Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7546458
«Первые шаги в наставничестве»
Содержание - Начальные классы, ГПД
23.10.2022 09:51

Балдакова Галина Андреевна, Масловская Лариса Васильевна - учителя начальных классов МОУ СОШ №5 г. Саянск, Иркутская область. 
Авторская технология. Составление атрибутивного кольца и ИОМ для молодых педагогов.

 


 

Первые шаги в наставничестве

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Мы, учителя начальных классов МОУ СОШ№5 г. Саянска Иркутской области  Балдакова Г.А и Масловская Л.В в проекте «Наставник»  первый год. Начали работать, согласно идеи Р.С. Димухамедова, Б.Г. Мунарбаевой., авторов современной концепции педагогического образования по технологии «социально- педагогическая фасилитация»

Фасилитация- это технология позволяющая реализовать принятую во всем мире парадигму образования. Модель педагога- транслятора информации сегодня не отвечает требованиям информационного общества. В этих условиях запускается модель педагога- фасилитатора.

Фасилитатор- специалист, который помогает другим проходить процесс личного развития.

Наша задача, как наставников, была следующей: стать участниками персонализированной программы наставничества, имеющие позитивные результаты профессиональной деятельности, готовых и способных организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе профессиональных затруднений ( работать с резервом молодого педагога).

В работе нам помогла целевая модель наставничества, определенные методические и технологические механизмы- последовательность действий, благодаря которым мы должны подойти к определенным результатам.

Базовая модель технологической технологии является алгоритм или атрибутивное кольцо

Основные этапы атрибутивного или педагогического колеса:

Мотив- фасилитация (действия, сопровождения) мотивационно- потребительской сферы

Цель- целеобразующая деятельность

Предмет- познания предмета деятельности

Средства-фасилитация средств

Процесс- процесс сопровождения

Результат- фасилитация рефлексии и оценка результатов деятельности.

Педагогическое кольцо замыкается на целях. Если намеченные цели достигнуты и запрос проработан успешно, можно переходить к новым свершениям. Если цель не достигнута, можно проработать кольцо еще раз.

Нам в голову пришла авторская технология «Дом, который построил Я»

 

Фасилитация (сопровождение) мотивообразующей деятельности: включение наставляемого в процесс

Формирование цели направлено на непрерывное развитие и саморазвитие педагога

Поиск познания предмета: переход от регламентируемых методов работы к развивающим, интерактивным.

Поиск познания средства: »подталкивания» к условиям ситуации озарения

Реализации процесса; реализация организованных форм и методов

Рефлексия (анализ и оценка результата): перенос акцента с оценки процесса обучения на самооценку.

Выделенные атрибуты деятельности, включенные в атрибутивное кольцо, являются стержневыми в его профессиональной деятельности.

Дальше в своей работе мы соотнесли алгоритм деятельности наставника с действиями молодого педагога.

ИОМ- действия молодого педагога, который рассчитан не просто на прирост ЗУНов, компетенций, а на осмысление своего личностного потенциала, мотивацию и непрерывное развитие. Основные приоритеты: буду знать, буду уметь, смогу.

 

Проект "Наставник 3.0".

Индивидуальный образовательный  маршрут

молодых педагогов:

Яшкиной И.С и Мокрицкой У.О учителей начальных классов.

Наставники Балдакова Г.А, Масловская Л.В учителя начальных классов МОУ "СОШ №5".

Направление деятельности: современный урок.

Образовательный профессиональный запрос:«Как педагогу развить эффективность урока посредством мотивации познавательной деятельности.»

Цель: развитие уровня профессиональной компетентности в вопросах мотивации познавательной деятельности на современном уроке.

Задачи:

  • проанализировать  требования к современному уроку;
  • охарактеризовать возможности мотивационных приемов в организации современного урока начальной школы
  • создать методические рекомендации по проведению мотивационных моментов на современном уроке через метод создания проблемной ситуации и использования игровых приемов.
  • расширить профессиональный и общий кругозор;
  • обогатить понятийный методический словарь новыми терминами;
  • продолжать развивать профессиональные навыки (планирования, распределения времени, взаимодействия с коллегами и т.д.)

Точки роста:

Буду знать

- мотивационные приемы, необходимые на протяжении всего урока;

- практическую значимость использования мотивационных приемов в работе с детьми;

- как и где можно найти необходимую информацию по данной теме;

- возможности использования разных компьютерных программ, веб-сайтов и приложений (конкретизируется в ходе работы);

- отличительные характеристики «метода» и «приёма»;

- некоторые методы и приёмы интерактивного взаимодействия с детьми (конкретизируется в ходе работы);

Буду уметь

- планировать свою деятельность;

- исследовать интернет - ресурсы на предмет удобства и целесообразности его дальнейшего использования;

- создавать электронные публикации;

- встраивать использование электронных объектов в образовательную деятельность;

Самостоятельно смогу

- отличить метод от приема;

- составить список интернет - ресурсов для работы; - создать необходимые рабочие закладки на панели закладок;

- применить на практике приобретённые технические умения;

- самостоятельно разработать и апробировать на практике мотивационные приемы с мультимедийной поддержкой;

- существенно пополнить банк онлайн-материалов;

- самостоятельно проводить профессиональную встречу с коллегами;

- подготовить методическую разработку.

Развитие мягких навыков:

Я способна:

- самостоятельно наметить стратегию продолжения деятельности по выбранному направлению саморазвития;

- направлять энергию и ресурсы наиболее разумным образом;

- ранжи́ровать (отбирать) полезную информацию;

- работать в сетевой группе;

- устанавливать и поддерживать необходимые профессиональные контакты;

- сотрудничать (взаимодействовать) с коллегами;

- отстоять свою точку зрения;

- решить задачу нестандартным путём.

 

Этапы работы

молодого педагога

 

Сроки

этапа

Предполагаемые

действия молодого

педагога

(глагольные формы)

«Образ» предполагаемого

результата

/продукт деятельности/ «мягкие

навыки»

Прогностический

 

Сентябрь

Установочная профессиональная встреча с наставниками:

Определить профессиональные запросы (актуальные проблемы профессиональной деятельности)

 

-Поработать с электронной книжкой «Как не дергать цитаты, а освоить метод и создать свой капитал?»( сборник Белорусского госуниверситета)

-Наметить стратегию продвижения по выбранному направлению саморазвития)

-Определить точки профессионального и личностного роста

-Изучить информацию на портале Город Мастеров проекта Наставник 3.0

 

 

-Поле актуальных профессионально-личностных проблем

-Анализ затруднений через прием «Снежный ком». Мотив «Мечта о доме»

-Разработка ИОМ

 

 

-Отличие приема от метода в педагогике- размышление на страничке Город Мастеров.

 

 

 

-График встреч/умение планировать свою деятельность, оставлять комментарии в сообществе по «следам» встреч. Умение работать в сетевых группах, поддерживать необходимые профессиональные контакты

 

 

 

 

Исследовательский

 

 

Октябрь

-Пополнить терминологический словарь новыми понятиями

 

-Проанализировать требования к заполнению чек- листа, самодиагностики

 

-Провести входящую диагностику с молодыми специалистами, чтобы выяснить владения материалом МС.  "Оценка (самооценка) базовых компетентностей педагога
(Анкета составлена по материалам В.Д. Шадрикова)".

 

-Рассмотреть требования ФГОС к современному уроку, его структуре, изучить методические пособия по созданию современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС

 

- Рассмотреть ресурсы по мотивационным приемам современного урока. Составить список интернет- ресурсов для  изучения  теоретического материала по теме мотивации современного урока. (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/14/priemy-i-metody-povysheniya-motivatsii-k). Обсудить основные  приемы.

 

-Создать из панели закладок компьютера необходимые закладки на рабочем столе

 

 

-Небольшой терминологический словарь

 

 

- Заполнения чек- листа- начальный этап

 

 

- «Что нам стоит дом построить» диагностика профессиональных потребностей. Фасилитация поиска.» Пять уровней этажей». Прием «Группировка»/владеть различным форматом делового общения

 

 

-Глоссарий- терминологический букет «Современный урок»

 

 

 

 

 

 

-Исследования рекомендованных ресурсов/ умение высказывать свои мысли

 

-Подбор мотивационных  приемов для практической работы в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

-Банк полезных ссылок.

Создание закладок для быстрого доступа/умение структурировать информацию, работать в команде

 

Практический

Ноябрь- Январь

-Посетить рабочие уроки наставников , демонстрирующие эффективные приемы мотивационной познавательной деятельности.

 

Посмотреть треки по развитию «мягких» навыков.

https://uchitel.club/soft-skills/

 

 

-Работать на сайте Всероссийского конкурса Учитель года 2021

-Посмотреть открытый урок победителя конкурса «Учитель года2021»

 

-Разработать и апробировать в учебной деятельности эффективные приемы  мотивационной познавательной деятельности на своих уроках

 

 

 «От проекта к застройке»

-Пополнение методической копилки

 

 

 

 

 

-«Форсайт карта» развитие мягких навыков/умение думать критически. Навык самоанализа.

 

-Таблица эффективных приемов /умение ранжировать информацию.

-Копилка методических идей/навык работы с информацией

 

-Создать  и апробировать методические рекомендации по проведению мотивационных моментов на современном уроке через метод создания проблемной ситуации и использования игровых приемов.

 

«Фотокарусель»/способность учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

Аналитический

(самодиагностика

Точек проф. роста и

Soft-skills: ^ )

Февраль

-Проанализировать заполненный чек- лист

-Подготовить анализ собственной деятельности по итогам работы в проекте наставник 3.0

-Провести самодиагностику «Моя точка профессионального роста»

«Свой дом в городе Мастеров» возводим стены «Коучинг»

-Самодиагностика, чек-лист/умение анализировать свою деятельность, культура письменной речи, креативность

 

 

Обобщающий (где

и как представить

результаты работы)

Март

-Подготовить методические рекомендации по теме:

«Как педагогу повысить эффективность урока посредством мотивации познавательной деятельности.»

 

-Обобщить результаты работы в сетевом сообществе Город Мастеров

-Презентация профессиональных и личностных достижений в рамках проекта Наставник 3.0 по направлению работы по эффективности урока посредством мотивации познавательной деятельности на современном уроке.

 

-Провести анализ проделанной работы. Выявить плюсы и минусы совместной работы.

-Продолжить пополнение методической копилки эффективными приемами по мотивации современного урока

-Рефлексия деятельности

- Методические рекомендации по проведению мотивационных моментов на современном уроке через метод создания проблемной ситуации и использования игровых приемов.

 

-Цифровые следы на портале Город Мастеров, выступление на ШМО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат, рефлексия «Дом, где мне комфортно жить. Мои ключи»

 

 

Это то, что мы смогли освоить и проработать за сентябрь месяц. Всем удачи!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР