Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429551
Деятельность педагогов по организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (статья)
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог
02.12.2018 13:20

Ащук Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 7», г. Саянска, Иркутской области. 
Материал данной статьи поможет учителям начальных классов проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие, наоборот, считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. 

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

дифференцированное обучение  детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях;

интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.

Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. Кто он, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья? В ФЗ № 273 ст.2 «Об образовании в Российской Федерации» чёткое определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (т.е. рекомендация ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».          Безусловно, трудностей очень много. Мы рассмотрим данную ситуации с позиции учителя. Что делать учителю, если в классе находится ребёнок (или дети) с ограниченными возможностями здоровья? Как осуществлять процесс обучения в классе? Ведь мы должны обучать и развивать не только детей с ОВЗ, но и детей «нормы». Наша задача, как учителя, построить процесс обучения на уроках таким образом, чтобы обучающиеся с ОВЗ могли обучаться наравне с детьми «нормы», демонстрируя положительную результативность учебной деятельности.        

Решение данной задачи невозможно без изучения специальной литературы. Наблюдения за речевой деятельностью детей с задержкой психического развития показали, что они испытывают существенные затруднения в построении высказываний: не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, не могут пересказать даже небольшой текст, описать предмет или картинку. Из-за недостаточной сформированности смысловой стороны речи выступают:

  • трудности овладения учебными понятиями - терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи. Высказывания детей с задержкой психического развития не целенаправленны.

Учитель, создающий сценарий урока, должен помнить и понимать следующее:

1. При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания по карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями, помимо ребёнка с ОВЗ, получают еще несколько «слабых» учеников. При этом содержание и форма задания будет соответствовать уровню освоения материала каждым обучающимся. Помощь взрослого должна быть дозированной.

2. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. Вначале с ним в паре могут работать дети, показывающие явно положительное отношение, готовые помочь и поддержать. Это не обязательно самые лучшие ученики. Однако здесь важно помнить - необходимо быть очень осторожным в использовании одного ученика для поддержки другого. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности. Поэтому по мере формирования у «особого» ребенка умений в области взаимодействия, формирования алгоритма деятельности при работе в паре, учитель меняет ее состав. Так весь состав класса постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. На первых порах учителем отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. После этого можно организовывать работу в парах и по иным принципам.

3. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу так же носит постепенный и последовательный характер Доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе. Как правило, продуктивной является такая работа, при которой ученики берут на себя функцию учителя для одного или группы других детей. При этом у обучающихся, играющих роль учителя, формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития в учебной деятельности школьника. В то же время ребенок, исполняющий роль ученика, в процессе совместной работы со сверстником усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные. В такой ситуации выигрывают оба ученика.

4. Участие школьников с ОВЗ наравне с нормой в различных выставках рисунков, коллажей и конкурсах поделок является примером опосредованного их включения в образовательную среду. Включение детей в школьную жизнь имеет место практически всегда, например привлечение их в качестве болельщиков к проводимым спортивным и культурно-массовым мероприятиям. Исполнение роли болельщиков способствует формированию опыта эмоционально-оценочных отношений, формирует умение выражать сопричастность к школе, способствует воспитанию патриотических чувств. Включение их наравне со всеми в состав группы участников художественной самодеятельности таит в себе огромный потенциал успешности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с обычными детьми, соответственно включаются и успешно осваивают современные образовательные технологии.

  • Проблемное обучение

Данная технология эффективна на каждом этапе обучения. Сначала дети осознают общую проблемную ситуацию, затем её анализируют, далее выдвигают и обосновывают гипотезу и, наконец, проверяют правильность решения проблемы.

  • Метод «6 шляп мышления»

Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли.

Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства и мысли, как бы надевать разные шляпы.

  • Проектно-исследовательская деятельность

Учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в проектно-исследовательской работе. Работа учителя и логопеда заключается в оказании помощи детям при составлении устной презентации проекта или исследования: систематизация материала, последовательное изложение мыслей, подбор цитат, обобщение опыта, работа над дикцией, интонационной окрашенностью речи.

  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

На II и III этапах обучения в коррекционные занятия необходимо включать технологию «Кластер», «Мозговой штурм», «Работа с текстом».

  • Игровые технологии

На коррекционных занятиях можно использовать различные виды учебных игр: предметные, сюжетные, ролевые, игра -драматизация, игры-соревнования, игры путешествия. Данные технологии позволяют учащимся легче усвоить материал, быть активными на уроке, способствуют осуществлению процесса коррекции более качественно и незаметно для самого ребёнка.

  • Здоровьесберегающие технологии

Предупреждение перегрузок, охранительный режим, двигательный режим, пропаганда здорового образа жизни

  • Информационно-коммуникационные технологии

Работая в современной школе, учитель должен активно использовать компьютер в коррекционно-развивающем процессе на всех этапах обучения. Компьютер является дополнительным источником учебной информации, решаются проблемы наглядных пособий, у учащихся появляется индивидуальное информационное пространство, компьютер используется как тренажёр и как средство диагностики и контроля.

Некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах:

  • Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ).
  • Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом.
  • Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
  • Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
  • Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
  • Тексты для чтения не должны содержать непонятные слова и словосочетания.
  • Желателен текст с иллюстрациями.
  • Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
  • Разделяйте текст на небольшие смысловые части.
  • В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
  • При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
  • Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.
  • Упрощать задания для ребенка с ОВЗ.
  • Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
  • Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
  • Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
  • Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
  • Предусмотреть работу в парах, в группах.
  • Изменяйте правила, которые ущемляют права ребенка.
  • Предлагать четкие алгоритмы для работы.
  • Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
  • Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.
  • Обязательное использование наглядных средств.
  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
  • Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
  • Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
  • Избегать давать задание на переписывание.
  • Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
  • Группируйте похожие задания вместе.
  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
  • Просите ребенка повторить задание.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов.
  • При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)
  • Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
  • Оценка. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
  • Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
  • Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
  • Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
  • Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
  • Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке мы можем достигнуть, устранить психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность ребёнка. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Одной из основных форм работы в системе педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями занимает работа с семьей. Основная цель этой работы - помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Практическая работа педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия. К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе, работа с родителями в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации и т. д. К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование, беседа, инструктаж и др.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности в нашей школе обеспечивается взаимодействием всех участников образовательного процесса: учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков, спортивных секций, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся, представителей общественности. Их деятельность координируется планом учебно - воспитательной работы, основной образовательной программой начального общего образования, программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Исходя из вышеперечисленного, возникает необходимость готовиться к уроку в инклюзивном классе как к некой форме проектирования. Основными элементами проектирования, как вида деятельности, являются: построение технологического процесса - моделирование учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению содержания образования; планирование способов управления этим процессом. Реализуется проектирование при подготовке учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Проектировочный компонент включает в себя умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями детей, умение спроектировать перспективный план изучения материала, умение планировать собственную педагогическую деятельность, умения педагога, связанные с моделированием деятельности обучающихся на уроке. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.

Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.



Библиографический список:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

2. В. Свободин. Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/

3. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 - 17, 36, 37.

4. Эдвард де Боно “6 шляп Мышления” http://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/

5. Технология РКМЧП http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР