Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381361
Статья «Опыт применения интерактивных методов обучения при преподавании учебных дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» в Казанском филиале РАНХ и ГС»
Содержание - Профессиональное образование
17.09.2019 08:41

Гурина Лидия Ивановна, Пыжьянова Мария Владиславовна, преподаватели информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности, Казанского филиала ФГБОУ ВО РАНХ и ГС города Казани, Республики Татарстан. 
Статья посвящена использованию интерактивного подхода при обучении информатике и информационным технологиям в системе среднего профессионального образования. Предназначена для преподавателей информатики и информационных технологий ССУЗ.

 


 

Опыт применения интерактивных методов обучения при преподавании учебных дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» в Казанском филиале РАНХ и ГС

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Современное образование немыслимо без внедрения новых информационных технологий. Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества, существенно влияющий на состояние экономики, уровень жизни людей, национальную безопасность, интеллектуальный потенциал общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество образовательных процессов в учебных учреждениях.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения.

В условиях перехода от индустриальной к информационной цивилизации происходит лавинообразное увеличение научной информации. Время требует подготовки специалиста нового качества - не просто грамотного работника, а специалиста-интеллигента, способного к самообразованию, ориентированного на творческий подход к делу. Задача преподавателя состоит не в только том, чтобы передать студенту определенную сумму знаний, а научить студента умению учиться всю жизнь. В связи с этим функции преподавателя меняются. Происходит переход от информационных функций - к консультационно- координирующему методу обучения, делается упор на самостоятельную работу.

Применение ЭВМ - одно из средств повышения эффективности учебного процесса, и прежде всего для индивидуализации и активизации познавательной деятельности студентов. Электронная среда в большой мере способна формировать такие характеристики, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Создается возможность воспринимать по- новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между старой и новой информацией.

Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления студента, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей.

Понятие "интерактивность" происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга. При обучении на основе новых информационных технологий принципиально важным является развитие интерактивности образовательной среды, поскольку обучение, по сути, представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния.

Каждый преподаватель работает над вопросом: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у обучаемых активное отношение к учебной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Какие методы и технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Интерактивные методы являются теми, которые могут решить данный вопрос.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс обучения, они имеют возможность понимать и размышлять по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен информацией, знаниями и идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы сотрудничества.

Изучение информатики и информационных технологий с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки и главное повышают учебную мотивацию. В связи с этим на своих занятиях в РАНХ и ГС преподаватели применяют различные интерактивные формы и методы, активизирующие деятельность студентов и в том числе те из них, в которых ярко прослеживается консультационно- координирующая роль преподавателя.

Основной целью изучения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является приобретение студентами навыков использования прикладных программных средств и информационных систем, организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации, способов защиты информации от несанкционированного доступа, возможностей работы в локальной и глобальной сети. Изучение данных предметов способствует повышению информационной культуры, формирует умение научно организовывать свой труд, применять компьютерную технику в сфере профессиональной деятельности. Учебные дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются естественнонаучными, формирующей базовые знания, необходимые для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. Поэтому преподавание предметов Информатика и Информационные технологии носит прикладной характер: делается упор на приобретение студентами практических навыков работы на компьютере. Следовательно, к методам преподавания, кроме традиционных, добавляются консультационные и координирующие, т.е. преподаватели учат студентов путем постоянных консультаций и указаний на занятиях. При этом обращается большое внимание умению студентов самостоятельно работать на как на занятиях, так и вне аудитории.

Задача преподавателя - научить студентов самостоятельно и в полном объеме использовать все программные и информационные ресурсы, имеющиеся на магнитных накопителях информации, грамотно использовать сетевые ресурсы, и работать со справочными системами, которыми снабжены все современные программные средства, такие как: приложения пакета MS Office, программные комплексы 1С: Предприятие, автоматизированная система САДД ДЕЛО и др. Роль преподавателя заключается в том, чтобы научить студентов пользоваться конкретной справочной системой, привить навыки ориентации в ней, научить пользоваться ссылками, работать с гипертекстом, закладками и т.д.

На разных этапах урока функции преподавателя меняются: на одном и том же занятии он может выступать и в роли консультанта, и в роли координатора и осуществлять контроль за действиями студентов. При изучении пакетов программ (приложений), которые организованы по одному принципу, т.е. имеют похожий интерфейс, меню, развитую справочную систему, преподаватель подробно объясняет интерфейс лишь первого изучаемого приложения, например, текстового процессора WORD, а при освоении остальных приложений пакета MSOffice, как правило, студентам раздается краткая инструкция и методичка, и студенты самостоятельно, на практике, используя ту же справочную систему и навыки работы с ней, самостоятельно изучают интерфейс и настройки программы. Преподаватель при этом выступает в роли инструктора, координируя работу студентов, а также осуществляет контроль.

Кроме того, при изучении нового материала широко используются обучающие программы и демоверсии реальных программ. В настоящее время, кроме этого, активно при самостоятельной работе используются электронные учебные пособия по различным темам. Все эти программы кроме теоретического материала содержат тренажеры по применению полученных знаний и систему ссылок к справочнику. В данном случае обучающая программа выступает в роли консультанта, а преподаватель координирует индивидуальную работу каждого студента.

В процессе преподавания учебных дисциплин «Информационные технологии» и «Информатика» в Казанском филиале РАНХиГС применяется метод малых групп. Данный метод используется при выполнении лабораторных работ по некоторым темам. Группе из трех человек дается задание, которое они должны совместно самостоятельно выполнить на компьютере (каждый студент выполняет свою часть работы), затем получить печатные документы и оформить отчет. Преподаватель при этом координирует их работу, т.е. распределяет нагрузку между членами группы, учитывая при этом уровень подготовки каждого студента, контролирует процесс выполнения, консультирует по сложным вопросам, при этом особенность заключается в следующем: преподаватель может не давать устную консультацию, а может посоветовать обратиться к справочной системе, которой снабжены все изучаемые пакеты прикладных программ и системы или к ресурсу, где размещена необходимая информация. При этом у обучаемых развиваются умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ).

За последнее время очень много студентов Казанского филиала РАНХиГС занимаются в компьютерных классах оформлением рефератов, докладов по специальным дисциплинам, а также готовят другие материалы по научно- исследовательской работе. Это делается во время консультаций, в специально отведенное время и дни. Преподаватель координирует работу студентов и консультирует их, помогает найти в поисковых системах нужную информацию и обработать её. Кроме того, обеспечивается углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей. Информационные технологии особенно требуют навыков и умений, чем знаний. Поэтому, как уже было ранее сказано, на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность студентов. Её можно активизировать с помощью проектного метода обучения. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Студенты разрабатывают проекты на занятиях и вне занятия, применяя, в частности, программу подготовки презентаций MSPower Point.

Во внеурочное время также очень широко используются электронные средства передачи информации - электронная почта и Интернет. Преподаватели отправляют по почте необходимую информацию (задания, материалы лекций) на почтовые ящики студентов в Интернете, получают информацию для проверки от них. Чаще всего данный метод удобен при работе над курсовыми и дипломными работами. Удобство этой формы заключается в том, что можно индивидуализировать работу со студентами, вести диалог в реальном режиме времени, повысить результативность и качество работ студентов.

Необходимо отметить и внедрение средств автоматизации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельности в академии, в частности, компьютерного тестирования. Преподаватели широко используют автоматизированную систему тестирования для осуществления итогового и промежуточного контроля знаний, разрабатывая материалы для проверки знаний по различным темам.

Таким образом, в РАНХиГС учащийся может быть включен в такой учебный процесс, в котором преподавателями-предметниками используются новые педагогические подходы (консультационно-координирующие методы, обучение в сотрудничестве, работа в малых группах, проектная деятельность, и т. п.). Кроме того, обучающийся для решения конкретных задач может использовать информационные ресурсы из внутреннего информационного пространства (интранет) Казанского филиала РАНХиГС и из Интернет. В таком учебном процессе учащийся перестает быть только объектом учительского воздействия – он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с педагогом и коллегами-соучениками. За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе. Важнейшим условием для осуществления на практике интерактивного обучения является личное участие преподавателя, его непосредственное включение в различные формы интерактивного обучения. Внедрение в практику работы образовательного учреждения информационно-коммуникационных технологий открывает большие возможности и для совершенствования образовательных методик, для обмена опытом и творческого подхода к преподаванию.

 

Использованные источники:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Прохорова М.П., Ваганова О.И.Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

3. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

4. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.

5. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.