Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5023778
Статья (из опыта работы ). Урок-практикум: вопросы экономики в 5 – 6 классах.
Содержание - Математика

Степанюк Ирина Степановна, учитель математики и физики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Воздвиженская средняя Школа № 1, Приморский край, Уссурийский район, с. Воздвиженка. 
В данной статье рассматриваются примеры составления задач, отражающих вопросы экономики и бережливости. Такие задачи способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, знакомят с экономической жизнью населенного пункта, в котором проживают учащиеся, учат бережному отношению к народному достоянию. При составлении заданий использовались материалы, опубликованные в в местной периодической печати, промышленному производству. Экономические словари.

 

 


 

Дата публикации: 26.01.2017


 

Урок-практикум: вопросы экономии в 5-6 классах.

Математический материал, изучаемый в 5-6 классах, дает большой простор для составления задач, отражающих вопросы экономии и бережливости. Такие задачи способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, знакомят с экономической жизнью населенного пункта, в котором проживают учащиеся, учат бережному отношению к народному достоянию, содействуют выработке активной жизненной позиции.

Для работы с учащимися составляются карточки-задания. При составлении заданий используются различные материалы, публикуемые в региональной или местной периодической печати, справочники по сельскому хозяйству, промышленному производству, экономические словари.

Рассмотрим различные способы составления таких задач.

  1. 1.Учащимся предлагается на основании собранного материала составить задачу, записав её условие, и решить её. На следующем уроке 2-3 ученика зачитывают составленные задачи, а учитель вместе с классом комментирует их, выделяя моменты экономии и бережливости. Наиболее удачные задачи можно в дальнейшем использовать при повторении.

Например:

За счет сокращения потерь сырья и материалов  Уссурийский хлебозавод планирует в 2013 г сэкономить муки на 200000 рублей. Определить прибыль хлебозавода после реализации сверхплановой продукции, если 1 кг муки стоит 24 рубля, на выпечку одного батона идет 400 г муки, а батон стоит 27 рублей.

  1. 2.Другой способ составления задач – по готовым плакатам. Учащимся предлагается составить смету ремонта класса, квартиры, школьного коридора, используя данные плаката.

Например:

Какое количество кафельной плитки потребуется для покрытия стен кабинета обслуживающего труда, если размеры плитки 15 см х 22 см? Выполните необходимые

измерения самостоятельно. Во сколько обойдется покупка плитки, если 1 м2 плитки стоит

Вычислите, какое количество краски потребуется для окраски:

а) окон и дверей классного помещения;

б) всего школьного коридора при предстоящем летнем ремонте школы?

Сделайте сами необходимые измерения.

Указание: Вычисление производите из расчета 100 г краски на 1 м2.

  1. 3.Особый интерес у детей вызывают практические работы, выполняя которые самостоятельно или с помощью родителей, они могут составить семейный бюджет, подсчитать экономию электроэнергии.

Например:

1)  Используя показания счетчика на 1 июня и 1 июля, 1 декабря и 1 января, определите. На сколько больше платили за электроэнергию в один из более темных месяцев года по сравнению с оплатой за один из более светлых месяцев, если стоимость 1 кВт∙ч энергии равна 1,69 рублей.

2) В таблице указаны стоимость (в рублях) продукции, которую выпустил Уссурийский хлебозавод в 3 квартале прошлого года. Постройте круговые диаграммы выпуска кондитерских хлебобулочных изделий и шоколадных изделий.

3) Постройте диаграмму объема реализации промышленной продукции трудящимися нашего города. Используя данные таблицы.

4. При воспитании бережливости вместе с решением задач хороший результат дают экскурсии на заводы, школьные «Рейды бережливости», которые дополняют друг друга и дают материал для новых задач.

Например.

1) После уроков в партах нашего класса были оставлены листы бумаги общей массой в 1 кг. Если такое будет происходить каждый день, то сколько бумаги будет израсходовано напрасно:

а) в школе за 210 учебных дней в году;

б) во всех школах города за этот же период?

Какая часть всей бумаги , произведенной в нашей стране (около 6 тыс. тонн), будет потрачена впустую?

2) После обеда в школьной столовой отходы хлеба составили 1 кг 100 г. Если бы такие отходы оставались каждый день, то сколько хлеба было бы неправильно использовано в школе за 210 учебных дней?

Какова стоимость этого хлеба, если 1 булка белого хлеба (весом 400 г) стоит 15 рублей? Сколько учеников из малообеспеченных семей смогла бы кормить школа на эти средства весь учебный год, если на питание одного школьника требуется 50 рублей в день?

3) Измерьте площадь одной страницы учебника. Определите. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника.

   Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько бумаги ( м2 ) израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

Для производства 1000 м2 бумаги требуется вырубить лес с ¼ га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

      Решая такие задачи, ребята лучше представляют, во что обходится государству и родителям их обучение, каков масштаб их школьных дел, к чему приводит расточительность.

  1. 5.При решении несложных экономических задач школьники могут уяснить смысл таких понятий, как себестоимость, расценка. Прирост продукции, прибыль, рентабельность, сверхплановая продукция.

Например. За счет сокращения  потерь сырья и материалов. Внедрения передовой технологии предприятия нашего города планируют сэкономить 17 тыс. кВт ∙ч электроэнергии. Какую часть составляет экономия Уссурийского хлебозавода, если он сэкономил 2 тыс. кВт ∙ч?  (Сколько процентов составляет экономия хлебозавода?)

При решении подобных задач ученики понимают, что эффективность общественного производства зависит не только от увеличения выработки продукции, но и от рационального, экономного использования времени, сырья, материалов, улучшения качества выпускаемой продукции и убеждаются. Что экономия – результат предварительно продуманных действий.