Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430354
Самостоятельная работа студентов во вне учебное время.
Содержание - Профессиональное образование

Бабурина Светлана Николаевна, мастер производственного обучения ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж» Пермский край, г.Лысьва. 
Затянувшееся «Время перемен» накладывает свой отпечаток на все процессы происходящие в обществе. Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный процесс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе – все это ставит педагогов, родителей, а затем и учащихся в очень тяжелое положение. Даже взрослому трудно сориентироваться в этом мире, где все перевернулось: добро и зло, прекрасное и безобразное. Черное вдруг стало белым, а белое – черным. Что же делать в такой ситуации молодому поколению?

 

Дата публикации: 13.10.2014 г. 

 


 

  Самостоятельная работа студентов во вне учебное   время. 

  Затянувшееся «Время перемен» накладывает свой отпечаток на все процессы происходящие в обществе. Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный процесс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе – все это ставит педагогов, родителей, а затем и учащихся в очень тяжелое положение.

    Даже взрослому трудно сориентироваться в этом мире, где все перевернулось: добро и зло, прекрасное и безобразное. Черное вдруг стало белым, а белое – черным.

   Что же делать в такой ситуации молодому поколению? Как познать смысл жизненных истинных ценностей, как же потерять себя, правильно сориентироваться и найти свое место в жизни.

   Все эти и другие вопросы привели к мысли о создании проекта инновационной системы обучения по профессии «повар, кондитер», с русским этнокультурным компонентом.

   Актуальность проекта обусловлена тем, что он направлен на повышение роли русской культуры как средства патриотического, духовно-нравственного воспитания современных студентов. 

В условиях инновационного развития общества, производства и образования значительно повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов, способных осуществлять инновационные технологии. 

    Актуальность выбранного проекта объясняется еще и тем, что с появлением широкого спектра различных структур предприятий общественного питания, новых технологий приготовления пищи в соответствии с расширенным ассортиментом продуктов и более совершенным оборудованием. Создание совместных с развитыми зарубежными странами фирм, приводит к большому спросу на высококвалифицированные рабочие кадры, способные удовлетворить повышенные потребности населения.

     Соответственно это требует повышения уровня образования и квалификации рабочего, его интеллектуального развития, формирования личностных и профессиональных качеств будущего работника.

     Поэтому, основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, свободно владеющего современными информационными коммуникационными технологиями. В своей профессиональной деятельности, быстро адаптирующегося в непрерывно изменяющихся условиях развития общества; способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, а также и специалиста с высокой культурой человека.  

    Решение этой задачи не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

    Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

    Речь идет не просто об увеличении часов на самостоятельную работу, а усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности, в современном мире опираясь на традиции и культурное наследие.

    Автор концепции новой русской национальной школы И.Ф. Гончаров, анализируя негативные аспекты духовного облика современного русского человека, с болью пишет об утрате россиянами патриотических чувств, низкой трудовой этике, и о всепоглощающем чувстве апатии. Он отличает, что нравственный кризис русского человека проявляется в том, что многие стыдятся того, что они -  русские, следуя социальному эталону среднего европейца или евроамериканца.

   Идея проекта направлена на сохранение и развитие своей национальной самобытности, позволяющей сохранить этнокультурную идентичность личности и создать благоприятные условия для освоения мирового культурного пространства.

   Главное предназначение в данном учебном заведении с русским этнокультурным компонентом обеспечить углубленное изучение и творческое освоение учащимися историей русской кухни с ее традициями, пристрастиями, национальными рецептами, обычаями, как основы формирования национальной концептосферы личности, русской этнокультурной идентичности, необходимых для качественного обновления и интеграции «человеческого капитала» современного российского общества.

 Для реализации проекта и саморазвития личности студента необходима целая система приобщения студентов к культурным ценностям.

 Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченные в архаичные костюмы, напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта.  То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

 Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт сознательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы, более походившего на сотрудничество и ученичество, чем на битву за выживание.

  Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

 Сильным мотивирующим фактором данного проекта является введение студентов во внеурочную деятельность, где воспитанники сами являются активными участниками смоделированных педагогических ситуаций.

 В целом структура педагогической психологии направлена на самостоятельную работу студентов во внеурочное время должна состоять из сочетания методик, соединяющих в себе обще-дидактические основы обучения и специфические основы, связанные с различными методиками освоения профессиональной подготовки студентов по профессии «повар, кондитер». Уроки должны проводиться в высокой эмоциональной тональности, обращенных к внутреннему миру человека; зачетные уроки по темам, нетрадиционные занятия, творческие отчеты, поисковая работа и презентации проектов, где учащиеся в ходе самостоятельной подготовки получают индивидуальную помощь – консультацию педагога.

 Все нетрадиционные уроки приурочены к каким – то историческим и культурным событиям, датам, праздникам со своими традициями. Например: масленица, Святая Пасха, Рождество Христово и т.д. это позволяет мотивировать учащимся на эффективную отдачу полученных знаний в профессиональной деятельности.

 Для самообразования студентов вводится полугодовые и курсовые зачетные поисковые этнографические проекты, как индивидуальные, так и групповые.

 Работа над проектом соединяет в себе теоретическую (поисковую) и практическую части. Где студенты работают с дополнительной информацией, учебной литературой, с монографиями, справочниками, журналами. Интернет, посещение музеев, выставок, предприятий питания, встречи с интересными людьми, с показом мастер – классов.

 Студенты имеют возможность самостоятельно выполнить интересную работу, проявляя свои способности, прилагая свои знания, силы, демонстрируют свое умение применять новые теоретические знания на практике, делать анализ своей проделанной работе.

В дальнейшем публично показать достигший результат во всех параллелях в форме игр, линеек, конкурсов, тематических мероприятий и праздников, направленных на подъем культурных русских традиций, с привлечением учащихся по другим специальностям.

 Таким образом, самостоятельная работа с этнографическим компонентом выполняет не только учебные, но и развивающие, воспитательные функции.

 Практика воспитательной самостоятельной работы профессиональной направленности студентов  во внеурочное время свидетельствует о том, что усвоение духовно-нравственных и эстетических норм, основанных на традициях  этнокультуры  русского народа ведет к формированию внутреннего мира студентов через творческий подход в профессиональной деятельности, то есть компетентности творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. 

skachat


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР