Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381537
Исследовательская работа. Условия роста растений на примере репчатого лука.
Содержание - Начальные классы, ГПД
07.12.2020 00:00

Ступакова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №28», г. Киселевск, Киселевского городского округа Кемеровской области. 
Исследовательская работа для 2-3 класса по Окружающему миру. Проводятся опыты над луковицами репчатого лука. Выясняем оптимальные условия для развития растения.


Условия роста растений на примере репчатого лука

Учебно-исследовательская работа

Выполнил:

Архипова Марина,

Бузмакова Виктория

ученицы 3 класса «Б»

Руководитель:

Ступакова О.П.

учитель начальных классов.

Оглавление

 

Введение

Глава I. Теория. Условия роста растений на примере репчатого лука.

I.1. Условия роста растений

I.2. Лук репчатый

I.3. Условия роста репчатого лука

Глава II. Методика опытов.

II.1. Система опытов

II.2. Описание опытов

Заключение

Литература

Приложение 

 

Введение

Роль растений в жизни человека очень велика. Растения вырабатывают кислород, необходимый людям для дыхания. Чем больше растений, тем больше чистого кислорода, значит лучше здоровье человека. Сохранение здоровья человека – на сегодня одна из главных задач нашего государства. Значит необходимо беречь растения, создавать все условия для их хорошего роста.

Наука и история давно изучают растения. Ботаники до сих пор удивляются – растения питаются светом от Солнца! Самая маленькая травка никого не убивает, не съедает, чтобы расти, жить! Обыкновенный цветок необыкновенным образом впитывает энергию звезды! Человеческий организм так питаться не может.

Но не только свет необходим для нормального роста растений. Из уроков «Окружающего мира» мы узнали, «зелёным друзьям» человека нужны специальные условия для жизни. Такие условия есть только на нашей планете Земля. Природа сама так устроила. Но человек к нашему времени научился управлять растениями.

Нас очень удивил такой факт – семечко остаётся в покое много времени, и вдруг начинает «просыпаться» и расти! Малыш превращается в гиганта! Кто или что «разбудил» его? Откуда в крошке столько сил?

Учитель рассказал нам о правилах обращения с растениями, об их необходимых условиях для покоя и роста.

Мы решили проверить это на практике. Убедиться самим. Увидеть своими глазами маленькое чудо! Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Цель наших учебных исследований:

убедиться, что растениям необходимы свет, тепло воздух, вода и почва для нормального роста.

Задачи, которые мы решали:

  1. 1.Доказать, что вода пробуждает жизнь.
  2. 2.Доказать, что тепло ускоряет рост.
  3. 3.Без воздуха растение погибает.
  4. 4.Свет питает растение.
  5. 5.Почва укрепляет растение и питает.

Решали эти задачи мы через опыты в практической работе на неприхотливом и распространенном растении – луковице репчатого лука.

Гипотеза

Предположим, что для нормального развития репчатому луку необходиму свет, вода, тепло и почва в оптимальном количестве.

 

 

Глава I. Условия роста растений на примере репчатого лука.

I.1. Условия роста растений.

Изучая литературу, мы узнали следующее по теме.

Для жизни растений необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных факторов природы. Важнейшую роль в жизни растений играют факторы неживой природы: свет, вода, температура (тепло), минеральные соли (почва).

Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл, и не идёт фотосинтез. Другими словами, растение не может питаться. Свет нужен для нормального роста растений: у затенённого растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше.

Но не все растения требуют яркого освещения. Есть растения, которые растут в тенистых местах.

Тепло также необходимое условие жизни растений. Одни из растений теплолюбивы, а другие холодостойки. Соблюдение теплового режима ускоряет развитие растение, а не соблюдение – замедляет, приводит к гибели растения.

Вода нужна растениям. Она входит в состав клеточного сока каждой живой клетки. Без воды не могут передвигаться по растению питательные вещества, не происходит фотосинтез.

Потребность в воде у разных растений различна. Некоторые растения могут жить только в воде, например кувшинка. Растения, подобные капусте, растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольших количествах воды.

Растения считаются частью живой природы. Признаком этого является дыхание. Из воздуха растения при дыхании поглощают газ кислород, а при фотосинтезе, т.е. питании – углекислый газ.

Минеральные вещества поступают в растения из почвы, но из них растениям больше всего нужны те, что содержат азот, фосфор и калий.

Растение нормально развивается только при наличии всех условий. Почва бесполезна без воды, вода бесполезна без тепла, тепло без воздуха ничто, воздухом без почвы и света сыт не будешь.

 

I.2. Лук репчатый.

Из энциклопедии мы узнали по теме следующее.

Лук репчатый.

Alliumsepa.

Многолетнее растение из семейства Лилейных.

Размножаются эти растения подземными или надземными луковицами, семенами. Листья длинные, плоские или дудчатые. Белые, розовые или лиловые мелкие звёздчатые цветки распускаются в шаровидных или полушаровидных соцветиях. Плоды – коробочки, в которых формируются чёрные трёхгранные семена. Луковицы плоские, удлинённые или округлые. Сухие покровные чешуи белого, жёлтого, коричневого, фиолетового цвета. Сочные чешуи белого, розового, фиолетового цвета.

В луковице содержится сахар, витамин С, эфирное масло, в листьях – до 50 % витамина С и каротина (витамина А).

Репчатый лук употребляют в пищу в свежем, варёном, поджаренном, консервированном и сушёном виде.

Широко используется лук в народной медицине, как противовирусное, противовоспалительное, высоковитаминное средство.

Лук люди выращивают с незапамятных времён. На пирамиде Хеопса есть надпись о том, сколько денег было потрачено на покупку лука для строителей-рабов. Давным-давно лук распространили по всей Европе, где этим растениям стали приписывать защитные и даже священные свойства. Некоторые рыцари перед боем вешали себе на грудь луковицы, не надеясь на свои доспехи.

И всё потому, что лук имеет не только пищевое значение, но и медицинское. Лук богат витаминами, микроэлементами. Летучие вещества – фитонциды, обладают бактерицидным свойством, т.е. способны убивать самые опасные микробы. Даже от чумы в средние века люди спасались, натираясь луковым соком. А сколько загадок и пословиц сохраняет народная мудрость:

«На рынке он лежит горой,

знаком последнему невежде;

его хозяйка ловко режет,

рыдая над его судьбой»;

«В 10 одёжек плотно одет,

часто приходит к нам на обед,

но только на стол его позовёшь,

сам не заметишь, как слёзы прольёшь»;

«Наш огород в образцовом порядке,

как на параде построились грядки,

словно живая ограда вокруг,

пики зелёные выставил…лук».

Кроме репчатого лука, выращивают такие сорта лука, как батун, порей, шнитт.

 

I.3. Условия роста репчатого лука (луковицы).

Изучая литературу по теме, мы узнали.

Сажают лук на грядках весной.

Заранее приготавливают почву богатую перегноем путём глубокой перекопки. Земля должна прогреется до температуры +10 С – +12 С. Рекомендуется увлажнить поверхность земли перед посадкой. Луковицы размером диаметра до 2 см предварительно надо просушить на солнце, чтобы не ушёл в стрелки, замочить в тёплой воде с марганцовкой, чтобы проклюнулся быстрее, напитался водой про запас и обезвредить микробы опасные для молодой луковицы. Заглубляют луковицу в землю на 4-5 см донцем вниз, аккуратно присыпая землёй.

Весь июнь надо поливать растения водой тёплой, лучше вечером, так как в это время луковица отращивает листья-перья. Лук не любит много воды, может заболеть и сгнить. Для хорошего урожая надо, чтобы было много перьев, поэтому не рекомендуется их срезать на еду.

В июле надо постепенно прекратить полив к 10-15 числам. В это время луковица начинает созревать, перекачивать все питательные вещества из листьев в луковицу. Теперь надо чаще, чем в июне, осторожно между луковицами рыхлить, не повреждая чешуи. Здесь важно получать много сухого тепла и воздуха от солнца. К концу июля можно чуть оголить луковицы от земли. Это помогает быстрее просохнуть верхним защитным чешуям.

Важно вовремя убрать лук! Погода – решает всё! Если успел до дождей, то будет хорошо храниться зимой урожай, а если не успел, в период дождей убирали лук, то он будет гнить, болеть. Это можно поправить, хорошо просушив лук после уборки. Важно сразу у лука не срезать листья! За сутки из листьев уйдут все питательные вещества, тогда можно срезать листья, оставляя хвостик на 4-5 см.

Храниться лук в сухом прохладном, проветриваемом месте при температуре +10 С - +15 С. Лучше пересыпать лук древесной золой, чтобы обеззаразить микробы и убрать лишнюю сырость.

 

Глава II. Методика опытов.

II.1. Система опытов.

Решая задачи учебно-исследовательской работы, мы проводили опыты на луковицах репчатого лука в классе. Опыты проводились всеми обучающимися 3 класса «Б». Каждый заготовил стаканчик с землёй и принёс луковицу. Специально луковицы не отбирались. Под руководством учителя мы посадили лук. Каждый подписал свой стакан – фамилия, имя ученика, дата посадки. Мы завели тетрадь-журнал, в который записывали все свои наблюдения. После эти записи анализировались. Все луковицы участвовали в опытах, некоторые в 1 опыте, некоторые в 2-3 опытах. Не все луковицы проснулись, не все выжили до конца исследования, у некоторых были большие внешние различия. Исследование проводилось ограниченное время – 6 недель. После этого листья лука срезали и употребили в пищу дома. Кроме того, мы получили дополнительные результаты – самый длинный рост листьев, самое большое количество листьев.

Проведено 5 опытов, получено 11 результатов.

1 опыт: «Испытание водой».

Задачи, которые мы решали:

1.Доказать, что вода пробуждает жизнь.

2.Доказать, что слишком много воды – вредно.

3.Доказать, что без воды засыхают растения.

4.Доказать, что одна вода не обеспечивает нормальный рост.

2 опыт: «Сила земли».

Задачи, которые мы решали:

1.Доказать, что почва укрепляет растение на месте.

2.Доказать, что почва лучше воды питает.

3 опыт: «Температурный режим».

Задачи, которые мы решали:

1.Доказать, что низкая температура останавливает рост.

4 опыт: «Фотосинтез».

Задачи, которые мы решали:

1.Доказать, что лук питается энергией Солнца.

2.Доказать, что отсутствие солнечного света ослабляет растение.

5 опыт: «Воздушная тревога».

Задачи, которые мы решали:

1.Доказать, что без воздуха растение погибает.

Одновременно во всех опытах ставилась задача:

хорошие условия для роста луковицы – хорошее, лучшее развитие растения.

 

II.2. Описание опытов.

1 опыт: «Испытание водой».

Все луковицы перед посадкой разделили на 3 группы.

1 группа – посадили в почву, поливали по норме.

2 группа – погрузили 2 луковицы до половины в воду.

3 группа – посадили в почву, поливали больше нормы.

4 группа – посадили в почву 2 луковицы, не поливали.

Результаты:

1 группа - вода пробудила жизнь – луковицы проклюнулись, начался рост листьев.

2 группа – результат как у 1 группы на первой половине исследования, дальше наблюдалось повядание листьев, загнивание луковиц.

3 группа – быстрое загнивание луковиц.

4 группа – засыхание луковиц, остановка развития растения.

2 опыт: «Сила земли».

Луковицы 1 группы успешно укоренились через 3 дня. Сравнение внешнего вида на конец исследования луковиц 1 группы и луковиц 2 группы показал, что состояние листьев и луковиц различно.

Результаты:

1 группа – укрепились на одном месте.

2 группа – меньше листьев, вялые они, луковицы подгнивают, растение подвижно.

3 опыт: «Температурный режим».

От 1 группы растений отделили 2 луковицы, поместили их между рамами окна и притемнили, чтобы не нагревались от солнца. Остальные луки росли в тепле.

Результаты:

1 группа – развитие и рост ускорилось.

2 группа – развитие и рост замедлилось, на конец исследования заметили большое отставание от 1 группы.

4 опыт: «Фотосинтез».

Растения 1 и 2 группы стояли на свету. Отрастив несколько листьев, мы отделили от каждой группы по 2 растения и поместили их в тёмное место – в шкаф. Эти растения поливались по норме, но не получали солнечного света. Остальные луковицы 1, 2 групп росли на свету. Через 2 недели мы сравнили внешний вид испытуемых. Сравнив, 1 луковицу опять поставили на свет, другую оставили в шкафу.

Результаты:

1 группа,2 группа – много листьев, толстые и упругие, зелёного цвета.

испытуемые – листьев меньше, они вялые, тонкие, бело-жёлтого цвета; у той луковицы, что вернули на свет, через 1 неделю листья позеленели, стали упругие, появились молодые листья.

5 опыт: «Воздушная тревога».

Взяли дополнительно 2 луковицы и утопили их в воде.

Результат:

дополнительные луковицы – начали проклёвываться, но вскоре начали гнить.

Общий результат исследования:

Растения 1 группы, обеспеченные нормальными условиями роста успешно росли, развивались.

Остальные луковицы, лишённые нормальных условий сильно пострадали. Все погибли, остались живы только луковицы 2 группы, но и они были не здоровы.

Значит мы доказали все поставленные задачи.

Цель исследования достигнута.

 

Заключение

Проведя все запланированные опыты, мы доказали, что вода пробуждает жизнь, тепло ускоряет рост, свет питает, почва укрепляет и питает растение, без воздуха растение погибнет.

Значит, мы убедились на практике своими глазами, что растениям необходимы свет, тепло, воздух, вода и почва для нормального роста.

Наша гипотеза верна. Цель исследования достигнута.                              

«Зелёные друзья» единственные, кто может питаться солнечным светом, на нашей планете. Давайте беречь это чудо! Ведь охраняя растения, мы охраняем всю природу, значит и себя, своё здоровье, своё будущее, будущее планеты Земля.

 

 

Литература

1.Большая Советская Энциклопедия. Т. 15. – М: Сов. энц, 1974. – с.

2.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 704 с.

3.Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.

4.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ. Ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

5.Старинные русские пословицы и поговорки./ Сост., предисл. и примеч. В.П. Аникина; Рис. Л. Ионовой. – М.: Дет. лит., 1983. – 32 с.

6.Корчагина, В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники.: Учебник для 6-7 кл. сред. шк. – 24 изд. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

7.Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Овощи и фрукты.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.

8.Крылов Г.В., Козакова Н.Ф., Степанов Э.В. Зелёная аптека Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1989. – с.

 

  

 

Приложение 1

Словарь терминов.

Стр. 5

Минеральные соли – питательные вещества, находятся в почве.

Хлорофилл – (с греческого языка – зелёный лист) красящее вещество, окрашивает растения в зелёный цвет, содержится в зелёных клетках растений в виде зёрен.

Фотосинтез – (с греческого – свет и соединение) процесс поглощения организмами световой солнечной энергии и преобразование её в органическую энергию с помощью воды и углекислого газа.

Почва – верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения. Содержит перегной, богата минеральными солями.

Стр. 6

Луковица – видоизменённый побег с очень маленьким плоским стеблем – донцем и сочными чешуйчатыми листьями, в которых находится запас воды и питательных веществ.

Соцветие – множество мелких цветов в одной группе.

Стр. 8

Батун – вид лука, который холодостоек и луковицу не образует.

Порей – вид лука, который холодостоек и имеет высокий, толстый стебель.

Шнитт – вид лука, у которого много тонких листьев.

 

Приложение 2

Загадки о луке.

На одном быке семь шкур.

 

Стоит поп на грядках,

Весь в заплатках,

Кто ни взглянет,

Всяк заплачет.

 

Пришла панья

В красном сарафане,

Начали раздевать,

Стали плакать и рыдать.

 

Сидит Марфутка

В четырёх шубках,

Кто поцелует –

Тот и сморщится.

 

Не бьёт,

Не ругает,

А от него плачут.

 

Что без боли и печали приводит в слёзы?

 

Пословицы о луке.

Попросту, без лука, на крестьянскую руку.

Голо, голо, а луковка во щи есть.

 

Приложение 3

Участники исследований и выращенный лук.

  Приложение 4

Лук, выращенный в темноте.

 Растения, выросшие при оптимальных условиях.