Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384524
Статья «Обеспечение социальной адаптации студентов профессиональных образовательных организаций через занятия в образовательных объединениях ГБОУ ДО «Магаданский региональный центр развития дополнительного образования» (из опыта работы)
Содержание - Профессиональное образование
17.06.2019 09:44

Войтенко Оксана Викторовна, методист, ГБОУ ДО «Магаданский региональный центр развития дополнительного образования», г. Магадан, Магаданская область. 
В статье рассказывается как занятия в образовательных объединениях ГБОУ ДО «МРЦРДО помогут обучающимся в адаптации в рабочем коллективе, в дальнейшей взрослой жизни.


Обеспечение социальной адаптации

студентов профессиональных образовательных организаций

через занятия в образовательных объединениях ГБОУ ДО «Магаданский региональный центр развития дополнительного образования».

 

     В современных социально-экономических условиях деятельности организаций дополнительного образования приобретает особое значение. В Концепции развития дополнительного образования детей говорится, что «...дополнительное образование может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности и технологических перемен…». Это действительно так, ведь важнейшей отличительной чертой дополнительного образования является открытость, свободный выбор деятельности, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, доступность и адаптивность к возникающим изменениям.

           Основной целью деятельности ГБОУ ДО «МРЦРДО» является образовательная деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также иные цели и задачи Центра выражаются в удовлетворении индивидуальных потребностей обучающихся в получении образования в интеллектуальном, художественном, нравственном развитии, на занятиях физической культурой и спортом; обеспечении духовно – нравственного, гражданско – патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявлении, развитии и поддержки талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; в социализации и адаптации ребят к жизни в обществе; оказании профессиональным образовательным организациям Магаданской области методической поддержки в организации воспитательной работы со студентами; в подготовке и проведении областных мероприятий с участниками образовательных отношений, участии в проведении региональных, межрегиональных, Всероссийских мероприятий; в межведомственном взаимодействии по вопросам развития региональной системы дополнительного образования.

На сегодняшний день общие направления содержания дополнительного образования учреждения основывается на интересах, потребностях и запросах обучающихся. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется по следующим направленностям: художественная, физкультурно – спортивная, естественнонаучная, социально-педагогическая. В Центре работают объединения: хореографический коллектив «Акцент», студия танца «Smile» «Молодежный клуб «Пламя», творческое объединение «Апельсин», секция «Рукопашный бой». Мы изучаем спрос на предоставление дополнительного образования, проводим большую работу по привлечению студентов в образовательные объединения и секции. Изучив пожелания ребят, в Центре появились новые объединения: «Школа DJ», студия «Дизайн», секция «Каратэ», ВИА «Новый стиль». Участие обучающихся работе различных образовательных объединениях ценно возможностью индивидуализировать процесс социализации подростков. Здесь возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту. Индивидуальный образовательный маршрут, созданный педагогом, поможет подростку реализовать свои творческие способности. Это и будет является одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

       Следует отметить, что занятость студентов в свободное время содействует развитию самоорганизованности, самодисциплины, приучает к самостоятельному планированию личного времени. Поскольку в основе участия в объединениях и секциях лежит личностная мотивированность «я хочу», «мне это интересно», «мне это надо» — это в свою очередь способствует формированию индивидуальной свободы личности.

Так же следует отметить, что представленные в Центре виды деятельности как хореография, музыка, спорт обладают мощным по своей природе психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом. Это формирует у учащихся практические навыки ЗОЖ, ценностного отношения к здоровью, умению противостоять зависимостям. И это очень важно, так как около 50 % контингента учреждения составляют студенты профессиональных образовательных организаций, из них большая часть юношей, которые проживают в общежитии, состоят на учете ПДН, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

       Вопросы воспитательной работы находят свое отражение в проводимых для обучающихся мероприятиях. Участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, акциях способствует:

  • Расширению пространства, в котором ребята могут реализовать свои творческие и спортивные способности;
  • Сохранность контингента, появлению единых целей, общей ответственности за конкретные дела;
  • Формированию социально адаптированной личности;
  • Решению проблем занятости студентов в свободное время, умению содержательно и интересно проводить свой досуг;
  • Воспитанию гражданский качеств молодого поколения;
  • Оказанию влияния на формирование культуры здоровья и потенциала ЗОЖ.

При организации проведения соревнований, спартакиад, праздников, акций, бесед, встреч немаловажную роль играет создание особой атмосферы дружбы, доброжелательного отношения между участниками, создание психоэмоционального фона. Ведь известно, что в различных формах продуктивной деятельности и интересном коллективе у подростка повышаются стрессоустойчивость, самооценка, снижаются внушаемость, тревожность, происходит освоение прие6мов саморегуляции поведения, навыков совместного поиска адекватных решений проблемах ситуаций, развитие навыков общения, коллективного взаимодействия.

     Следует помнить о создании «ситуации успеха», как об особой педагогической технологии, как о мощном средстве формирования положительной мотивации на любую деятельность.

В качестве примера хочу привести деятельность творческого объединения «Апельсин», где я работаю в качестве педагога дополнительного образования по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Театральная игра», социально-педагогической направленности. Сегодня подрастающему поколению не всегда получается в полной мере удовлетворить свои потребность в общении со сверстниками, родителями, организовать свое свободное время. Все чаще их досуг занимают современные средства коммуникаций и гаджеты. Современная молодежь быстрее решает логические задачи, но значительно реже восхищается и удивляется, сопереживает, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить досуг. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, комплексов, а также раскрытие возможностей и талантов ребят, обучение их чувствованию и художественному воображению – это путь через театрализованную деятельность. Ведь именно она имеет в своём арсенале достаточный набор методов и приемов. Главная цель программы состоит в развитии творческих способностей обучающегося и подготовка его к любой творческой деятельности, выбранной им в будущем через приобщение к театральному искусству. В ходе реализации программы подростки приобретают навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации: адекватно понимать поступки и действия людей, уметь предвидеть последствия поведения, быть контактным в отношении во взрослых и сверстниками, быть терпимыми к различным точкам зрения, доброжелательными, неравнодушными, ответственными, уметь согласовывать свои действия с другими людьми, а также приобретенные навыки помогут преодолеть психологическую и речевую «зажатость», страха перед выступлением. В своей работе я использую индивидуальный подход, верю в способности и возможности ребят. Для каждого создаю «ситуацию успеха», отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, я стремлюсь воспитывать в ребятах самостоятельность и уверенность в своих силах. И чем увереннее будет подросток в своей деятельности, тем больше удовольствия он получит от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится эмоциональный мир, тем выше будет результативность программы.

            В завершении хочу отметить, что развитие всех вышеперечисленных качеств помогут молодому специалисту в адаптации в рабочем коллективе, в дальнейшей взрослой жизни. Ведь сегодня специалист — это не только человек обладающий специальными предметными знаниями, дисциплинированный, ответственный, но и коммуникабельный, мобильный, сообразительный и креативный. Педагогический коллектив Центра осознает ответственность и важность создания благоприятной среды для формирования полноценной личности.