Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6402775
Статья на тему «Воспитание патриотизма у обучающихся на уроках обществознания в системе среднего профессионального образования»
Содержание - Профессиональное образование
12.05.2022 10:19

Вронская Юлия Евгеньевна, преподаватель обществознания ОГБПОУ ВМК г. Вичуга Ивановской области. 
В статье рассматриваются актуальность проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в условиях плюрализма идеологий. Автором акцентируется внимание на невозможность стабильного политического и социально-экономического развития страны без воспитания у подрастающего поколения, будущих рабочих и специалистов чувства идентификационной общности граждан на основе гордости за свою страну, ее историческое прошлое и настоящее, на основе надежды на ее достойное будущее. Автором приведены способы формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся системы СПО на уроках обществознания. В статье обосновывается необходимость социализации личности подростка, становления его гражданской позиции.


Воспитание патриотизма у обучающихся на уроках обществознания в системе среднего профессионального образования 

Аннотация

В статье рассматриваются актуальность проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в условиях плюрализма идеологий. Автором акцентируется внимание на невозможность стабильного политического и социально-экономического развития страны без воспитания у подрастающего поколения, будущих рабочих и специалистов чувства идентификационной общности граждан на основе гордости за свою страну, ее историческое прошлое и настоящее, на основе надежды на ее достойное будущее. Автором приведены способы формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся системы СПО на уроках обществознания. В статье обосновывается необходимость социализации личности подростка, становления его гражданской позиции.

«Такие ценности, как самоотверженность, патриотизм, любовь к своему дому, семье и Родине остаются основополагающими и неотъемлемыми для российского общества и по сей день. Эти ценности в немалой степени являются основой суверенитета нашей страны».

В.В. Путин

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Развитие гражданского общества и правового государства в России в большей степени зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания населения. Сегодня граждане Российской Федерации имеют большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, но вместе с этим возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Учреждения среднего профессионального образования должны внести ощутимый вклад в воспитании принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

В период распада Советского Союза и становления России как демократического государства было утрачено истинное значение и понимание патриотизма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодня в результате прогрессирующих процессов глобализации подрастающему поколению трудно понять величие своего народа, своей культуры, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. Для современной моложежи такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. Как результат - рост преступности среди подростков, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение. В этих условиях кажется очевидной необходимость решения острейших проблем воспитания патриотизма среди подрастающего поколения как основы консолидации общества и укрепления единства граждан России.

Уважение к своей стране, Родине, к ее национальным традициям, истории и богатейшей культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить развитую личность, настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Подрастающему поколению необходимо учиться любить свою Родину - Россию и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Концепция патриотического воспитания подростков в системе профессионального образования предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в колледже, массовую патриотическую работу, организуемую не только колледжем, но и общественными движениями и организациями, например волонтерские движения, деятельностью средств массовой информации.

Воспитание патриотического отношения к Родине начинается у человека в детстве. В свою очередь колледж через уроки обществознания:

- способствует развитию гармоничного человека, ответственного за историю своего народа,

- включает первокурсников в социально активную деятельность посредством обучающихся 2 и 3 курса, в которой они развиваются как граждане и патриоты,

- пробуждает в подростке чувство любви и уважения к Отечеству. Именно «пробуждает», так как это чувство есть в каждом из нас. Заставить любить и уважать Родину невозможно, это необходимо воспитывать, потому что чувство принадлежности к родной земле, к своему народу, дает каждому из нас право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историческим прошлым.

Сложность патриотического воспитания обучающихся колледжей заключается в том, что в колледж приходят учиться несовершеннолетние 15-16 лет, часто уже вполне сформировавшиеся в нравственном отношении. Они уже имеют нравственные убеждения и качества, которые сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. Поэтому учреждения среднего профессионального образования не первыми и не в одиночку воспитывают обучающегося. Колледж только подключается к нравственному формированию личности. Главная задача учреждения среднего профессионального образования продолжить формирование личности с активной гражданской позицией, а в случаях отсутствия таковой, приложить все усилия для ее начального формирования и дальнейшего совершенствования. Наибольший эффект воспитания чувства патриотизма дает пример поведения. Поэтому в колледже старшие курсы показывают пример уважительного отношения к Родине младшим курсам. Пример уважения к Родине в колледже проявляется в мелочах - дисциплине и правомерном поведении, уважении и толерантном отношении, активном участии в проводимых в колледже мероприятиях и т.д. На этих, казалось бы, мелочах и строиться чувство патриотизма.

Именно поэтому в образовательной программе среднего профессионального образования особое внимание уделяется гуманитарным дисциплинам, способствующим воспитанию патриотизма у обучающихся. В частности таким общеобразовательным предметам, как история и обществознание. Посредством их изучения становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации; понимание взаимосвязи каждого из нас со всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины; становление гражданской позиции подростка и воспитание правового поведения у подрастающего поколения.

Курс обществознания весь состоит из тем, касающихся формирования зрелой, социально-ориентированной, нравственной, политически активной, гуманной личности. На уроках обществознания преподаватель ориентирует обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также помогает сформировать осознанную собственную позицию по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.

Освоение общеобразовательного курса обществознания дает возможность обучающимся среднего профессионального образования без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника и т.д.). Преподаватель, используя различные методы обучения, формирует у обучающихся уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом. Именно так становится возможным воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

Заложить гражданско-патриотические ценности на уроках обществознания у обучающихся среднего профессионального образования можно посредством не только традиционного проведения урока на изучение новой темы, но и при помощи различных внеурочных работ и мероприятий:

- организации написания и защиты индивидуальных проектов;

- проведение правовых конкурсов знаний Конвенции о правах ребенка;

- изучение Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, символов государства и т.д.;

- проведения бесед и дискуссий, касающихся злободневных проблем современной жизни общества и государства;

- проведения правовых конференций и ролевых игр «Выборы», «Час суда»;

- организации написания эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое.

Таким образом, в ходе освоения программы общеобразовательной дисциплины обществознание происходит процесс воспитания чувства патриотизма у обучающихся, у которых появляется возможность соотнести общие представления, полученных в ходе урока со своей будущей профессией, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, области и страны в целом.

Обучающиеся колледжа к концу второго курса показывают полное сформированное уважительное отношение к своей Родине, с удовольствием участвуют в волонтерских движениях, различных общественных патриотических акциях, спортивных мероприятиях и приобщают к этому первокурсников, что соответствует ФГОС СОО и программе воспитания основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. А на третьем курсе, к моменту наступления своего совершеннолетия проявляют твердое желание и стремление активно участвовать в общественной, политической жизни страны, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины по полученной профессии или специальности. Совершеннолетние обучающиеся активно участвуют в выборах, отрицательно относятся к нелегитимным общественным акциям. Это свидетельствует о наличии у выпускников колледжа определенных моральных и нравственных ценностей, сформированной активной гражданской позиции, выраженного чувства патриотизма.

Анализируя все выше сказанное, вся образовательная среда колледжа на уроках обществознания способствует формированию у будущего рабочего и специалиста гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн), гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

 

 

Библиографический список 

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 08.04.2022)

2. Аббулгалимова А.М., Раджабова Р.В. Направления патриотического воспитания в российской школе. // Студенческая наука XXI века. – № 2(5). – 2015.