Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8513740
Практико-ориентированный подход к обучению ОБЖ: путь к ответственному гражданину
Содержание - Профессиональное образование
25.06.2025 11:08

Черемных Павел Сергеевич, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Амурский политехнический техникум», г. Амурск, Хабаровский край. 
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» играет ключевую роль в социализации подростков, так как формирует у них культуру безопасного поведения и готовность к действиям в экстремальных ситуациях. Применение исследовательских, игровых и проектных методов способствует развитию самостоятельности, критического мышления и личной инициативы. Таким образом, уроки ОБЖ становятся не только образовательной, но и важной воспитательной платформой, способствующей всестороннему развитию личности обучающегося.


Практико-ориентированный подход к обучению ОБЖ: путь к ответственному гражданину

Роль предмета ОБЖ в социализации подростка существенна, поскольку связана не только с теоретическими знаниями, но и освоением практических навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях. Главной задачей предмета является воспитание культуры безопасности подростков, а также развитие потребности в организации собственной жизнедеятельности, на основе идей и принципов здорового образа жизни, что выступает условием успешной социализации подростка.

В своей педагогической деятельности я использую:

Исследовательский метод, он определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. При использовании исследовательского метода я вместе с учащимися формулирую проблему; знания учащимся не сообщаю, они добываются ими самостоятельно; моя деятельность сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. этот метод эффективен в действиях по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по действиям при терактах, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром.

Например, в рамках изучения темы «Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности» предлагаю обучающимся в ходе работы с теоретическими материалами подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Здоровый образ жизни – это отказ от вредных привычек». После самостоятельного изучения темы предлагаю студентам представить мнение о подтверждении или опровержении гипотезы с развернутым обоснованием.

Широко использую на своих уроках работу с видеоматериалами, накоплены видеоролики по всем темам программы. Для более эффективного усвоения учебного материала применяю различные методические приемы:

- сопоставления оригинала (видеозаписи) и модели (описания в учебнике);

- группировки объектов по различным основаниям (классификация);

- коммуникации (использование различных видов фиксирования наблюдаемого явления — описание, рассказ, репортаж, (письмо, статья, сочинение и т. п.);

- прогнозирования - составления прогнозов ликвидации последствий ЧС, развития хозяйства в зоне ЧС;

- составления правил безопасности; списка профилактических мер.

Для активного включения в работу по усвоению учебного материала обучающихся использую игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Например: на уроке по теме Безопасность при чрезвычайных ситуациях проходит командная игра. Команды проходит 6 остановок. На каждой из них команда выполняет теоретические и практические задания, о чем ставится отметка в маршрутном листе. Одновременно обучающиеся ведут записи в листы само – и взаимооценки, для определения вклада каждого в работу группы. После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются преподавателю для подведения итогов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Игра позволяет каждому студенту влиться в процесс учебного занятия и работать на протяжении всего урока над задачей, которая ему по силам. Это дает возможность каждому обучающемуся получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Еще один пример – квест по теме «Чрезвычайные ситуации»:

Этап №1

Задание 1: собрать пазл, определить природную чрезвычайную ситуацию, изображенную на картине. Определив чрезвычайную ситуацию подойти к ведущему, назвать ее и получить конверт с теоретическим заданием.

Задание 2: В конверте перечислены действия во время одной из природных чрезвычайных ситуаций. Необходимо расставить их в правильной последовательности.

Этап № 2. «ЧС техногенного характера»

Теоретическое задание 1: опознать 4 знака по электробезопасности

Практическое задание: составить памятку по безопасному обращению с электрическими приборами. После выполнения практического задания команде выдается конверт с теоретическим заданием 2.

Теоретическое задание 2: ответьте на вопросы используя раздаточный материал и учебники.

Одной из интересных форм организации совместной продуктивной деятельности на уроке ОБЖ является групповая форма обучения студентов.

Групповая форма обучения безопасной жизнедеятельности - согласованная деятельность педагога и обучающихся, направленная на развитие самостоятельности, активности, инициативы каждого обучающегося при решении вопросов личной безопасности и безопасности окружающих.

При каждом использовании групповой работы обучающихся уделяю внимание обучению культуре общения, приучаю следовать правилам:

-                    взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо, доброжелательно, терпимо общаться с партнером;

-                    работать активно и ответственно, отвечая не только за свои успехи, но и за успехи всей группы;

-                    осознавать, что работа в группах - это серьезный совместный познавательный труд.

При организации работы в группах придерживаюсь следующей технологии:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

-                    постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-                    инструктаж о последовательности работы;

-                    раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

-                    знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-                    распределение заданий внутри группы;

-                    индивидуальное выполнение задания;

-                    обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-                    обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-                    подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть:

-                    сообщение о результатах работы в группах;

-                    анализ познавательной задачи, рефлексия;

-                    общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;

-                    дополнительная информация учителя.

Например, на занятии по изучению средств индивидуальной защиты была организована такая работа:

Группа студентов поделена на три подгруппы у каждой из них на столе находился инвентарь:

1.         Медицинские средства защиты: перчатки, маски, индивидуальные перевязочные пакеты, противохимические пакеты, халат и медицинский комбинезон.

2.         Средства защиты органов дыхания: фильтрующие противогазы, изолирующий само спасатель, камера защитная детская, детский противогаз.

3.         Средства защиты кожи: общевойсковой защитный комплект, костюм защитный Л-1.

Каждая подгруппа самостоятельно работала со своим комплектом оборудования и информационным материалом, затем защищает свои результаты работы. Закрепление материала проводилось в игровой форме с использованием приема «жокей и лошадь»: все студенты получили карточки, одни с вопросами, другие с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР