Практико-ориентированный подход к обучению ОБЖ: путь к ответственному гражданину |
Содержание - Профессиональное образование |
25.06.2025 11:08 |
Черемных Павел Сергеевич, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Амурский политехнический техникум», г. Амурск, Хабаровский край. Практико-ориентированный подход к обучению ОБЖ: путь к ответственному гражданину Роль предмета ОБЖ в социализации подростка существенна, поскольку связана не только с теоретическими знаниями, но и освоением практических навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях. Главной задачей предмета является воспитание культуры безопасности подростков, а также развитие потребности в организации собственной жизнедеятельности, на основе идей и принципов здорового образа жизни, что выступает условием успешной социализации подростка. В своей педагогической деятельности я использую: Исследовательский метод, он определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. При использовании исследовательского метода я вместе с учащимися формулирую проблему; знания учащимся не сообщаю, они добываются ими самостоятельно; моя деятельность сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. этот метод эффективен в действиях по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по действиям при терактах, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром. Например, в рамках изучения темы «Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности» предлагаю обучающимся в ходе работы с теоретическими материалами подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Здоровый образ жизни – это отказ от вредных привычек». После самостоятельного изучения темы предлагаю студентам представить мнение о подтверждении или опровержении гипотезы с развернутым обоснованием. Широко использую на своих уроках работу с видеоматериалами, накоплены видеоролики по всем темам программы. Для более эффективного усвоения учебного материала применяю различные методические приемы: - сопоставления оригинала (видеозаписи) и модели (описания в учебнике); - группировки объектов по различным основаниям (классификация); - коммуникации (использование различных видов фиксирования наблюдаемого явления — описание, рассказ, репортаж, (письмо, статья, сочинение и т. п.); - прогнозирования - составления прогнозов ликвидации последствий ЧС, развития хозяйства в зоне ЧС; - составления правил безопасности; списка профилактических мер. Для активного включения в работу по усвоению учебного материала обучающихся использую игровые технологии. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например: на уроке по теме Безопасность при чрезвычайных ситуациях проходит командная игра. Команды проходит 6 остановок. На каждой из них команда выполняет теоретические и практические задания, о чем ставится отметка в маршрутном листе. Одновременно обучающиеся ведут записи в листы само – и взаимооценки, для определения вклада каждого в работу группы. После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются преподавателю для подведения итогов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Игра позволяет каждому студенту влиться в процесс учебного занятия и работать на протяжении всего урока над задачей, которая ему по силам. Это дает возможность каждому обучающемуся получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Еще один пример – квест по теме «Чрезвычайные ситуации»: Этап №1 Задание 1: собрать пазл, определить природную чрезвычайную ситуацию, изображенную на картине. Определив чрезвычайную ситуацию подойти к ведущему, назвать ее и получить конверт с теоретическим заданием. Задание 2: В конверте перечислены действия во время одной из природных чрезвычайных ситуаций. Необходимо расставить их в правильной последовательности. Этап № 2. «ЧС техногенного характера» Теоретическое задание 1: опознать 4 знака по электробезопасности Практическое задание: составить памятку по безопасному обращению с электрическими приборами. После выполнения практического задания команде выдается конверт с теоретическим заданием 2. Теоретическое задание 2: ответьте на вопросы используя раздаточный материал и учебники. Одной из интересных форм организации совместной продуктивной деятельности на уроке ОБЖ является групповая форма обучения студентов. Групповая форма обучения безопасной жизнедеятельности - согласованная деятельность педагога и обучающихся, направленная на развитие самостоятельности, активности, инициативы каждого обучающегося при решении вопросов личной безопасности и безопасности окружающих. При каждом использовании групповой работы обучающихся уделяю внимание обучению культуре общения, приучаю следовать правилам: - взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо, доброжелательно, терпимо общаться с партнером; - работать активно и ответственно, отвечая не только за свои успехи, но и за успехи всей группы; - осознавать, что работа в группах - это серьезный совместный познавательный труд. При организации работы в группах придерживаюсь следующей технологии: 1.Подготовка к выполнению группового задания: - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); - инструктаж о последовательности работы; - раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: - знакомство с материалом, планирование работы в группе; - распределение заданий внутри группы; - индивидуальное выполнение задания; - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); - подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: - сообщение о результатах работы в группах; - анализ познавательной задачи, рефлексия; - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели; - дополнительная информация учителя. Например, на занятии по изучению средств индивидуальной защиты была организована такая работа: Группа студентов поделена на три подгруппы у каждой из них на столе находился инвентарь: 1. Медицинские средства защиты: перчатки, маски, индивидуальные перевязочные пакеты, противохимические пакеты, халат и медицинский комбинезон. 2. Средства защиты органов дыхания: фильтрующие противогазы, изолирующий само спасатель, камера защитная детская, детский противогаз. 3. Средства защиты кожи: общевойсковой защитный комплект, костюм защитный Л-1. Каждая подгруппа самостоятельно работала со своим комплектом оборудования и информационным материалом, затем защищает свои результаты работы. Закрепление материала проводилось в игровой форме с использованием приема «жокей и лошадь»: все студенты получили карточки, одни с вопросами, другие с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».