Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384691
Статья «Трудности адаптации первоклассников к школе»
Содержание - Начальные классы, ГПД
20.01.2021 12:57

Шашкина Нина Алексеевна, учитель начальных классов Першинская ООШ, филиал МАОУ «Бигилинская СОШ», Заводоуковского района, Тюменской области. 
Статья написана для учителей начальных классов с целью распространения опыта работы с первоклассниками.


Трудности адаптации первоклассников к школе 

Задолго до первого сентября родители и дети много говорят о школе, уроках, школьной форме, бантиках и букетах. И вот наступает праздник с первым звонком и первым уроком. Это было вчера…. Начинаются будни. Особенно трудными они становятся для первоклассников, детей, которые ещё несколько дней назад беззаботно играли в детском саду. Многие первоклассники, придя в школу, прекрасно адаптируются в школьной среде, готовы выполнять любое задание учителя. Они работоспособны, вежливы, активны. У них хорошо развиты коммуникативные навыки. А для других малышей школьная жизнь может внезапно оказаться неприемлемой. На первых порах такой ребёнок ходит в школу с радостью и желанием, но вдруг желание учиться сменяется апатией, разочарованием или резким протестом – «В эту школу я больше ни за что не пойду!». Посмотрим на эти трудности внимательней. Ещё вчера ребёнок хотел идти в школу. С радостью, хотя и не без опасения, ждал первого сентября. Но прошло совсем немного времени, а он на уроках с тоской смотрит в окно, ожидая, когда всё это кончится; лениво одевается по утрам, прислушиваясь к себе: может, заболел, готов на всё, лишь бы не идти в школу. Нужно ли волноваться? Не всегда. В данном случае, нужно разобраться, т.е. отделить обычное нежелание первоклассника идти в школу, от, того, которое может вызывать опасения.

Обычное поведение ребёнка:

1.У ребёнка снижается непосредственный интерес к школе, занятиям;

2. Ребёнок начинает время от времени говорить, что учиться надоело, особенно к концу недели. Но он продолжает активно интересоваться всем остальным;

3. Радуется, когда ребёнку говорят, что не надо дома заниматься, почитать, повторить счет и т. д;

4.Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки;

5.Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу;

Поведение ребёнка, вызывающее тревогу:

1.Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и потеря интереса к урокам;

2.Безразличие ко всему, даже к играм, которые требуют какого-либо напряжения;

3. Садится читать или писать только после продолжительных уговоров;

4. Не хочет ходить в школу.

5.Игнорирует и не желает отвечать на вопросы учителя;

6. Боится учителя, испытывает страх;

7.Ребёнок резко меняет своё поведение, отношение к окружающему. Он с каждым разом задаёт меньше вопросов «Как? и «Почему?»;

Первоклассник приходит утром в школу. Он начинает играть, общается с ребятами. Ему весело и радостно. Но вот прозвенел звонок на урок…. Ребенок не может настроиться на работу, не может собраться, не успевает выполнять задания учителя, его приходится ждать, чтобы продолжить урок. Задания он выполняет, сгорбившись над тетрадью, скован, напряжён. Всё это говорит о том, что школьнику тяжело. Можно услышать от него «Мне тяжело, я не могу, мне трудно, мне не интересно, я не хочу…». В данном случае надо присмотреться и прислушаться к ребёнку. Нужно определить, сколько времени он сможет самостоятельно выполнять то или иное задание, поговорить с ребёнком, выяснить, какие чувства вызывает у него школа. Конечно, учиться трудно, намного труднее, чем играть. Ведь с приходом в школу, появились новые правила, новые требования, новые обязанности. Жизнь ребёнка резко изменилась. А для некоторых первоклассников - это стресс. Поэтому в первые дни, даже месяцы школьной жизни у детей появляется бессонница, капризы, аллергия, плохой аппетит, усталость. Недаром психологи выделяют начало учёбы как особый адаптационный период. В среднем он длится всю первую четверть. Хотя и уроков всего три, они меньше по времени, чем у других учеников, тем не менее, детям тяжело на этой новой ступеньке их жизни. Поэтому особенности протекания адаптационного периода игнорировать нельзя, нужно наблюдать за каждым из учеников. Особенно трудно протекает адаптация у ослабленных, застенчивых и тревожных детей. А также во внимании нуждаются дети с хроническими заболеваниями.

Учёба для маленького человечка – это тяжёлый труд, однако не у всех он вызывает нежелание учиться. Так бывает, когда ребёнок, выполняя задание, не испытывает «радость познания, радость успеха». Поэтому не нужно его ругать за некрасиво написанные буквы, а надо похвалить за то, что старался и отметить, что в следующий раз он напишет лучше, чем сейчас.

Ребёнка необходимо научить учиться. Многие учителя, да и родители ошибочно считают, что ребёнок, став учеником, должен непременно проникнуться ответственным отношением к труду, желанием учиться, что овладение необходимыми навыками должно появиться само собой. Надо отметить, что даже у взрослого человека, когда он начинает что – либо делать, есть мотивация. Должна ли появиться учебная мотивация у ученика, чтобы выполнять эти трудные задания. Да, конечно. И не нужно наказывать и уговаривать ребёнка. Нужно планомерно формировать школьную мотивацию. Это труд, но без этого не обойтись. Когда первоклассники приходят в школу, на третьей неделе учёбы обычно учитель или психолог проводит диагностику. К примеру, за основу берётся рисунок, где ребёнок должен поставить какой – либо знак: плюс, галочку и т.д. Но этот тест не оправдывает себя. Бывает такое, что даже высокомотивированные дети хотят «играть с другом, побегать по школьному двору, поиграть с мячом». Они выбирают эти рисунки. И только единицы выбирают рисунки, где «он с книгой, рядом с учителем, с мелом в руке у доски». Многие учителя используют такой термин «неспособный ученик». Что значит «неспособный»? В своей практике я неоднократно встречалась с подобным. После проведённой диагностики готовности первоклассников к школе, оказывалось, что несколько детей показывали плохой результат. Они не смогли напечатать буквы, не устанавливают простейшую связь предметов, плохо знают сказки и т.д. Родители разочарованы. Но уже после первого полугодия заметны изменения. А к третьему классу такого ученика не узнать. Важна система в работе с первоклассниками, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. А особенно важна тесная связь учителя с родителями. Надо обсуждать чего ребёнок уже достиг, а над чем надо поработать дома. К концу первого года обучения таких учеников можно характеризовать как вполне успешных. Они активно включаются в работу на уроке, читают, пишут, пересказывают, а в дальнейшем, у них всегда выполнено домашнее задание. Развивается и интеллект. Сейчас очень много форм и методов работы с учащимися. А также средств. Это и тетради на печатной основе по различным программам обучения. Это работа на платформе Учи.ру, где ученики проходят базовый уровень по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык), участвуют в онлайн – олимпиадах. Это и работа на платформе ЯКласс, РЭШ и др. Просмотр видеофильмов дома по рекомендации учителя, когда он планирует провести урок по типу «Перевёрнутый класс». Да и просто использование на уроках презентаций, видео по теме урока.

Любой первоклассник нуждается в помощи. Но помощь должна быть разной. Есть дети, которые не могут себя заставить читать и писать. Они не умеют планировать и выполнять то, что от них требуется. У других – основная проблема в том, что они не знают и не умеют того, что должны знать и уметь семилетние дети. У третьих сформирована установка на «отказ от усилия». При первой же трудности они бросают работу и не могут себя заставить заниматься ею. Причём, у одного ребёнка они могут встречаться в самых разных сочетаниях.

Что же делать? Конечно, каждый случай требует специального подхода. И по времени эта работа будет отличаться. В данном случае можно выстроить работу поэтапно.

1 этап. Первое время нужно как можно больше заданий выполнять совместно с детьми, показывать алгоритм выполнения того или иного задания. Выявить зону ближайшего развития каждого ученика. Отследить, владеет ли школьник обратным счётом. Ведь за неумением вычитать скрывается то, что у ребёнка не сформирован навык обратного счёта. Очень важно знать ребёнку о свойствах звуков – мягкости, твёрдости, звонкости, глухости. Задача - с первых дней не допускать отставания, понять, каких знаний и навыков из тех, что ребёнок должен был приобрести, у него нет и помочь овладеть ими. Очень важно постоянно возвращаться к уже изученному материалу и повторять его. Ведь у современных детей наблюдается кратковременная память. Они быстро схватывают новое и способны также быстро его забыть. Можно сказать «Повторение – мать учения».

2 этап. Теперь можно предложить ребёнку самостоятельно выполнить ту часть задания, с которой, по мнению учителя, он сможет справиться сам. Эта часть должна быть небольшой, такой, чтобы он смог справиться сам. Нужно оценить вместе с ребёнком выполненную часть. Отметить хорошие и неудачные моменты в работе. Первоклассник очень нуждается в такой объективной оценке. Надо помнить, что он стоит в самом начале трудного пути. Обращать внимание на любой, даже самый незначительный успех. Таким образом, мы учим его оценивать свой труд, сравнивать и анализировать. За успех можно похвалить, показать свою радость, приклеить в тетрадь смайлик и т.д. А в случае неудачи не ругать. Наша задача – помочь ученику понять, с чем он может справиться сам, а в чём ему нужна помощь.

3 этап. Теперь можно постепенно увеличивать объём самостоятельной работы. На первых порах не давать сложных заданий, а вводить их постепенно, по одному. При этом желательно находиться рядом, чтобы в любую минуту прийти на помощь. Если трудное задание ученик не может выполнить, то надо разобрать вместе и дать потом такое же на закрепление. После выполнения ребёнком заданий, лучше всего проверить их все. Наша задача – помочь ребёнку сосредоточиться и оказать необходимую помощь. На этом этапе важна психологическая поддержка. Надо дать понять школьнику, что он многое уже может сделать сам, но учитель рядом и готов помочь ему.

4 этап. Ученик делает задания самостоятельно. Учитель работает с другими учениками. Наша задача – оказать помощь, когда первоклассник выполняет наиболее сложное задание и осуществить контроль. Можно предложить на этом этапе ученику самому найти ошибку в вычислении, неправильно написанном слове, оформлении записей в тетради. Этот этап, как и первый, очень сложный, ведь полученные навыки ещё очень слабы. Так что первокласснику, как и раньше, нужна наша помощь.

Хуже обстоит дело в тех случаях, когда ребёнок с первых дней выражает резкое негативное отношение к школе, не хочет учиться, своим поведением огорчает и учителя, и родителей. Это происходит тогда, когда у ребёнка очень сильно развита игровая мотивация, а школьные уроки мешают ему. Ещё тогда, когда родители либо пугали его школой, либо рисовали учёбу в «радужных красках». Поэтому такой первоклассник теряется в школьной жизни, он недоволен ни уроками, ни учителем. И в таких случаях, даже самый лучший педагог ничего не сможет сделать без активного участия родителей.

На родительском собрании можно предложить несколько правил общения с учеником – первоклассником:

1.Научить ребёнка видеть причины своих успехов и неудач в себе самом, понимать их и исправлять;

2.Признавать право ребёнка на ошибки, научить их анализировать, исправлять и применять эти знания в дальнейшем;

3.Дать ребёнку понять, что уверены в нём, что он сумеет преодолеть любые препятствия;

4.Дать ребёнку почувствовать, что вы – его опора и защита, вы всегда поймёте его и поможете ему;

5.Помогать ребёнку рассчитывать свои силы, обговаривая с ним проблемные ситуации, связанные со школой;

6.Уделять ребёнку как можно больше внимания, чтобы ребёнок чувствовал, что его любят, что он находится в безопасности;

7.Нужно быть с ребёнком ласковым, добрым и последовательным.