Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6402896
Статья «Реализация проектной деятельности»
Содержание - Начальные классы, ГПД
25.01.2022 10:10

Пижанова Марина Ильгизовна, учитель начальных классов МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы». 
Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности. Изучить результаты и эффективность проектной деятельности. Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.

 


 

Проектная деятельность, как средство формирования УУД

в условиях реализации ФГОС

«Слово «проект», быть может, самый последний посетитель,
стучащий в двери педагогической терминологии.
Следует ли пустить этого незнакомца?»

В.Х. Кильпатрик, американский педагог,
основоположник метода проектов.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

В ФГОС определена новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции. Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Проблема выбора необходимых методов возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю нужны другие методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Основываясь на предоставленной педагогу свободе выбора педагогических технологий, приемов и методов образования, можно прийти к выводу, что одной из технологий, которая позволит решить данные задачи и сформировать УУД у учащихся в соответствии со стандартом, является проектная деятельность. Проекты в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах 3 проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности младших школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе.

Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Таким образом,

Цель:

Определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.

Задачи:

Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.

Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.

Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.

Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования УУД в контексте ФГОС.

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных умений. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.

Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки.

Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания. Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед.

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся:

1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;

2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности. Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности.

Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений(в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия), которые считаем необходимым перечислить:

– проектировочные – осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий; – исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы;

– информационные – самостоятельный поиск необходимой информации(в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых(учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

– кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения;

– коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

– экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;
– рефлексивные – осмысление собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

– презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

Проанализировав данное определение, мы увидели их взаимосвязь и выяснили, что метод проекта овладевает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования.

Типы и формы проектной деятельности.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Типологические признаки.

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно выявить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.)

По второму признаку – предметно-содержательной области– можно выделить следующие два типа.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

По характеру организации проекты могут быть:
с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца; долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

В учебном процессе используются различные типы проектов зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практикоориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Различают следующие виды проектов:

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и 10 рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Информация о проекте широко распространена. Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический. Получено удовольствие от своей деятельности.

Логическая схема проекта
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

Методы-виды деятельности.

Результат. Проект может выполняться индивидуально, или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

Отчёт должен содержать следующие разделы: Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы. Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные резу Выводы и прогноз на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. Можно спрогнозировать изменения этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации.

Результаты проектной деятельности.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра. Типы проектов и реализованные детские проекты.

Презентация. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану: Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен? Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено? Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг? Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей? Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест.

В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект», «Игровой проект». Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Например: Проект «Детская площадка». Проект «Золотая волшебница – осень» по созданию гербария из осенних листьев и подборкой стихов о деревьях и кустарниках. Проект 1 класса «Букет цветов», изготовленный оригами из цветной бумаги. Проект «Новогодний плакат» творческой группы 4 класса.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование. Например: Проект «Земля наш дом родной» по созданию. Индивидуальный проект «Летопись моей семьи». Урок «Мир леса родного края». Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1. Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат;

2. Планирующий — подготовительный этап: Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, формируют задачи, уточняют информацию; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, помогает в анализе и синтезе, наблюдает;

3. Информационно – операционный этап: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, вырабатывают план действий, фиксируют результаты; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, косвенно руководит деятельностью;

4. Рефлексивно-оценочный этап: Анализ выполнения проекта. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности, наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы.

Стадии работы над проектом

это «пять П»:

Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио,- папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Таким образом, важный является каждый этап проектной деятельности. Проект требует на завершающем этапе своего продукта.

Проект с точки зрения учителя и ученика. Сегодня я хочу провести вместе с вами методический урок по теме «Учебный проект с точки зрения учителя и ученика». Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите? Вы каждый день думаете над тем, чтобы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект! Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример: Загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное. (в результате у всех должно получиться число. Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся.

Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Расшифруйте слово «проект», подберите слова-ассоциации на данные буквы. П– проблема, проект, планирование Р – развитие, рефлексия О – организованность, опыт, общение Е – единство, естественность К – коммуникативность, креативность Т - творчество, талант.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие критического и творческого мышления, познавательных навыков учащихся. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность предполагает взаимодействие учителя, учащихся, родителей. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Показатели готовности младших школьников к проектной деятельности.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

При работе над проектом нужно учитывать и постараться избегать «подводных камней». Выполним задания в группах. Чтобы работа в группе была успешной, будем руководствоваться следующими правилами: В группе нет лидеров, все равны. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и того, что они вместе выполняют проектное задание. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.

Памятка для составления синквейна.
Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях. Правила написания синквейнов:

Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему. Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему. Третья строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме. Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.
1. Проект 2. Творческий, исследовательский 3. Развивает, способствует, проявляет 4. Проект - это возможность проявить себя 5. Открытие.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?” Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.

Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться.

Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Что же такое проект и исследование? В чем их различие?

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их различие? Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов самостоятельную деятельность ученика структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.