Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420127
План-конспект урока литературы по теме: «Счастливый день заключенного». (Анализ повести А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Содержание - Русский язык и литература
21.06.2019 05:37

Карасева Надежда Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж г Вичуга, Ивановской области. 
Конспект урока по теме «Счастливый день заключенного». (Анализ повести А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича») для студентов СПО 2 курса, форма работы: групповая, в парах, индивидуальная. Цель урока: 1) использовать биографические факты Солженицына и содержание его произведения для осмысления судьбы человека в сложных жизненных условиях; 2) совершенствовать умение анализировать текст.

 


 План-конспект урока литературы по теме:

«Счастливый день заключенного».

(Анализ повести А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Вид урока: урок-исследование.

Содержание урока:

1.Знакомство с биографией А. Солженицына

2.История создания произведения

3.Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»

Цели урока:

1) использовать биографические факты Солженицына и содержание его произведения для осмысления судьбы человека в сложных жизненных условиях;

2) совершенствовать умение анализировать текст.

Задачи урока:

Предметные:

- подвести обучающихся к пониманию политической ситуации в стране в 30-50-е годы ХХ века, а также роли писателя в раскрытии «лагерной темы» в русской литературе на основе анализа фактов из его биографии и творчества.

Метапредметные:

- развивать критическое мышление обучающихся;

- совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение;

- развивать навыки самооценивания и взаимооценивания;

- развивать умения работы в группах, слушать и слышать друг друга

Личностные:

- воспитывать у обучающихся уважение к личности и чувство ответственности за судьбу своей страны;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке, потребность речевого самосовершенствования.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, информационно-рецептивный, средства ИКТ (работа со слайдами в ходе всего урока)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование:

- мультимедийная установка,

- персональный компьютер,

- презентация,

- раздаточный материал.

- на доске фотографии с одной стороны под девизом «Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь», с другой «Темные страницы нашей истории»

Время урока: 45 минут.


Ход урока

№ п/п

Этапы

Цели и содержание деятельности

Время,

мин

Деятельность

Планируемый результат

педагога

студентов

1.

Организационный этап

 

Проверить готовность к учебному занятию.

Студенты делятся на пары, знакомятся с оценкой работы на уроке.

1

Приветствует студентов.

Приветствуют преподавателя.

Настрой на совместную деятельность.

2.

Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к изучению данной темы. Стихотворение Е.Токарчук «О счастье»

Вопрос к обучающимся

- Опишите, пожалуйста свой счастливый день.

Рассмотрение фотографий на доске. Формулируют тему урока.

7

Организует индивидуальную и групповую работу

Вступают в диалог.

Осознанно строят высказывания, аргументируют собственное мнение.

Формулируют тему урока.

Записывают в рабочей тетради

 

Принятие плана учебной деятельности путём её осознания

Совместное формулирование темы урока: «Счастливый день заключенного.   (Анализ повести А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Вопрос к аудитории: Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

(цели)

 

Организует совместное целеполагание.

Формулируют цель.

Совместное формулирование целей урока: 1) использовать биографические факты Солженицына и содержание его произведения для осмысления судьбы человека в сложных жизненных условиях; 2) совершенствовать умение анализировать текст.

 

 

Вопрос к аудитории: Исходя из целей урока, предложите план достижения поставленных целей.

   

Составляют план деятельности на занятии

План:

1.Знакомство с биографией А. Солженицына

2.История создания произведения

3.Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»

3.

Содержательный этап

Цель этапа:

Создание условий для рационально организованных действий студента по усвоению новых знаний.

Стимулирование максимальной самостоятельности студентов.

Установления уровня осознанности освоения рассмотренного материала.

Организация индивидуальной, групповой и работы в парах .

 

Вопросы и задания для обучающихся

 

-Так кто же такой Александр Исаевич Солженицын?

Задание: составить кластер по биографии Солженицына.

- Какова же история создания этого произведения?

Вопросы и задания группам:

Задание №1

- Как убивает лагерь Человека в Человеке?

- Как человек противостоит лагерю?

По этим вопросам составить синквейн

Думаем и размышляем над прочитанными страницами.

1.Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

2.Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

3.Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо­вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

4.Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Вопросы и задания группам:

Задание №2

Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены? Характеристика героев повести.

 

 

Продолжаем размышлять над произведением:

- А. Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким?

- Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

30

Излагает вопросы темы, используя презентационный материал Контролирует процесс освоения темы обучающимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в группах.

 

Организует индивидуальную работу и работу в парах

Организует работу в группах, индивидуально.

Организует индивидуальную работу и работу в парах

Обучающие внимательно слушают преподавателя, представляют презентации, записывают конспект и составляют кластер.

Работают в группах,   отвечают на вопрос, составляют синквейн

Отвечают на вопросы.

Производят запись в рабочей тетради. Выполняют задания в рабочих тетрадях

Работают в группах, индивидуально, отвечают на вопрос, составляют таблицы.

Отвечают на вопросы.

Производят запись в рабочей тетради. Выполняют задания в рабочих тетрадях

Работать с новой информацией самостоятельно, находить нужную информацию решать поставленную задачу:

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. оценивают

Максимальная самостоятельность в приобретении знаний

 

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. оценивают

 

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. оценивают

Максимальная самостоятельность в приобретении знаний

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. оценивают

 

Физкультминутка:

 

- снятие усталости напряжения, поддержание работоспособности

 

 

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения

Логический переход к следующему заданию урока

Поддержание работоспособности.

 

 

После того как мы погрузились в текст, послушаем рассуждения, выводы друг друга. Давайте вернёмся к нашему заданию для групп и воспроизведём его.

Вопрос :

Что происходит между лагерем и человеком ?

Теперь обобщим всё сказанное. И сделаем мы это, составив синквейн. У вас есть инструкция. Сначала поработаем вместе, а потом каждая группа отдельно.

-Давайте ответим на проблемный вопрос. Были ли те, кого лагерю удавалось сломить?

Вспомните задание о действующих лицах. А были ли те, кто сохранил себя как личность?

Обратите внимание на опорный конспект самого и объясните его.

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

 

Организует индивидуальную работу и работу в парах, группах

 

Отвечают на вопросы.

Производят запись в рабочей тетради. Выполняют задания в рабочих тетрадях

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. оценивают

Максимальная самостоятельность в приобретении знаний

 

4.

Рефлексивно-оценочный

1.Тестирование по вопросам с выбором ответа

2. Анализ деятельности и полученных результатов в группах.

Критерии оценки групп:

Критерии оценки:

От 21-25 баллов   оценка 5

От 16-20 баллов оценка 4

От 11-15 баллов оценка 3

3. Итоги урока и вопросы к обучающимся:

- Какой была тема урока?

- Какая цель была поставлена в начале урока?

- Достигли ли мы с вами поставленной цели?

- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?

-   Как вы оцениваете результаты своей работы?

- Сможете ли вы применить в жизни знания и умения, которые получили сегодня на уроке? Как?

6

Проводит итоговое тестирование, мотивирует на получение более высоких результатов

Организует деятельность студентов по самооценке и взаимооценке знаний по теме, побуждает к совершенствованию результатов

Осуществляет оценочную деятельность

Организует рефлексивную деятельность

Благодарит за урок

 

Отвечают на вопросы теста, выбирают правильный вариант

ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют деятельность на уроке и оценивают результат.

 

Ответственность за результат своей работы.

 

 

Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности.

Самооценка успешности в достижении цели.

Определение собственной мотивации и перспектив дальнейшей учебной деятельности

 

Готовность к дальнейшему сотрудничеству

5.

Домашнее задание

Составить синквейн   образа Шухова

1

Поясняет схему синквейна.

Записывают схему синквейна.

Составить синквейн


Приложение 1

Биография А.И Солженицына.

(Презентация)

Жизнь и творчество А. И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в декабре 1918 года в городе Кисловодске. Отец происходил из крестьян, был офицером царской армии, погиб за несколько месяцев до рождения сына. Мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. Она получила образование в Петербурге, знала несколько европейских языков, многое сделала для духовного становления сына. После обучения в средней школе Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета (1941 г.), в 1939 г. поступает заочником в Московский историко-философский литературный институт.

Не окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденом Красного Знамени и медалями. В феврале 1945 в звании капитана арестован из-за критики Сталина в переписке с другом и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом особом лагере. Был болен раком, перенес две операции и чудом победил болезнь.

Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке «навечно», однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем сначала во Владимирской области, затем в Рязани. После издания в 1962 г. произведения «Один день Ивана Денисовича» был принят в Союз писателей.

После 1965 года произведения Александра Исаевича не печатали, он подвергался резким нападкам в прессе. В 1969 Солженицын был исключен из Союза писателей, а в 1970 удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома романа «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич был арестован, обвинен в измене родине и выслан за границу. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

Наиболее известные произведения А. И. Солженицына - роман «В круге первом» (в течение 13 лет писатель работал над ним), «Архипелаг ГУЛАГ» (согласно подзаголовку - это «опыт художественного исследования»), историческая эпопея «Красное колесо» («повествование в отмеренных сроках»), «Раковый корпус» (по авторской воле повесть), рассказы «Один день Ивана Денисовича» (А. Т. Твардовский назвал его повестью) и «Матренин двор».

В 1994 году А. И. Солженицын с семьей вернулся в Россию. Умер писатель в 2008 году.

Приложение 2

История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»

(презентация)

Рассказ был задуман в Экибастузском особом лагере зимой 1950/51. Написан в 1959 в Рязани, где А. И. Солженицын был тогда учителем физики и астрономии в школе. В 1961 послан в журнал «Новый мир». Решение о публикации было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением Хрущёва. Напечатан в «Новом мире» 1962, № 11; затем вышел отдельными книжками в «Советском писателе» и в «Роман-газете». Но с 1971 года все три издания рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной инструкции ЦК партии. С 1990 года рассказ снова издаётся на родине.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А. И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока «пленников» и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Приложение 3

Рабочая тетрадь к уроку

Задание для групп.

I группа

1.Как убивает лагерь Человека в Человеке

_____________________________________________________________________________

 

2.Составьте синквейн на тему: «Лагерь»

_____________________________________________________________________________

 

II группа

1.Как человек противостоит лагерю?

_____________________________________________________________________________

 

2. Составьте синквейн на тему: «Человек»

_____________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1 (Индивидуальная работа)

Запишите 3 самых ярких, по вашему мнению, детали, которые характеризуют жизнь в Особом лагере:

 

Задания для внимательных:

Вспомните номер Ивана Денисовича……….

Вот этой минуты горше нет…    …………………………… Какой?

………… ………………..не менялась ото дня ко дню. О чем речь?

В каких случаях заключенные не выходят на работу?

………………………………………………………………………….

И в ………… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,отлёжу нет.  Где?

Человек дороже золота. В чем парадоксальность этих слов?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Дума арестантская - и та несвободная. Почему?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какие правила, унижающие человеческое достоинство, существуют в каторжном лагере?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………....

КАРТОЧКА № 2 (работа в парах) Внимательно изучите записанные на карточках примеры лагерной философии, определите, каких из этих правил придерживается главный герой произведения? Что лежит в основе его жизненных принципов?

 

Лагерная философия

1. Законы спасения от смерти:

  • В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
  • Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить - упарится, свалится.

2. Законы о работе:

  • Работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху.
  • Пока начальство разберется - приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь спину.
  • Волочи день до вечера, а ночь наша.

3. Законы бригады:

  • Бригадир хоть сам посылок не получает - без сала не сидит. Кто из бригады получит - сейчас ему дар несет. А иначе не проживешь.
  • Или всем дополнительное, или все подыхайте.
  • Смирный - в бригаде клад.

4. Законы самосохранения:

  • Никогда зевать нельзя.
  • Кряхти да гнись. А упрешься - переломишься.
  • Не выкусишь - не выпросишь.
  • Кто кого сможет, тот того и гложет.
  • Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает.

 

Высказывания Шухова

Всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.

Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.

Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.

Легкие деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.

Что упало, что кануло – тому отзыва нет.

Запасливый лучше богатого.

Если человек просит – отчего не пособить?

Переживем все, даст Бог кончится!

Характеристика героев повести «Один день Ивана Денисовича»

Работа в группах: Что помогает другим героям повести оставаться людьми в лагере? Заполните таблицу

1 группа:

бригадир А.П. Тюрин

Цезарь Маркович

Сенька Клевшин

     


2группа:

кавторанг Буйновский

баптист Алешка

Фетюков

     


Образ И.Д. Шухова

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ                                            

     Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

Вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Характеристика Платона Каратаева

Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, - образец "естественного" человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии с собой и всем миром, не разделяя его на людей и зверей, своих и врагов. Речь Платона была бессвязной, часто противоречивой и нелогичной, как и сама жизнь - человеческая, но производила впечатление на слушателей. Свои рассказы он переполняет поговорками и пословицами, в них отражается народное понимание справедливости, отношение к счастью и покорность судьбе. В Платоне Каратаеве, как и в некоторых других мужиках, есть положительные черты: простота, спокойствие, умение приспосабливаться к любой обстановке, вера в жизнь, доброжелательность. Это своеобразный праведник

Платон Каратаев не задумывается о высоких чувствах, но он любит всех окружающих: Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь Платон Каратаев - аккуратный человек: Платон Каратаев - человек слова. Он выполняет свои обещания Платон - мастер на все руки. Он умеет делать все: Платон Каратаев - трудолюбивый человек. Он всегда чем-то занят даже в плену.

Тест по повести А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

1. Кем был Иван Денисович Шухов?

1.Крестьянином

2.Рабочим

3.Служащим

2. За что Шухов попал в советский концлагерь?

1. За клевету на советскую власть

2. За воровство и хулиганство

3. Попал в немецкий плен и стал считаться шпионом

3. Кто такой Цезарь?

1. Актер

2. Бывший кинодеятель

3. Учитель

4. Какую веру исповедует Алёша?

1. Буддист

2. Эгоист

3. Баптизм

5. Сколько лет Гопчику?

1. 16 лет

2. 14 лет

3. 17 лет

6. Что составляет основную трудность жизни в лагере?

1. Добывание табака

2. Добывание еды

3. Добывание одежды

7. Кто из персонажей является «опустившимся попрошайкой»?

1. Гопчик

2. Тюрин

3. Фетюков

8. В какое время года заключенные работают в охотку?

1. Зимой

2. Весной

3. Осенью

9. Сколько дней провел в лагере Шухов?

1. 3245 дней

2. 3653 дня

3. 3842 дня

 

 

Опорный конспект А.И Солженицына повести «Один день Ивана Денисовича

Приложение 4

Итог урока.

Заключительное слово учителя (оно может звучать на фоне песни А. Маршала о Колыме):

Урок длился 45 минут, а в те годы каждые 2 минуты расстреливали 140-150 человек. Страшно представить, скольких людей лишали жизни за это время. Возможно, в семьях ваших близких были репрессированные, и наш урок поможет вам лучше понять, какое горе и ужас они пережили.

Поэтому наш сегодняшний урок - это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умершим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, у которых пытались отнять имена и взамен присвоить безликий номер. Но это дань и всем тем Иванам , которые победили в Великой отечественной войне, тянули на своих плечах строительство городов, а потом, умирали безвестными в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы. Поэтому так важен был для Солженицына «всего один день Ивана Денисовича», потому что благодаря таким Иванам выстояла Россия, и поэтому – то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.

Закончить урок я хочу цитатой академика Д. Сахарова:

«Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости…Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР