Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419631
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Содержание - Русский язык и литература

Пескарева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» пгт Аксубаево, Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. 
Конспект урока русского языка по теме «Распространенные и нераспространенные предложения» предназначен учителям русского языка, преподающим в 5 классах. Данный урок относится к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Урок соответствует требованиям ФГОС ООО.


Дата публикации: 24.05.2018


Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Распространенные и нераспространенные предложения».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

- повторить сведения о членах предложения;

- формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать, что такое распространенные и нераспространенные предложения, уметь их отличать друг от друга.

Ресурсы урока

Учебно-методические:

1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5 изд. - М. : Просвещение, 2015;

2.Ладыженская Т. А.. Баранов М. Т. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012;

3.Ладыженская, Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М. Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс.: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014;

4.Примерная программа по русскому языку 5-9 кл. – 2 изд. –М.:Просвещение, 2015.

Ресурсы Интернета: https://ok.ru/video/222345562763)

Материально-технические: компьютер, интерактивная доска, карточки.

Ход урока

I. Этап мотивации

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок: Мы с вами отправимся в волшебное место.

(Просмотр видеофрагмента о цирке: https://ok.ru/video/222345562763)

Учитель: Что вы видели?

Учитель: Об артистах всё он знает, их со сцены объявляет. Кто это?

Конферансье.*

(*Если учащиеся затрудняются, проводится словарная работа: учащиеся обращаются к словарям).

КОНФЕРАНСЬЕ — КОНФЕРАНСЬЕ, нескл., муж. Артист, ведущий конферанс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992

КОНФЕРАНСЬЕ — (от франц. conferencier докладчик) артист эстрады, ведущий концерт. Выступает с самостоятельными, чаще всего комедийными номерами …   Большой Энциклопедический словарь

Учитель: Конферансье подготовил вам задание. У вас на столах лежат конверты с карточками. Что на них написано?

(Работа учащихся в группах)

На них написаны слова:

1. представление начинается.

2. цирковое представление начинается.

3. появляются жонглеры и акробаты.

4. на огромной арене цирка появляются великолепные жонглеры и акробаты. 5. фокусник удивляет.

6.знаменитый фокусник удивляет зрителей чудесами.

Учитель: Какие единицы языка мы может образовать из них?

Составить словосочетания и предложения.

Учитель: Вы уже изучали словосочетания и предложения. Чем отличаются они друг от друга? Что такое «словосочетание»? «предложение»?

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.

В предложении есть грамматическая основа, мысль закончена. Для предложения характерна интонация конца предложения.

Проверка домашнего задания: опрос учащихся по теоретическому материалу и проверка выполнения упражнения. Несколько учащихся демонстрируют свои карты.

Учитель: У вас есть маршрутные листы, которые мы будем заполнять в течение урока (Приложение 1). Составьте из предложенных слов предложения и запишите их.

Представление начинается. – Цирковое представление начинается.

Появляются жонглеры и акробаты. - На огромной арене цирка появляются великолепные жонглеры и акробаты.

Фокусник удивляет. – Знаменитый фокусник удивляет зрителей чудесами.

(На экране показаны все предложения).

II. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Понаблюдайте за этими предложениями. На какие группы вы можете разделить эти предложения?

Предложения распространенные и нераспространенные.

Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о главных членах предложения: подлежащем и сказуемом. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какую проблему будем решать?

О распространенных и нераспространенных предложениях. Как различать распространенные и нераспространенные предложения.

Учитель: Сформулируйте тему урока

Распространенные и нераспространенные предложения.

Учитель: Правильно, тема урока – «Предложения распространенные и нераспространенные». Сформулируйте и запишите (стратегия «Инсерт»), что вам уже известно по этой теме.

Как вы думаете, какова цель урока? Сформулируйте цель, используя опорные слова на доске («познакомиться», «научиться»).

Познакомиться с понятиями «Распространенные и нераспространенные предложения» и научиться их различать.

Учитель: Правильно, нам необходимы эти знания. Это поможет правильно строить устные и письменные высказывания, чтобы речь была правильной и образной.

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Попробуйте сформулировать правило. Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?

Распространенными предложениями называются те предложения, в которых есть главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов.

Учитель: Где мы можем посмотреть определения распространенных и нераспространенных предложений?

В учебнике.

Учитель: Откройте учебники на странице 66, параграф 34. Внимательно прочитайте определения. Сравните вашу формулировку с формулировкой в учебнике.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называется нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называется распространенными.

Учитель: Совпали ли ваши выводы с правилом?

Да. Мы были правы.

Учитель: Как можно распространить предложения?

Второстепенными членами, однородными членами предложения.

Пример распространения предложения: Представление начинается.

Учитель: Можно ли распространить оба члена предложения?

Учитель: Распространите подлежащее второстепенными членами (составьте именные словосочетания).

Учитель: Распространите сказуемое второстепенными членами (составьте глагольные словосочетания).

Учитель: Запишите получившееся предложение.

 

IV. Организация познавательной деятельности

Учитель: Чтобы двигаться дальше, нам надо закрепить наши знания. В этом нам помогут артисты цирка.

Учитель: Отгадайте загадку:

Палочкой помашет –

Хищники пляшут.

Нахмурит лицо –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это…

Дрессировщик.

Учитель: Дрессировщик подготовил тоже вам задание. Поработаем в парах. Возьмите карточки, прочитайте текст и подчеркните главные члены предложения. Охарактеризуйте предложения.

(Учащиеся работают в парах. У каждой пары свое предложение).

1.В цирке всем без исключенья

Поднимают настроенье!

2.Ждут вас циркачи и звери,

В цирк для всех открыты двери.

3.Клоун веселит ребят,

Крутится, как акробат,

Как жонглёр мячи кидает,

И под куполом летает.

4.А такое вы видали?!

Жмут медведи на педали!

5.За бананы и за манго

Шимпанзе станцуют танго.

6.Морж усатый за сардинку

Носом кинет мяч в корзинку.

7.Царь зверей бежит по кругу.

8.Впереди кольцо горит.

9.Прыгнул лев в кольцо и вот –

Аплодирует народ.

10.Шляпу фокусник снимает

И оттуда вынимает:

Зайца, парочку котов,

Шарик и букет цветов,

Километры лоскутков,

Лент и носовых платков.

11.На арене два енота

В тазике стирают что-то,

Скачет конь через барьеры,

Попугай решил примеры!

12.Там собака с кошкой дружит,

В танце слон огромный кружит.

13.В цирк! Вперёд за чудесами!

И увидите всё сами.

Учитель: Проверьте по эталону. (Дан на экране). Озаглавьте текст.

В цирке. Волшебный мир цирка.

Учитель: Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Учитель: Волшебник, маг и чародей,
Любимец взрослых и детей.
Едва он палочкой взмахнёт,
И чудо вдруг произойдёт. Кто это?

Фокусник.

Учитель: Сейчас вы тоже выступите в роли фокусников. Превратите нераспространенные предложения в распространенные:

Звери восхищают.

Артисты удивляют.

Зрители смеются и аплодируют.

Составьте и запишите получившие предложения. Докажите, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.

(Учитель выслушивает ответы нескольких учащихся).

Учитель: Он под куполом летает

У ребят над головой.

По канату прошагает.

Может выгнуться дугой.

Будет прыгать, кувыркаться,

Ловко сядет на шпагат.

Здесь не трудно догадаться

Он умелый….

Акробат.

Учитель: Итак, задание от акробата: нужно выполнить тест. А в этом нам поможет Pliekers. Возьмите карточки с QR-кодами и отвечайте на вопросы.

Тест.

1.Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены.

а) дополнение, сказуемое, определение.

б) определение, обстоятельство, подлежащее.

в) обстоятельство, подлежащее, сказуемое.

г) определение, дополнение, обстоятельство.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член дополнение.

а) Мы принесли цветы в корзинах.

б) Орёл громко закричал и расправил крылья.

в) Ель рукавом тропинку мне завесила.

г) Турция – южная страна.

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

а) Багряная луна висит над домом.

б) Лунная ночь побелела от мороза.

в) Море глухо роптало и билось о берег.

г) В камышах стояла выпь на одной ноге.

4. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член определение.

а) С утра шёл сильный снег.

б) Звёзды усеяли ночное небо.

в) Мы любовались тихой ночью.

г) В красивой роще стояли берёзы.

5. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член определение.

а) Кудрявые ветки украсил нежный снежок.

б) Полный месяц встал над лугом.

в) В доме стояла поразительная тишина.

г) Этот дом находится рядом.

Ответы – на слайде.

Оценивание: по 1 б. за каждый правильный ответ.

«5» - 5 баллов. «4» - 4 балла. «3» - 3 балла. «2» - 2 балла.

(Самопроверка).

Учитель: А вы были в цирке? Обращали внимание на правила поведения в цирке? Вы знаете, как нужно правильно вести себя? Нам напомнит о правилах поведения … отгадайте его:

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

Клоун.

Учитель: Клоун принес нам письмо с рассказом о мальчиках Саше и Вите, которые не знают правил поведения в цирке.

1 текст:

Не найдётся, пожалуй, ни одного человека, который бы не любил цирк. Цирк — это всегда радостный и весёлый, красочный и шумный праздник, которого с нетерпением ждут все, особенно дети.

Когда наступили каникулы, мы всем классом пошли в цирк. Представление уже началось, когда появился Саша и начал добираться до своего места. Делал он это шумно, неуклюже и мешал зрителям. А еще руки его еле удерживали целую гору конфет и пирожных. Когда, наконец, Саша занял свое место, он начал есть сладости, иногда чавкая и одобрительно причмокивая. Саша совсем забыл о других зрителях, которым очень мешал смотреть и получать удовольствие от представления.

2 текст:

Витя очень радовался, когда мама сказала, что сегодня вечером они пойдут в цирк. Весь день Витя ждал, когда же, наконец, наступит вечер. В пять часов пришла с работы мама, Витя надел свой праздничный костюм, и они отправились на цирковое представление.

Программа была отличная: весёлые клоуны смешили ребятишек, воздушные гимнасты летали под самым куполом цирка, наездники ли­хо мчались на лошадях, а главное — во второй части представления должны были выступать тигры и львы. Витя сидел в первом ряду и хлопал.

Во время антракта мама попросила Витю остаться на месте и пош­ла в буфет за мороженым, а Витя подумал, что ничего не случится страшного, если он немножко погуляет по цирку. Для начала Витя лихо вскочил на широкий край манежа. Манеж был огорожен клеткой из толстой железной проволоки, так как после антракта должно было быть выступление хищников. На Витю никто не обращал внимания, люди толпились, ели моро­женое, покупали программки, да и мама куда-то запропастилась.

Антракт подходил к концу, когда Витя увидел небольшую, чуть приоткрытую дверь в клетке. Мальчик, недолго думая, зашёл в неё и оказался на манеже. Вот красота! Витя вообразил, что он бесстрашный дрессировщик, который смело кладёт в пасть льву голову.

Работники цирка были уверены, что манеж тщательно подготовлен к выступлению хищников, и поэтому выпустили животных туда, где разгуливал Витя.

Закончилась эта история… вполне счастливо. Мальчика вовремя за­метил один из работников цирка, и Витя, можно сказать, чудом остал­ся жив.

Учитель: Напишите правила «Как вести себя в цирке».

1.Не опаздывать на представление.

2.Нежелательно есть во время представления.

3.Нельзя сорить.

4.Нельзя выходить на арену цирка, подходить к клеткам.

5.Не мешать своим поведением другим зрителям.

V.Этап рефлексии

Учитель: Назовите ключевые слова урока.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Учитель: Какова роль распространенных предложений?

Распространенные предложения позволяют дать более полную и точную информацию.

Учитель: На сегодня наше знакомство с волшебной страной цирка заканчивается.

Домашнее задание

  1. 1)Упражнение 176.
  2. 2)Представь, что твой одноклассник заболел. Расскажи, как бы ты объяснил ему эту тему.
  3. 3)Расскажите о своем посещении цирка.

Учитель: Поделитесь своими наблюдениями и дополните любое из высказываний:

Сегодня я узнал...

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

 

 

Приложение 1.

Маршрутный лист

Учени___ 5__класса Ф.И._____________________________________

 

1.Составьте и запишите предложение:

 

2. Запишите определение:

 

3.Пример: Представление начинается.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Звери восхищают. - ____________________________________________

Артисты удивляют. - _____________________________________________

Зрители смеются и аплодируют. - ____________________________________

______________________________________________________________

5.Тест

задание

а

б

в

г

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Оценивание: по 1 б. за каждый правильный ответ.

Ответы:. «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, «3» - 3 балла, «2» - 2 балла.

 

6.Правила поведения в цирке:

1)_______________________________________________

2)_______________________________________________

3)_______________________________________________

4)_______________________________________________

5)_______________________________________________



 

Оцени свою работу на уроке и поставь себе оценку 

                                                                                 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР