Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426379
Статья «Экологическое воспитание как необходимый элемент формирования нравственно –целостной личности»
Содержание - Профессиональное образование
12.07.2019 14:17

Гудина Н.Г., Мокеева Н.А., Преподаватели. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Казанский филиал. 
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры – являются наиважнейшими составляющими образовательного процесса. педагог должен сформировать знания о том, что человек это часть природы, а значит продолжительность и качество жизни человека определяются экологическими реалиями. Для студентов 1 курса СПО.

 


 

Экологическое воспитание как необходимый элемент формирования нравственно-целостной личности.

Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса — это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций, т. е. его культуры.

Низкий уровень культуры выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязиживой и неживой природы, что приводит к нарушениюэкологического равновесия.

Экологическая культура характеризуется:

1.Знанием общих закономерностей развития природы и общества;

2.Пониманием взаимосвязи их существования и того, что природа является первоосновой возникновения эволюции человека;

3.Определением социальной обусловленности взаимоотношений человека и природы;

4.Преодолением потребительского отношения к природе как к источнику материальных благ;

5.Умением предвидеть влияние деятельности человека на биосферу;

6.Подчинением его деятельности условиям рационального природопользования и заботы об окружающей среде;

7.Умением сохранять благоприятные природные условия и максимально доступную норму изъятия биологической продукции из природного фонда для удовлетворения потребностей человека.

Экологическая культура предполагает наличие глубоких знаний об окружающей среде, наличие экологического мышления, что должно привести:

1.Ответственному отношению к природе и своему здоровью;

2.Умению и опыту решения экологических проблем;

3.Участию в природоохранной деятельности;

4.Способности прогнозировать возможные негативные последствия природопользовательской деятельности человека.

С целью формирования экологической культуры в любом образовательном учреждении должно осуществляться экологическое воспитание на основе «Концепции экологического воспитания».

В целом можно сказать, что достигнуть поставленных целей, в области экологического воспитания, можно только через систему внутренней мотивации, т.е. осознание студентами себя как части природы и осознании влияния окружающей среды на их здоровье.

В структуре экологического воспитания можно выделить следующие элементы:

- Знание (усвоение основных научных понятий о природе, экологических проблем);

- Осознание (формирование сознательной позиции в отношении к окружающей среде);

- Отношение (понимание природы как уникальной ценности и источника материальных, духовных и физических сил человека)

- Навыки (способность практического освоения окружающей среды и ее охраны)

- Деятельность (участие в решении экологических проблем).

Эффективное экологическое воспитание студенческой молодежи предусматривает использование всего разнообразия форм и методов экологического обучения:

- Тесная взаимосвязь экологической тематики обучения с жизненно важными интересами (потребностями) студентов.

- Ознакомление студентов с новейшими результатами экологических исследований.

- Привлечение студентов к внеаудиторной работе, в частности к участию в конференциях по экологической тематике. Это способствует научно-поисковой и научно-экспериментальной деятельности обучающихся.

В формировании экологической культуры студентов важное место занимает дисциплина "Экологические основы природопользования". Усвоению материала учебного курса в значительной степени способствуют выполнению практических и расчетных работ, просмотры документальных фильмов и презентаций которые демонстрируют действие экологических законов и принципов на практике.

Существенное влияние на формирование экологических знаний имеет проведение диспутов. В их процессе возрастает вероятность создания предпосылок (психологических, организационных, поисковых) для расширения экологического кругозора и ответственности личности. Этому способствуют также научно-поисковые и научно-экспериментальные исследования студентов, ориентированные на освоение студентами современных методов и технологических схем очистки сточных вод на работу над их совершенствованием с целью повышения их экономической эффективности и снижения экологического воздействия на окружающую среду. Это формирует способности, склонности, таланты личности, готовность к самореализации.

Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим. Внутреннее родство заключается в формировании ценностного отношения к природе. Это дает основания утверждать, что эколого-эстетическое воспитание реализуется на стыке педагогики, психологии, искусствоведения, общественных и естественных наук. Поскольку эстетическое развитие является неотъемлемой частью экологического воспитания.

Важным качеством экологически воспитанной личности является сформированность у нееэкологической ответственности,то есть осознание необходимости брать на себя конкретные обязательства для гармонизации ее связей с окружающей средой и способность прогнозировать последствия своей деятельности.

В структуре экологической ответственности выделяют несколько компонентов (М. Левковский).

Ценностно-ориентированныйкомпонентопределяет систему экологических ценностей, которые являются составляющими общечеловеческой культуры и представляют ценность всего живого на земле, жизнь человека, его способность восхищаться красотой природы, гуманное отношение к другим людям, понимание целесообразности и разумной преобразовательной деятельности человеческих сообществ и т.д.

Мотивационный компонентпредусматривает проявление студентами соответствующих социально значимых и личностных мотивов (проживание в зоне жесткого и полужесткого радиологического контроля, загрязненность воздуха, несоответствие питьевой воды мировым стандартам, засоренность жилых массивов, осознание планетарного загрязнения в целом). Педагог должен направлять свою деятельность на формирование реально действующих мотивов у воспитанников.

Когнитивный компоненториентирован на развитие у студентов их экологической направленности. Она выражается в соответствующих интересах, склонностях, убеждениях. Молодые люди должны осознавать себя частью природы, в них должны развиваться стремление постоянно общаться с ней. Важно, чтобы студенты понимали пагубность влияния местных экосистем с загрязненным воздухом, водоемами и тому подобное.

Личностный компонентпредполагает понимание и проявление каждым студентом собственной неповторимости, уникальности, достоинства, ответственности за все живое в этом мире.

Практический компонентозначает практическую деятельность молодежи (организация поисковых студенческих групп природоохранного направления: поиск редких растений, птиц, животных, записанных в "Красную книгу"; добровольная организация студентов для улучшения миниэкосистемы: очистка территории учебного заведения, насаждения растений и деревьев написание индивидуальных исследовательских работ на экологическую тематику).

Экологическую подготовку специалиста следует направлять на качественное усвоение им всего объема экологических знаний в соответствии со спецификой программ дисциплин, формирование умения самостоятельно анализировать и моделировать типичные экологические ситуации с ориентацией на необходимость управления ими; на качественное выполнение несложных комплексных экологических экспертиз; формирование способности принимать природоохранные решения на перспективу.

Вывод: таким образом, можно сказать, что экологическое воспитание является частью общечеловеческой культуры, т.к. ценностное отношение к окружающей среде переносится на социальные объекты и межличностные отношения в обществе.