Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384624
Конспект урока по теме «Координатная прямая»
Содержание - Математика
04.10.2019 14:54

Попова Любовь Дмитриевна, учитель математики, МБОУ СОШ № 30 г. Уссурийск, Приморского края. 
Урок открытия новых знаний, предназначен для учителей математики, работающих по учебнику Мерзляк А.Г., В.Г.Полянский «Математика 6».


Конспект урока по теме «Координатная прямая» (6 класс)

Тип урока: Урок получения новых знаний

Цели: Обучающие: ввести понятие координатной прямой, координаты точки, научить отмечать точки на координатной прямой.

развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.

воспитывающие: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение отмечать точки на координатной прямой и записывать координаты точки.

Личностные:положительная мотивация к математической деятельности, адекватную самооценка по владению новым материалом

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания; уметь структурировать знания.

Технологическая карта урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап урока

 Известный математик Рене Декарт сказал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Именно этим мы с вами сегодня будем заниматься на уроке. Мы будем учиться размышлять, получая тем самым новые знания. А познакомимся мы с вами на уроке с очень важными понятиями, которые вы будете применять на протяжении всего обучения в школе, причем не только на уроках математики, но и на других предметах тоже и в практической деятельности.

Запишите в тетрадях число и оставьте место для темы урока, ее мы запишем позже.

 

Учащиеся приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока.

 

 

 

2. Этап актуализации   и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

 

- Ребята, какая геометрическая модель изображена на рисунке?

 

Назовите ее составляющие.

Как называются числа, соответствующие данным точкам?

Назовите координаты указанных точек.

Какую координату будет иметь точка А, если ее переместить

А) на 3 единичных отрезка вправо;

В) на 6 единичных отрезков влево. (Создалась проблемная ситуация)

 

 

 

Отвечают на вопрос

Анализируют информацию. Высказывают предположения.

 

 

Ответы на вопросы.

                              

 

Ответа нет.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Почему? Нужны новые знания, нужна другая геометрическая модель, т.к. с помощью этой модели ответить на 2-й вопрос нельзя. Вот если бы можно было продолжить этот луч в другую сторону…

 

Учащиеся признаются в том, что не могут ответить на вопрос.

Не хватает знаний.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Ребята. Вот сегодня мы и познакомимся с координатами на прямой. Догадываетесь, какая будет сегодня тема урока?

- Что вы должны узнать сегодня на уроке?

 

 

- Чему должны научиться?

 

- Все верно. Сегодня мы   познакомимся с координатной прямой   и новыми числами на   ней.

- Координаты на прямой.

 

- Есть ли другая геометрическая модель, кроме координатного луча, которая   получается после продолжения луча   влево.

- Находить координаты точек не только справа, но и слева от нуля).

 

5. Этап реализации построенного проекта.

- Я предлагаю вам изучить в учебнике на с.182-183 тему под названием «Координаты на прямой», а затем применить изученный материал к решению заданий. Вперед!

 

Что такое координатная прямая?

Что называют координатой точки на прямой?

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) справа от начала координат? ;б) слева от начала координат?

Какую координату имеет начало координат?

Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных: а) выше начала координат; в) ниже начала координат?

 

- Давайте вернемся к затруднению в начале урока. Ответьте на 2-й вопрос. Для этого начертите координатную прямую.

Число 0 относится к положительным или отрицательным числам?

(учитель выслушивает ответы и предлагает подготовленному ребенку рассказать стихотворение о нуле).

- А где в окружающей обстановке вы встречаетесь с координатной прямой?

 

 

Дети изучают тему, затем отвечают на вопросы.

 

Чертят прямую

 

 

Отвечают на вопрос

Стихотворение о нуле

Когда- то многие считали,

что нуль не значит ничего

И, как ни странно, полагали

Что нуль совсем не есть число

Но на прямой, средь прочих чисел

Он все же место получил,

И все действительные числа

На два разряда разделил.

6. Первичное закрепление нового знания

 

Дети с проговариванием решают задание № 846, 850

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1 вариант

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (1,2), E (-2/5), F (-2,6), M (-1¼).

2. Запишите координаты точек A, M, K и P изображенных на рисунке:

 

3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A. Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B. Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).


2 вариант

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-2), C (2,5),   D (1,5), E (-2,75), F (-3 2/5), M (-¼).

2. Запишите координаты точек M, N, K и D изображенных на рисунке:

3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).

Выполняют работу. Проверяют по эталону.

8. Включение в систему знаний и умений и повторения.

 

Учитель предлагает устно решить тест:

1. Термометр показывает температуру 3°С. Какую температуру будет показывать термометр, если температура понизится на 2°С?    А: 3°С,     Б:5°С,     В:1°С

2. Число 0 является:

А: положительным числом

Б: отрицательным числом

В: ни положительным, ни отрицательным числом.

3. Какое из чисел 4,5;   0,3;   -4,5;     -0,3 расположено на координатной прямой правее других?

А: -4,5       Б: 0,3     В: 4,5     Г: -0,3

 

9. Рефлексия. Задание на дом.

Учитель предлагает детям закончить предложение:

- сегодня на уроке я познакомился с…

- мне очень понравилось…

- у меня хорошо получилось…

- у меня возникли сложности с…

- я ухожу с урока с… настроением.

Д/з: изучить § 30, вопросы 1–4, № 847, 849, 851.

Творческое задание: - Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. К чему должен стремиться человек? Какими Качествами, которых у вас нет, вы бы хотели обладать?

 

 

Работают вместе с учителем.

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневники.