Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381990
Статья «Использование технологии хромотерапии в логопедической работе»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог
21.03.2019 11:11

Шамова Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок» Республика Хакасия, с. Белый Яр. 
В статье раскрывается суть технологии хромотерапии в работе учителя-логопеда. Так же показаны некоторые игры и упражнения по применению цвета на коррекционных занятиях. Данная статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми старшей и подготовительной группами.


Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.

Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:

1.Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.

2.Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.

5.Развитие правильного дыхания.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Перейдем к краткому описа­нию каждого цвета.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность,  оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит [3, с. 7].

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении [3, с. 7].

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение [3, с. 6].

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы [3, с. 6].

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма [3, с. 6].

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие [3, с. 7].

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия [3, с. 6].

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает то­низирующее действие на организм человека и эффективно исполь­зуется для оживления любого другого цвета [3, с. 8].  

В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровьесберегающего компонента на занятиях.

 

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление)

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабить­ся. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.

- Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)

Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм [3, с. 66].

 

Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание)

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, како­го цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

- Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом [3, с. 15].

 

Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика)

Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки)

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед [3, с. 16].

 

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка»

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево – вправо.)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны – вверх – вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте) [3, с. 27].

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в пе­риод автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким обра­зом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от про­цесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу по совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по па­дежам (есть) синий василек, (нет) синего василька), (подошел) к синему васильку); согласование количественных числительных с прилагательны­ми и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод); подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка), составление описательных рассказов, сочинение сказок.

Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях.

Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях.

Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопа­тов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 

 

Список литературы:

 

1.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.

4.Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.