них необходимые слова (Работа в группе)

- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, можете создать свой. Помним, какие наречия необходимо употреблять при описании места. Кто забыл, откройте с.253 №554

Фрагменты текста.

1) (Какой?)………. день. Воздух (какой?)……………. Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (какой?)……………… свет на (каких?)…………. берёзках, (каких?)……….. елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

2) К. Ф. Юон посвятил картину «Конец зимы. Полдень» наступлению весны. (Кто?) …………….. изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали – все залито лучами солнца.

3) (Где?)………….. виднеется (какой?) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (какой?)………….., как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега (где?) ……………..… картины

4) Картина Юона «Конец зимы. Полдень», отличающаяся ярким, декоративным звучанием красок, покоряет духом жизнеутверждения, оптимизмом. Она создаёт (какое?) …………….... настроение и отражает безграничную любовь художника к родной природе.

5) (Где?)……..….. картины (какие?)….……. куры выискивают зёрнышки в (каком?) ……… снегу. (Где?)…....…. красуются (какие?).…. ели. (Где?)……… (какой?) …….. дом, с его крыши сползает (какая?)……. шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (какой?)……… день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает (какими?) ……….. оттенками.

б) Выразительное чтение текста. Обсуждение.

Развитие умения слушать друг друга, отмечаем в работах наиболее яркие и интересные моменты.

1) К. Ф. Юон посвятил картину «Конец зимы. Полдень» наступлению весны. Художник изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали — все залито лучами солнца.

2) Солнечный зимний день. Воздух прозрачный, тёплый, пахнущий весной. Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем золотистый солнечный свет на задумчивых статных белоствольных берёзках, пышных колючих елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

3) В центре картины пёстрые деловитые куры выискивают зёрнышки в талом снегу. Справа красуются высокие вечнозелёные ели. Слева большой бревенчатый дом, с его крыши сползает огромная белая шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный предвесенний день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает розовыми, голубыми, лазоревыми оттенками.

4) Вдали виднеется холодный тёмный лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег белый-белый, как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

5) Картина Юона «Конец зимы. Полдень», отличающаяся ярким, декоративным звучанием красок, покоряет духом жизнеутверждения. Она создаёт радостное настроение и отражает безграничную любовь художника к родной природе.

- Почему части нашего текста лучше соединять именно в такой последовательности?

(Наиболее типичной является следующая структура текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша работа в МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ. Как мы работали? Чему научились, что новое узнали для себя?

- Изобразите своё настроение н цветных листочках, соответствующее вашей оценке урока.

Выставление учащимся оценок за работу.

Домашнее задание:

Написать сочинение – описание по картине Юона «Конец зимы. Полдень»

- Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега - будет в деревне богатый урожай. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, просветляет душу, побуждает создавать такие произведения, как картины К.Ф. Юона.

Список литературы.

1.Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка,-М.: Просвещение, 1996 г.

2.Ромашкова Л. Константин Юон. Альбом. М., 1973.

3.Учебник «Русский язык 5 класс», Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба ,- М.: Просвещение, 2016

4.ru.wikipedia.org/wiki/Юон.