Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431257
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Обобщающие слова при однородных членах»
Содержание - Русский язык и литература

Кудрявцева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ – СОШ №26, г. Орел, Орловская область. 
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

 


 

Дата публикации: 09.11.2018


 

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах»

Цель урока: дать понятие об обобщающем слове, учить правильно ставить знаки препинания при обобщающем слове, находить их в предложении; развивать навык сжатия текста при помощи обобщающих слов

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове;

- находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов;

- составлять схемы предложений.

Метапредметные:

- уметь вычитывать информацию, представленную в схеме;

- извлекать нужную информацию из текстов теоретического характера.

Личностные:

- интерес к созданию собственных текстов;

- умение чувствовать выразительность речи.

Словарь урока:однородные члены предложения, обобщающее слово.

Ресурсы урока: учебник«Русский язык» для 5 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, учебник «Русский язык» для 5 класса под редакцией А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеевой и др., рабочая тетрадь, раздаточный материал (рабочий лист)., презентация к уроку и видеозапись к этапу «Мотивация»



№ п/п


Этап урока.

Основное содержание урока.


Основные виды

деятельности

учащихся


1.


Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь!

Начинаем наш урок.


Осознанное включение в

учебную деятельность.


2.


Повторение ранее изученного материала.

- Давайте вспомним, какую тему мы

сейчас изучаем?

(«Однородные члены предложения и

знаки препинания при них».)

- Кто скажет, какие члены предложения

называются однородными?

- Какие члены предложения могут быть

однородными?

- Когда между однородными членами

предложения ставится запятая? А не

ставится?

Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили

материал прошлого урока.

У вас на рабочих листах даны

предложения. Прочитайте задание! Кто

прочтет вслух?

Всем понятно, что нужно делать?

1. На дне оврага брызжет звенит

журчит ручей.

2. Воробьи стрижи и галки

перелетают с ветки на ветку.

3. От летнего сада веяло свежестью и

тишиной.

4. Утром днем и вечером спортсмены

бегают в парке.

5. Дети купались в большом но

неглубоком озере.

Проверьте правильность выполнения

задания по ключу на экране.

За каждый правильный ответ поставьте

себе 1 балл.

Кто выполнил задание без ошибок?

С 1 ошибкой?


Развитие и

совершенствование

мыслительных навыков


Анализа и

классификации.


Составление схем

предложений с

однородными членами.


3.


Мотивация.

Ребята, о каком времени года

предложения, с которыми вы работали?

(О лете).

Вы скучаете о летних деньках?

Сейчас представьте, что вы в лесу.

(Просмотр видеозаписи)

Что вы видите?

Каким общим словом можно назвать…


Создание устного

высказывания.


4.


Целеполагание и планирование.

Итак, тема сегодняшнего урока

«Обобщающие слова при однородных

членах предложения».

Как вы думаете, какие цели перед нами

сегодня поставлены? (Вывести на экран)

Подписываем в тетрадях сегодняшнее

число и тему урока.


Прогнозирование и

формулировка целей

урока и видов

деятельности.


5.


Изучение новой темы

Ребята, давайте в записанные на доске

предложения вставим обобщающие

слова. Посмотрите на эти предложения.

В лесу мы нашли много подосиновиков,

лисичек, груздей.

На лугу растут ромашки, колокольчики

и незабудки.

В них что-то изменилось? (Поставили

двоеточие)

Где стоят обобщающие слова? (Перед

однородными членами)

Как вы думаете, каким членом

предложения они будут являться? (Тем

же, что и однородные члены).


Откройте свои учебники на странице

96.Давайте прочитаем правило.

Ребята, обобщающее слово мы будем

обозначать кружком с точкой внутри.

А сейчас мы немного отдохнем. Весь

класс мы разделим на второстепенные

член предложения.

1 ряд –дополнение, 2 ряд –подлежащее, 3

ряд – обстоятельство.

Я читаю предложение с однородными

членами. Встает тот ряд, каким членом  

предложения являются данные слова.

Скворец начал таскать в гнездо мусор:

пух, вату, солому, мох.

Спортсмены тренируются во все

времена года: весной, зимой, осенью и

летом.

 

Три дерева растут перед окном: липа,

береза и клен.

 

На глобусе ученики показывали

материки: Евразию, Америку, Африку,

Австралию.


Анализ предложений в

связи с изученной темой

урока

Физкультминутка


6.


Включение нового знания в систему знаний.

Выполните упражнение 210.

Кто прочитает задание?

Всем понятно, как его выполнять?

Первое предложение делаем вместе.

(Вызвать к доске). Составьте схемы

Выполнение упражнения 211.

(Дополнительное задание)


Умение находить

обобщающее слово и

ставить после него

двоеточие. Составление

схем предложения.


7.


Рефлексия и оценивание

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Достигли ли мы цели?

Кто испытывал на уроке затруднения?

Понравился вам урок?

Кто за схемы получил 5 баллов?4?

Выставление оценок.


Анализ своей учебной

деятельности,

самооценка своей

работы.


8.


Задание на дом.

1) п.41 Упр 211.

2) Прочитайте текст, сократите и

запишите его краткий вариант.

Выпал первый снег. Деревья белые, земля

белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки

на крыльце.

Девочке Кате захотелось по снежку

погулять. Вот она вышла на крыльцо,

хочет по ступенькам спуститься в сад и

вдруг видит: на крыльце, в снегу какие-

то ямки. Какой- то зверек ходил по снегу.

И на ступеньках следы, и на крыльце

следы, и в саду следы.

«Вот интересно- то! – подумала девочка

Катя. – Что за зверек тут ходил? Это надо

узнать».


Умение сокращать текст.

 

Рабочий лист



№ п/п


Задание


Вид деятельности


1.


Прочитайте предложения, расставьте знаки

препинания, начертите схемы предложений.

1. На дне оврага брызжет звенит журчит ручей.

2. Воробьи стрижи и галки перелетают с ветки на

ветку.

3. От летнего сада веяло свежестью и тишиной.

4. Утром днем и вечером спортсмены бегают в

парке.

5. Дети купались в большом но неглубоком озере.

 


2.


Задание на дом.

1. п.41,упр.211.

2. Прочитайте текст, сократите и запишите

его краткий вариант.

Выпал первый снег. Деревья белые, земля белая, и

крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце.

Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот

она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам

спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу

какие- то ямки. Какой- то зверек ходил по снегу. И

на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду

следы.

«Вот интересно- то! – подумала девочка Катя. – Что

за зверек тут ходил? Это надо узнать».


Сокращение текста

Список литературы:

1. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. – М: Просвещение, 2014.

2. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. Русский язык. Практика.5 класс. – М: Дрофа, 2014.

3. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т.. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. – М: Просвещение, 2012.

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русский язык. 5 класс - М: Просвещение, 2012.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР