Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5294670
Статья «Дидактические игры на уроках математики»
Содержание - Математика
10.09.2020 11:12

Моднева Елена Трофимовна, учитель математики МБОУ "СШ № 41" г. Ульяновска. 
Статья посвящена эффективности применения дидактических игр на уроках математики для активизации познавательной деятельности учащихся 5-9 классов.

 


 

Дидактические игры на уроках математики

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами»

(Али Апшерони).

Как-то, очень давно, я завела толстую тетрадь, в которую записывала различные конспекты открытых уроков учителей математики, педагогические приемы, афоризмы. Продолжаю её вести и в настоящее время. Перелистывая свои записи, мне захотелось поделиться своими педагогическими секретами профессии учителя математики.

Учащиеся 5 - 11 классов успешно овладевают знаниями, если при изучении предмета используются наглядность, игра, жизненная ситуация. О некоторых наработках мне хотелось бы рассказать.

В пятых классах при повторении таблицы умножения использую прием «Ромашка». Цветок рисую на доске, в центре него располагаю магнит с цифрой, на которую будут умножаться цифры на магнитах, расположенные в лепестках. Молча показываю лепесток и серединку, ребята считают и говорят ответ. В классе стоит тишина, ребята сосредоточены, внимательны, и им очень нравится контролировать ответ своего товарища и проверять себя.

Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица. Но если на уроке использовать «небольшую изюминку», то все этапы урока проходят быстро, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Приведу пример устного счета «Футбол». Мяч делаю из бумаги и обматываю скотчем. Задаю вопрос, даю время подумать и бросаю мяч любому учащемуся. Ученик ловит мяч, отвечает и бросает обратно мяч учителю. Если учащийся дает верный ответ, то говорю: «Отбил!» - если ответ неверный, то: «Гол», - и бросаю мяч с этим же вопросом другому ученику. Ребята работают увлеченно, азартно, и учитель испытывает удовлетворение. Вопросы учителя для учащихся 8-11 классов: чему равен синус 30 градусам? чему равен корень из числа 0,36? А для учащихся 5-6 классов: чему равны 2/3 от 60 рублей? В треугольнике найди величину третьего угла, если известны два других 20 и 110 градусов?

При изучении формул сокращенного умножения в 7 классах при повторении использую прием «Кубик – рубик». Его изготовляю из пенопласта и на гранях кубика наклеиваю бумажные квадраты с формулами или примерами (2+ 3y)2, (2а – 1)2; и т.д. Ребята выходят по очереди к доске, бросают кубик на ровной поверхности стола и отвечают.

Знакомлю ребят на своих уроках с деятельностью разных профессий, например, с таможенным делом, которое имеет в России тысячелетнюю историю. Таможенник – это служивый человек, взимающий пошлину. В таможне работают экономисты, юристы, программисты, статисты. Учатся этой профессии и учащиеся. Перед началом урока использую игру «Таможня». Встречаю ребят у дверей класса и, прежде чем их пропустить в класс, задаю вопрос. Примеры вопросов для 6-классников: найди сумму чисел – 4 и 11 или найди сумму чисел -19 и -15 и т.д. Если ученик отвечает верно, то проходит «таможню» и готовится к уроку, если отвечает неверно, то отходит и готовится к следующему вопросу. Ребята суетятся в коридоре школы, помогают, объясняют друг другу, а учащиеся из других классов с изумлением на них смотрят: «Чем это они занимаются?». Делаю вывод для себя: с кем нужно работать и над чем работать. А самое главное, у ребят развивается взаимопомощь и взаимовыручка. И обязательно найдутся ученики, желающие задавать вопросы, а я просто со стороны буду наблюдать за происходящим.

Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. В условиях введения ФГОС значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Современный учитель должен учить детей осознанному чтению с извлечением нужной информации и представлению её в наглядной форме. Для обобщения и систематизации знаний, при изучении новой темы применяю технологию критического мышления. Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках, является прием «Фишбоун». Основная цель метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы. Фишбоун дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи - краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий, короче: КТЛ.

Схемы Фишбоун дают мне возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление, планирование и осуществление исследовательской деятельности. Такая диаграмма широко известна под именем Каору Исикава (Ишикавы) - японского профессора, химика, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Например, при подготовке к ОГЭ по теме «Окружность» ребята составляют фишбоун (предлагаются скелет рыбы и разрезные полоски, клей).

Опытным учителям многие из этих педагогических находок наверняка известны, но молодым специалистам, надеюсь, будет интересно познакомиться с обзором тех методических возможностей, которые делают труд учителя более эффективным.


alt