Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7425166
Конспект урока внеклассного чтения на тему: «Роман С. Кинга «Мизери»: концепция слияния «готического романа» и «психологического триллера» под влиянием включения в повествование постмодернистских черт» для учащихся 11 класса.
Содержание - Русский язык и литература

Климович Анна Олеговна, студентка 5 курса НГПУ им. К. Минина, Н. Новгород, научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры Русской и зарубежной филологии Шолина Надежда Владимировна. 
Конспект данного урока предназначен для уроков внеклассного чтения и рассчитан на учащихся 11 классов. Проводится, преимущественно, в форме аналитической беседы с творческим компонентом в форме подготовки индивидуальных докладов учащихся. Урок направлен на формирование у учащихся навыков анализа современной прозы, адекватного оценивания смыслового и стилевого многообразия готической литературы на примерах произведений С. Кинга. Основная цель урока реализуется с помощью решения следующих задач: научить выделять основные черты готической и современной массовой литературы, познакомить с основными понятиями и литературными приемами постмодернизма, продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала. Актуальность данной разработки обуславливается тем, что произведения С. Кинга, несущие в себе явные черты «готической литературы», «готического романа» могут продемонстрировать наиболее яркие типические особенности жанра, расширить кругозор учащихся, помочь увидеть красоту и самобытность данного литературного течения.


Дата публикации: 21.03.2018


Стивен Кинг – «король ужаса»: личность и своеобразие писательской манеры. Жанрообразующие черты «готического романа» на примере «Сияния» С. Кинга.

Предмет: литература;

Класс: 11;

Тема урока: «Роман С. Кинга «Мизери»: концепция слияния «готического романа» и «психологического триллера» под влиянием включения в повествование постмодернистских черт»;

Тип урока: усвоения новых знаний;

Вид урока: смешанный.

Цель: продолжить изучение жанровых особенностей «готического романа» на примере романа С. Кинга «Мизери», путем выделения типических для готики особенностей, психологических и постмодернистских отступлений;

Задачи:

Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, а в частности – произведения современной литературы; научить выделять, анализировать и интерпретировать черты «готического романа»; рассмотреть особенности построения системы персонажей внутри романа С. Кинга «Мизери»; выявить традиционно готические черты изображения образа «готического злодея», встречающиеся в тексте романа «Мизери», и индивидуально – авторские;определить писательское видение проблематики взаимоотношений между писателем и читателем, его эволюцию; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, обобщения анализируемого материала;

Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;

Воспитательные: воспитание интереса к современным произведениям; привить адекватную оценку произведений современных, актуальных авторов; продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни.

Формируемые УУД:

  • познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
  • личностные УУД: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, составление кластера, таблицы, схемы.

Использованные методики: объяснительно - иллюстративная с демонстрацией; репродуктивная с выполнением самостоятельной работы; проблемного изложения материала; поисковая.

Формы: коллективная, групповая, частично - индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедиа – проектор, портрет С. Кинга, выставка книг автора.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске.

Подготовительная работа:

учитель: выбор романа для обсуждения (С. Кинг «Мизери»), составление лекции и беседы;

ученики: прочтение романа С. Кинга «Мизери», индивидуальные доклады.

Ход урока:

I.Мотивационно – ориентировочный этап

1) Организационный этап (Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность).  

Приветствие учащихся. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Проверяет готовность учащихся к деятельности на уроке: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш урок внеклассного чтения.

Сегодня мы продолжим рассмотрение произведений С. Кинга с точки зрения их готических элементов и отступлений от общепринятых канонов жанра.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Перед непосредственным рассмотрением романа С. Кинга «Мизери», проверим и систематизируем знания о чертах «готического романа» путем выполнения тестового задания:

1.В каком пространстве происходит место действия готического романа?

a)В замке;

b)В дороге;

c)На лоне природы;

d)В гостиной – салоне.

2. Какими чертами характеризуется окружение основного места действия романа?

a)Идиллический, сельский пейзаж;

b)Городской, урбанистический пейзаж;

c)Бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши;

d)Морской пейзаж.

3. Какой атмосферой окутано повествование в «готическом романе»?

a)Атмосферой радости, счастья;

b)Атмосферой скрытности, загадочности;

c)Атмосферой любви, романтики;

d)Атмосферой страха, ужаса.

4. Какое время превалирует в «готическом романе»?

a)Линейное;

b)Циклическое;

c)Историческое;

d)Социальное.

5. Что такое «хронотоп»?

a)Перечень событий в их временной последовательности;

b)Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе (что значит в дословном переводе — «времяпространство»);

c)Литературное произведение, содержащее историю общественных или семейных событий;

d)В СМИ: краткие сообщения о текущих событиях.

6. Какие жанры совмещены в романе С. Кинга «Сияние»?

a)Психологический триллер и детективный роман;

b)Готический роман и постмодернистский роман;

c)Детективный роман и хоррор;

d)Готический роман и психологический триллер.

II. Операционно – деятельностный этап

1)Актуализация знаний.

Обратимся к рассмотрению романа «Мизери». Творчество Стивена Кинга, несомненно, испытывает сильнейшее влияние готической традиции и не только находится в русле современной «литературы ужасов», но и стоит у ее истоков. Автор сознательно спекулирует понятием страха, упрочивая свою репутацию «короля ужасов», однако, несмотря на это, его текст при ближайшем рассмотрении оказывается далеко выходящим за узкие жанровые рамки.

Для начала необходимо рассмотреть систему персонажей романа «Мизери».

Доклад 1 группы – «Образ Пола Шелдона».

Аналитическая беседа по докладу:

Пол Шелдон с самого начала повествования предстает перед нами успешным писателем, но сам он не доволен течением своей писательской карьеры, чем это обусловлено? (Пол, будучи популярным романистом, добился успеха благодаря созданию одного персонажа, который «захватил» всю его карьеру. Мизери Честейн сделала его знаменитым, однако Шелдон хотел быть больше, чем автор популярной серии романов — он желал освободиться от оков литературного успеха.)

Сравните творческую карьеру Пола и Стивена Кинга, можно ли считать их тождественными? (Кинг сравнивал Пола Шелдона с самим собой. В какой-то мере писатель соглашался, что между ними есть сходства, но лишь потому, что каждый созданный персонаж несёт в себе частицу автора.)

Главный герой, являясь писателем, раскрывает типичную для литературы тему, какую? (тема творца, страдающего от своего таланта)

Закован ли Пол Шелдон в своем творчестве в четкие рамки? С помощью какого мотива внутри романа усиливается ощущение «творческого заточения»? («Художественное заточение» в романе усиливается мотивом реальной несвободы, морального и физического насилия над Полом.)

Статичен ли образ Пола в течении повествования? Составим последовательную схему, характеризующую изменения в его личности.

 

2)Первичное усвоение новых знаний

Как уже говорилось выше, «готический» роман не может существовать без «злодея», являющегося активным элементом его повествовательной структуры. В романе «Мизери», данную функцию выполняет бывшая медсестра Энни Уилкс. Как отмечал сам С. Кинг - Энни Уилкс стала суррогатным воплощением его наркозависимости: «Сам того не зная, я писал о своем алкоголизме» [Кинг, С., 2001: 158].

Доклад 2 группы – «Образ Энни Уилкс».

Аналитическая беседа по докладу:

Как появляется Энни на страницах романа? Найдите в тексте и зачитайте. Соответствует ли это «появление» образу «готического злодея»? (Она появляется из мрака, из неоткуда, врывается в жизнь Пола Шелдона и навсегда ее меняет. Первое бессознательное впечатление об Энни описывается на уровне примитивных ощущений. Мрак усиливается отсутствием визуального восприятия при встрече героев: «А потом над ним возник чей-то рот, несомненно, женский, хотя губы были жесткие, сухие, и этот рот принялся дуть в его рот, накачивая воздух ему в легкие, и когда эти чужие губы отодвинулись, он впервые почувствовал запах своей тюремщицы, почувствовал запах ее дыхания, запах воздуха, который она вдыхала в него против его воли. Этот запах сложился из жуткой смеси ароматов ванильного печенья, мороженого в шоколаде, жареного цыпленка и арахисового масла. Ее голос заорал над его ухом: — Дыши, черт побери! Дыши, Пол!» [Кинг, С., 2012: 13])

Как описывается ее внешний вид? Подтвердите ваши слова цитатой из текста. («В фигуре этой крупной женщины, казалось, не было ни единой плавной линии — ни округлостей бедер, ни очертаний ягодиц, ни даже икр ниже ее вечных шерстяных юбок, которые она неизменно носила в помещении (а прежде чем выйти на улицу, уходила в свою невидимую спальню и там натягивала джинсы). Обширное, но скудное тело. При взгляде на нее невольно приходили в голову мысли об узелках и шишках, а не о соблазнительных пространствах женской плоти. Она казалась ему цельной, как бы высеченной из единой глыбы фигурой по имени Энни Уилкс. В нем постепенно крепла уверенность, что ее глаза нарисованы и не движутся вовсе, как глаза портрета, которые словно наблюдают за тобой, в какой бы точке комнаты ты ни находился» [Кинг, С., 2012: 17 - 18])

Как соотносится ее описание с готической романной традицией? (Каждая деталь в ее описании указывает на присутствие некой загадки, тайны, что соотносится с концепцией «готического» романного жанра. Внешний вид сигнализирует Полу о возможной опасности, исходящей от его сиделки.)

В каком пространстве происходят события романа? Как оно соотносится с типичным для «готического романа» пространством? (Замок, преобразуется в дом, находящейся на ферме в пригороде Сайдвиндера. Дом выступает аналогом замка с темными коридорами, запретными помещениями, букетом неприятных запахов. Заточение Пола внутри одной комнаты и абсолютно абстрактное первичное представление о том, что творится за ее пределами, усиливает ощущение таинственности. Внешняя обстановка, включает в себя стихийное зимнее состояние природы: завывание ветра, сильные снегопады. Уединение внутри дома, по воле Энни, и отрезанность от мира, по воле стихии, способствуют усилению страха героя, а значит, и читателя)

Когда впервые проявляются смертоносные тенденции Энни Уилкс? (В отрочестве — она убивает детей, за которыми ей поручили присматривать, позже — своего отца, соседку по комнате и десятки пациентов в больнице.)

С помощью какого приема С. Кинг изображает перепады в настроении Энни, живописует ее безумие, нагнетает атмосферу страха и ужаса? (Перепады её настроения Стивен Кинг никогда не отражал прямо, достаточно было показать молчаливую женщину с немытыми волосами, судорожно поглощающую конфеты и печенье, дабы добиться эффекта очередной фазы маниакально-депрессивного психоза. Подобная форма подачи материала заставляла читателя понять её безумие и даже отождествлять себя с нею. В результате Энни становилась ещё реальнее, и оттого страшнее.)

Какая из черт главных «готического злодея» проявляется в образе Энни? (Реалистичность.)

Чем обусловлена загадка в образе Энни, являющаяся характерной чертой злодея в готической романной традиции? (Загадка обусловлена психическим заболеванием, специфическими особенностями прошлого, раскрывающаяся с помощью альбома «Путь памяти».)

3)Первичная проверка понимания.

В образах главных героев и пространстве, являющемся сценой действия всего романа, проявляются жанрообразующие черты «готического романа». Но в повествовательной структуре «Мизери» встречаются отступления от готической традиции, проявляющиеся во включении постмодернистских черт и мотивов.

Аналитическая беседа:

Обратимся к рассмотрению второстепенных персонажей романа. Отрывки из произведения, написанного Полом Шелдоном, включенные в общую канву повествования, роднят роман С. Кинга с произведениями постмодернистской эстетики. «Возвращение Мизери» можно определить как «интертекст». Буквально «интертекстуальность» означает включение одного текста в другой.

Доклад 3 группы - «Персонажи «романа в романе» - «Возвращение Мизери»»

С какой целью С. Кинг вводит в повествование текст и персонажей романа «Возвращение Мизери»? (Для расширения жанровой составляющей, внесения новых оттенков в полифоническую структуру романа, выведения конфликта «писатель - читатель», рассматриваемого в основной сюжетной линии, на новый уровень, предоставляя самому герою право голоса в данном вопросе.)

Как сам Пол Шелдон отзывается о своей главной героине Мизери? Как он трактует ее имя? Подтвердите ваши суждения цитатами изтекста. («Конечно, это Мизери. Эта нить и соединяет все. Так это или только кажется, но уж очень глупо выглядит эта нить. Мизери — имя существительное, оно означает страдание, как правило, долгое и часто бессмысленное. Мизери — это также имя собственное, это персонаж и сюжет, также явно чересчур длинный и бессмысленный, однако и он подходит к концу. Через последние четыре месяца (может быть, пять) его жизни Мизери — страдание проходит красной нитью, очень много Мизери и много страданий, но это, конечно же, чересчур просто, конечно же…» [Кинг, С., 2012: 304])

С помощью чего в тексте романа «Мизери» реализуется понятие «постмодернистской чувствительности» - специфической формы мироощущения и соответствующего способа теоретической рефлексии. Постмодернистская чувствительность характеризуется ощущением мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностей и смысловой ориентации, мира [Скоропанова, И., 2001: 26]. (С помощью персонажей романа «Возвращение Мизери» и образа Энни Уилкс)

Какое отступление от канона жанра можно увидеть в изображении «готического злодея» в романе «Мизери»? (Энни является женщиной – «готическим злодеем». Разрывается стереотипная связь между гендерной принадлежностью и возможными ужасами, которые может привнести герой в повествование.)

В данном отступлении можно увидеть феминистские идеи, заметно окраши­вающие постмодернистскую теорию и практику, мо­дернизированные в духе постструктурализма.

III. Рефлексивно – оценочный этап

1)Рефлексия (подведение итогов занятия).

Подведем итоги разговора о романе С. Кинга «Мизери». Составим сравнительную таблицу «Готические черты в романе и отступления от канонов жанра»:

«Готические черты»

«Отступления от готической традиции»

1)Появление Энни из мрака, из неоткуда, внезапное включение ее в романную структуру повествования;

2)Загадка, присутствующая внутри героини, обусловленная ее заболеванием

3)Мрачный внешний вид и цельность всего образа;

4)Мрачная сцена действия, замкнутость пространства, в котором разворачиваются события романа;

5)Опора на реалистичное, наиболее достоверное изображение «готического злодея»;

1)Вместо «готического замка» - дом, несущий в себе некоторые черты «готической» эстетики;

2)Изменение гендерной принадлежности «готического злодея» - злодей - женщина;

3)Включение в повествовательную структуру романа конфликта отношений между читателем и писателем, являющегося основным двигателем сюжета и основой взаимоотношений героев.

 

2)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать роман С. Кинга «Кладбище домашних животных», повторить теоретические положения «готического романа» и «постмодернистского романа».


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР