Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381768
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: ч-щ.
Содержание - Начальные классы, ГПД
16.04.2020 10:22

Стехова Елена Владимировна, учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Саянск, Иркутская область. 
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи.


Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: ч-щ»

Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи.

Задачи по достижению результатов:

Личностных: развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, фонетически правильно оформлять свою речь.

Регулятивных: планировать свои действия для выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; исправлять ошибки в устной и письменной речи; осознавать возникающие трудности; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативных: умение участвовать в беседе, строить небольшие высказывания и грамматически правильно их оформлять; расширять и активизировать словарный запас. Совершенствовать навыки словообразования.

Коррекционных: развивать и корригировать пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание, зрительную память, межанализаторное взаимодействие, навыки языкового, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.

Предметных: формировать умение различать звуки и буквы ч-щ в устной и письменной речи, способствовать предупреждению речевых ошибок в письменных работах учащихся.

Ход занятия:

I. Оргмомент

Настрой на занятие.

Разминка:

1. Упражнение на межанализаторное взаимодействие. Кулак-ребро-ладонь.

2. Назовите гласные буквы в словах: рыба, очки, кошка, заяц, лопата, шишка, мячик, жираф.

II. Введение в тему.

1. Ответы на вопросы: (картинка - ответ на доску)

- Какой прибор показывает время? (часы)

- Чем чистят одежду? (щётка)

- Как назвать одним словом огурец, капусту, морковь? (овощи)

- Из нее идет дождь (туча)

- Как по-другому назвать хищных животных, которые питаются мясом? (хищники)

- Чем покрыто туловище свиньи? (щетина)

- Животное, чье тело покрыто панцирем? (черепаха)

2. – Какие звуки повторяются в словах?

Диагностика на начало занятия. Можете ли вы добавить свои слова со звуком ч, щ.

- Назовите 1-й звук в слове часы, щетка.

- Что будем делать с этими звуками и буквами?

 

III. Формирование умений и навыков по теме

1.Уточнение и сравнение артикуляции звуков ч-щ

- Давайте выясним, как произносится звук ч.

- В каком положении губы? Язык? Воздушная струя длинная или короткая? Теплая или холодная? Где мы можем слышать звук ч? (когда мы произносим звук ч, губы хоботком, кончик языка за передними зубами, смыкается с бугорками, воздушная струя короткая, теплая, голоса нет. Звук согласный, мягкий, всегда глухой).

- Выясним, как произносится звук щ?

- В каком положении губы? Язык? Воздушная струя длинная или короткая? Теплая или холодная? Где мы можем слышать звук щ? (когда мы произносим звук щ. губы округлены, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочкам, воздушная струя длинная, теплая, голоса нет. Звук согласный, мягкий, всегда глухой).

- Чем отличаются звуки?

2. Различение звуков в слогах и словах

- руки в колечко, если услышите звук ч, щеточкой, если щ (ачу, еще, ча, щи, ищ, час, бочка, щука, щавель,  чемодан, чудо, ящик, плащ, кольчуга)

Вспомнить написание сочетаний ча,ща, чу,щу.

3. Закончи слово

- Попробуем закончить  слово, добавляя ч или щ. Звук проговариваете, а букву записываете в тетрадь в строчку.

Пла…, плю…, мя…, кле… , кала…,ово…, вра…

Самопроверка по образцу. (щ  щ   ч  щ   ч  щ  ч) 

4. Чтение слоговых таблиц.

чу

чка

щепт

чу

лач

чай

рча

кча

щеть

ещ

ча

чий

ща

ачк

чем

апч

укщ

ютщ

ынч

одщ

щетс

лочк

ачть

бочка

лач

- Прочитайте 2ую строчку, найди среди слогов слово.

- Прочитай 4 строчку, чем похожи все слоги.

- Прочитай 1 строчку, найди 2 одинаковых слога.

- Прочитай 3 строчку, составь из 2х слогов слово.

- Прочитай 3 столбик, назови самый длинный слог.

- Прочитай 1 столбик, назови слог, который начинается с гласной буквы.

- Прочитай последний столбик, найди 2 одинаковых слога.

- Прочитай 3-й столбик, назови слог, в котором все согласные мягкие.

5. Динамическая пауза. «Право, лево, вверх»

- Перед вами таблица, на верхней строчке расположены буквы, на нижней - буквы, обозначающие направления движений (п - вперед правую руку, л - вперед левую руку, в - обе руки вверх). Я называю буквы, а вы выполняете нужные движения руками.

Б

Р

Ч

З

Щ

Т

п

л

л

в

п

в

6. Составление слов из слогов.

Фигуры-пазлы, разделенные на 2-3 части, с написанными на них слогами.

- откройте конверт, вытащите фигуры, соберите фигуры правильно и вы прочитаете слова.

alt

- Прочитайте слова.

- Назовите съедобные слова.

- Про какое слово можно спросить - кто это?

- Какое слово обозначает действие? Как изменится слово, если вы скажете о себе?

- Запишите слова по памяти в тетрадь. Подчеркните ч одной чертой, щ-двумя.

- Составьте предложение с одним из слов.

7. Работа с предложениями. «Вспоминаем профессии».

-У вас в конверте находятся незаконченные предложения. Прочитайте начало предложения и закончите, запишите. В слове должны быть обязательно буквы ч или щ.

«Ножи точит  …………… .

Детей лечит ………………. .

Разносит письма ………………… .

Часы чинит  ………………… .

На скрипке играет …………….. .»

IV. Итог.

Диагностика на конец занятия.

«Заполни коврик»

- Помните, в начале занятия, я вам предложила вспомнить слова со звуками ч, щ. Вам оказалось трудно. На протяжении занятия мы вспомнили и назвали очень много слов с этими звуками. Вспомните и напишите в таблицу несколько слов. В первый столбик слова, в которых эти звуки стоят в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце.

Рефлексия «Светофорчики»

- Если вы справились с этим заданием и вам легко было на занятии – раскрасьте кружок на светофоре зеленым цветом, если затрудняетесь, путаетесь – раскрасьте желтым, а если вам сложно и вы ничего не поняли – красным.