Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7472644
Программа внеурочной деятельности обучающихся начальных классов «Юный мыслитель».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Иванова Ольга Ильинична, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №28», г. Киселёвска, Кемеровской области. 
Программа внеурочной деятельности обучающихся начальных классов «Юный мыслитель» поможет учащимся в овладении базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

 


Дата публикации: 10.08.2017


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ЮНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ»

Пояснительная записка

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции закреплено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

         Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций. [5]

Что же такое компетентность?

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Определенные таким образом цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Именно поэтому одним из приоритетов современного образования  является использование  технологии учебного исследования. 

В массовой практике чаще всего имеет место метод исследования, а обучение исследованию используется немногими учителями. И это объясняется, прежде всего, тем, что у  учителя-предметника не всегда есть возможность включить учебно-исследовательскую деятельность на уроке, поскольку её организация требует наличия нескольких компьютеров в кабинете, а также большого количества времени на:

  • объяснение теоретических основ данного вида работы (определение темы, постановка гипотезы, формулировка цели, планирование и т.д.),
  • обучение школьников работе с информацией (отбор, анализ, обобщение и др.),
  • подготовку к оформлению и защите результатов исследования.

В рамках одного предмета невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость в постепенном освоении учебно-исследовательского подхода через обучение школьников основам учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании, цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). [2]

Таким образом, работа кружка по  организации учебно-исследовательской деятельности учащихся является основой формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства школы.

                  Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности. Информационные компетенции (учебно-познавательные) - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Школьники должны уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог  и др.

Таким образом, эффективная и грамотная организация деятельности кружка по  организации проектно-исследовательской деятельности учащихся будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся: учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут  обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.

  1. Цель и задачи программы

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования, то это будет выглядеть так:

         искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

         думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

         сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

         приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; быть солидарным; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

         творить: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

         Исходя из выше сказанного основной целью программы  является:

 формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

Для достижения цели поставлены задачи:

  1. Повысить мотивацию к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.
  2. Приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
  3. Освоить методику учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.

 

Основная цель программы:

Вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

Основные задачи:

· Выявление основных интересов и склонностей ребенка в научно-исследовательской деятельности;

·   Привлечение заинтересованных детей к учебно-исследовательской работе, исследованиям в экологических направлениях;

· Развитие мыслительных  умений и навыков, способностей к самообразованию;

·  Формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;

·  Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

·  Формирование специальных исследовательских умений и навыков;

·  Формирование активной жизненной позиции.

  1. Основное содержание

Особенность представленного  курса состоит в его ориентации на овладении учащимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и  вообще для успешного обучения. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Задача данного курса создать среду, провоцирующую школьника на появление вопросов и желание найти ответ на них, то есть на проявление исследовательского поведения, являющегося одним из источников получений ребенком представлений об окружающем его мире. 

Разработанный курс стимулирует ученика на рефлексию материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные из различных предметов на уровень межпредметных связей, позволяет учащимся овладеть методами научно – исследовательской деятельности.

Учащимся самим предоставляется возможность выбора научного руководителя, темы, методов исследования, такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделает исследование интересным и нужным.

Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.

Продолжительность занятия - 35 -40 мин

Количество часов в неделю – 1

Продолжительность обучения –1 год

Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию информационной, устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • искать, отбирать, анализировать информацию;
  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом” ученика.

Содержание обучения включает в себя пять блоков:

  1. Теоретические основы учебно-исследовательской деятельности - постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способы фиксации результатов. + Практические задания с применением полученных знаний (например, поиск нужной информации, её интерпретация, создание новой).
  2. Самостоятельная работа над исследованием – определение темы, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их  решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия. + Индивидуальные и групповые консультации.
  3. Подготовка (речевая и психологическая) к представлению результатов учебно-исследовательской работы.
  4. Публичная презентация проекта (защита)
  1. 3.Примерный тематический план

Общий объем – 32 часа

№ п/п

Раздел, тема

1

Раздел 1.Теоретические основы исследовательской деятельности  (Блок понятийной работы)

Введение. Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы и др.).

2

Определение темы, объекта, предмета исследования.

3

Цель и задачи исследования.

4

Научная гипотеза и её проверка.

5

Основные методы исследования:  анализ, описание, наблюдение, эксперимент.

6

Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений.

7

Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов эксперимента. 

8

Результаты в научном исследовании и их обработка.

9

Выводы.  Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения.

10

Источники информации. Сбор и обработка информации.

11

Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет по теме своего исследования. Обсуждение найденных материалов.

12

Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке.

13

Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов.

14

Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.

15

Практическая работа. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет.

16

Основные виды исследовательских работ. Доклад. Требования к его оформлению.

17

Требования к оформлению работ (обобщение).

18

Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники.

19

Критерии экспертной оценки работы (темы).

 

 

20

Раздел 2. Индивидуальное исследовательское задание.

Блок самостоятельной работы (деятельности).

Организация индивидуальной научно - исследовательской работы.

 

21

Составление индивидуальной рабочей программы (алгоритм действия).

22-23

Практическая работа. Составление индивидуальной рабочей программы (составление плана исследования).

24

Раздел 3. Речевая компетенция учащегося. Основы психологических знаний. Блок подготовки к представлению и защите.

Практическое владение нормами литературного языка.

25

Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста.

26

Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.

27

Психологический настрой на работу с аудиторией. Психологический аспект готовности к выступлению.

28-32

Раздел 4. Представление  и защита результатов. Рефлексия. Выступление учащихся на школьной, городской, региональной научной конференции.

Анализ выступления, самоанализ.

 

  1. Условия формирования у обучающихся навыков учебно-исследовательской деятельности

Итак, чтобы формировать у учащихся навыки учебно-исследовательской деятельности, необходимо создать следующие условия:

1. Организация обучения школьников проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Форма организации – кружок.

2. Организация обучения теоретическим основам УИД. Чтобы понимать, чему учить детей через исследовательский метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам.

Учитель должен использовать исследовательскую деятельность как один из методов обучения, побуждающий обучающегося занимать активную позицию, самостоятельно добывать, усваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку. Необходимо обеспечить руководство исследованием со стороны педагогов, чтобы вести подготовку обучающихся к выполнению учебно-исследовательских работ  в соответствии с этапами УИД и соблюдением единых требований к оформлению результатов. Ведь каким бы ни было исследование по своему виду и жанру, оно должено «полностью соответствовать требованиям качества (актуальный, эстетичный, удобный в использовании, соответствующий  заявленным целям).

3. Обучение поиску информации  и её обработке. Навыки поиска информации и эффективного использования её для решения проблем лучше осваиваются в ходе  учебно-исследовательской  деятельности. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Поиск информации  может осуществляться через литературные источники (библиотеки) и Интернет-ресурсы (домашний или школьный компьютер, подключённый к сети Интернет).

4.Организация самостоятельной работы над исследованием и его защиты.

Формы данной работы: индивидуальная, парная, групповая. Для реализации данного условия необходимо обеспечить обучающихся ПК.

             Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

 В качестве образовательной продукции для учащихся кружка «Юный мыслитель» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).

По окончании курса ученик должен:

· Уметь осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания;

·    Уметь решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования;

·  Уметь работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание  необходимого материала;

·   Владеть исследовательскими умениями и навыками;

·   Владеть навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта;

·   Уметь грамотно оформлять исследовательские работы;

·    Представлять (защищать) свои работы на различные  аудитории.

В ходе обучения учащимися будут выполнены учебно-исследовательские работы.

Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к УИД, поощрение учащихся, участвующих в УИД.

Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы по выбранной теме и его публичная защита.

Работы могут быть представлены на  конференции различных уровней (школьный, городской, районный, областной, российский).

            При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д.

Фиксируемые умения:

  • выделение проблемы;
  • определение цели и задач исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • выделение объекта исследования;
  • определение структуры работы;
  • создание плана исследования;
  • умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
  • анализ адекватности выбранных методов задаче;
  • дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
  • корректирование программы исследования.

 

  1. Методическое обеспечение

            Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов:

Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»

Методика:«Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

Методика проведения целеполагания.

Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.

            Методика рефлексивной работы.

Алгоритм выбора темы

Методика создания гипотезы

Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»

Инструкции «Анализ гипотезы»

Методика разработки плана работы

Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся.

Инструкция для педагога по основанным понятиям исследовательской деятельности

Инструкции по работе с источником информации.

Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации

Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования

7. Методические рекомендации к программе

Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв. м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.

При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

• Цели и задачи работы.

• Описание сделанного в процессе исследования.

• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

• Основные результаты и выводы.

• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат. гесепsio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

• ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой:

• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. [1]

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

  1. 1.Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не  носит массовый характер — не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации.

Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста.

За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

4. Структура реферата

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

• введение;

• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

• заключение;

• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

• приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Iпtегпет, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать

следующие компоненты работы:

• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

• представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Проект

Проект (от лат.  ргоjесtus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследова

 

1.1.            Некоторые понятия, необходимые для проведения

научно-исследовательской работы

 

Аспект (лат. аsресtus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. арргоbаtio) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент (лат. аrgumentum) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hуроtеsis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. dеduсtiо — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений,а окончанием — следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio — наведение) — вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. сопtехtus — соединение, связь) — относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (лат. сопсерtiо — понимание, система) — система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор — документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. рrinсiрum — начало, основание) —основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. ргоblema— задача, задание)— теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus — сокровище) — словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (греч. theoriа — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) —событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание. [3]

1.2.            Последовательность хода  научного исследования

 

1. Обоснование актуальности выбранной темы:

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение его объекта и предмета;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.           

 

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

 

Этапы работы ученика в процессе исследования

 

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

 

Требования к участникам и особенности исследования

Требования к ученику

            • Готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и   умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями).

           • Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы

Требования к учителю

            • Готовность к исследовательской деятельности.

            • Основная функция в ходе исследования — координатор и партнер своих учеников

Особенности исследования

            • Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

            • Выходит за рамки школьного курса.

            • По тематике находится на стыке различных областей знаний.

            • Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать самому ученику

Варианты представления результатов исследования

            • Защита результатов исследования на экзамене.

          • Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.

          • Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)

 

1.3.            Cодержание этапов работы учащегося в процессе исследования

 

На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования — явление, эпоху, процесс и т.п.

Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить  к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И, наконец, на заключительном этапе ученик подводит итоги — формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

 

  1. 2.Оформление исследовательской работы

 

2.1.             Структура содержания исследовательской работы

 

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования — это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет— часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи

в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.

Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей).

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключение  исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

 

2.2.            Язык, стиль и структурные особенности текста

исследовательской работы

 

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последова-

тельность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.                                         

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа оказывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

 После титульного листа помещается оглавление, в  котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте. [4]

 

2.3.            Общие правила оформления текста исследовательской работы

 

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

• размер шрифта 12-14, Times New Roman,  обычный;

• интервал между строк — 1,5-2;

• размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

 

8. Литература

 

1. Вернадский, В. И. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: методический сборник / В. И. Вернадский. - М: Народное образование, 2001. - С. 265.

2.  Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]: учеб. пособие  / Н. И. Дереклеева. - М: Вербум-М, 2001. – 123с.

3. Масленникова, А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы [Текст] / А. В. Масленникова // Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - М: Практика административной работы в школе. - 2002, № 1. – С. 30-33.

4. Соловьева,  Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов [Текст]: методический сборник / Н. Н. Соловьева. -  М: Издательство АПКиПРО, 2000. – 115 с.

5. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская // - М: Сентябрь, 2000. – С. 12-20.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР