Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381300
Домашняя работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся. (статья)
Содержание - Математика

Скаридова Татьяна Юрьевна, учитель математики, МБОУ «СОШ №18» г.Ишимбай, Република Башкортостан. 
В данной статье представлены результаты исследования о наличии прямой связи между характером и содержанием домашней работы и уровнем познавательного интереса. А так же, доказано, что правильная организация, дифференциация и постоянное руководство делает домашнюю работу средством активизации учебной деятельности. Предназначена для преподавателей математики и студентов учреждений среднего профессионального образования.


Дата публикации: 19.09.2018


Домашняя работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

В последнее время все чаще поднимается вопрос активизации познавательной деятельности школьников. Данный вопрос является одним из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Осуществление принципов активности в учении имеет точное значение, так как учение и развитие носят деятельностный характер и, именно, от качества учения будут зависеть результаты обучения, развития и воспитания школьников.

Еще в начале XIX века идею активизации учебной деятельности посредством наглядности, наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов начали распространять и использовать такие выдающиеся педагоги, как И.Г.Песталоцци и А.Дистервег.

В отечественной литературе имеется большое количество трудов, в которых рассматриваются вопросы активизации учения. Большой вклад в разработке принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, и другие.

Важность этих исследований бесспорна, но во многом они носят теоретико-методологический характер, в то время как практическая деятельность испытывает острейшую необходимость в определенных технологиях активизации учебной деятельности школьников.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу оказалось, что связь совершенствования домашней учебной работы с активизацией учебной деятельности никогда отдельно не исследовалась. Именно поэтому в дидактике не нашлось разработанного содержания домашних заданий, которые своей целью имели бы развитие творческой самостоятельности школьников, также, почти не раскрыты приемы руководства домашней учебной деятельностью школьников со стороны учителя, не имеется конкретных приемов и форм проверки домашних заданий, способов включения в эту работу отстающих и неуспевающих учеников. В этом и заключается актуальность данной работы.

Домашняя работа является самостоятельной работой, которая выполняется непосредственно учеником без вмешательства и помощи учителя. Важно формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, так как она считается одной из ведущих функций домашней работы.

На практике педагогами используются следующие виды домашних работ:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Творческую домашнюю работу не выделяют как отдельный вид, но данная самостоятельная работа должна объединять все виды домашней работы. Творческую домашнюю работу (ТДЗ) необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Классификация ТДЗ

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Макет, модель
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
9.Исследование
10. Эссе. И т.д.

1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7 чел)
4. Групповая (10–15 чел)
5. Коллективная

1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

– файл-лист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка»; и т.д.

В процессе изучения данной темы были разработаны следующие рекомендации:

Организовывая домашнюю работу учащихся необходимо учитывать следующее:

1. Не стоит сводить домашнюю работу исключительно к заучиванию параграфа учебника и решению задач. Стоит использовать задания с творческим уклоном, так как это пробуждает интерес школьников к выполнению домашней самостоятельной работы и к предмету в целом.

2. Рекомендуется давать домашнюю работу в течение урока, но не в самом конце и не после звонка. Это необходимо для того, чтобы успеть объяснить приемы выполнения заданий. Иначе ученики будут тратить огромное количество времени на выполнение задания при этом в некоторых случаях безрезультатно. Это может породить у них неверие в собственные силы, что скажется на снижении интереса к предмету.

3. При составлении содержания и объема обязательно нужно учесть индивидуальные особенности школьников.

Одним из важных и неотъемлемых этапов урока считается проверка выполнения учениками домашней работы. Если у педагога нет четкой налаженной проверочной системы, то роль домашней работы у школьника, как правило, обесценивается.

Провести проверку домашнего задания можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
  • выполнить аналогичное задание;
  • использовать индивидуальные карточки;
  • провести выборочную проверку письменного задания;
  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Именно в школьные годы личность развивается наиболее интенсивно и происходит это именно при организации активной познавательной деятельности учащихся. Чтобы осуществить познавательную деятельность нужно и важно формировать мотивы деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Следовательно, начинать активизацию познавательной деятельности необходимо с пробуждения познавательного интереса с помощью специальных форм и методов, которые подбираются педагогом.

В ходе исследования было доказано наличие прямой связи между характером и содержанием домашней работы и уровнем познавательного интереса. А так же, доказано, что правильная организация, дифференциация и постоянное руководство делает домашнюю работу средством активизации учебной деятельности.



Список используемых источников информации:

1.Дж.  Варгас. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. – М.: Оперант, 2015. – 480 с.

2.Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. Ч.1. – М.: Владос, 2002. – 288 с.

3.Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. – СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2004. – 98 с.