Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420372
Проект: «Эффективные способы обучения связной речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС».
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Кустова Ирина Николаевна, Бажина Светлана Анатольевна, Коготкова Лариса Михайловна, учителя-логопеды, МАДОУ «Детский сад №175» г. Перми. 
Проект предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В проекте описана коррекционная работа с дошкольниками с тяжелым нарушением речи по развитию связной речи.


Дата публикации: 11.08.2018


 Проект: «Эффективные способы обучения связной речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС».

Паспорт проекта.

По типу: педагогический, творческий, групповой.

По характеру участия: учитель-логопед, дети с ОНР подготовительной группы, педагоги, родители.

По срокам реализации: долгосрочный, 2017-2018 учебный год.

По форме представления: информационный, практико-ориентированный.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной и красивой речи, что является важным условием для дальнейшего успешного развития ребёнка, как личности. 

Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической  работы педагога, предполагающей проведение специальных  развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

В дошкольном детстве ребёнок,прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, которые используются в разговорной речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна и обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развития связной речи.

Исходя из результатов диагностики, проведённой в сентябре 2016г. Перед нами, как учителями-логопедами встала важная задача: полноценное овладение связной речью у детей с ОНР. Таким образом, необходимость проекта определяется ролью родного языка к подготовке к школьному обучению в становлении личности ребёнка. Каждый ребёнок в саду должен овладеть умением выразительно и последовательно излагать свои мысли. Из этого следует, что актуальность обусловлена в необходимости повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Сочетать средства и способы развития психических, речевых и творческих способностей у детей в процессе общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в повседневной жизни.

Цель проекта: использование инновационных технологий, способствующих формированию и развитию связной речи у детей с ОНР через разные виды деятельности.

Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.

Изучить программные требования и рекомендации по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста («Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.)

2.Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи.

3.Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.

4.Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

5.Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.

Основные принципы:

  • принцип гуманизма (умение педагога встать на позицию ребенка);
  • принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
  • принцип интеграции (реализуется в совокупности со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ)

Все принципы ориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его индивидуальности, его внутреннего духовного мира, сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Содержание проекта.

1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)

Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.

Мероприятия:

1.Диагностика детей.

2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).

5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.

7.Круглый стол учителей-логопедов «Научим детей говорить красиво».

2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).

Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.

Мероприятия:

1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.

2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).

4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».

5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».

6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.

7.Консультации для родителей:

  • «Что дает ребенку чтение на ночь»
  • «Сказка в развитии речи детей»
  • «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

8.Консультации для педагогов:

  • «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
  • «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
  • «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
  • «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»

9.Мастер-классы:

  • «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения»
  • «Как пальчиковые игры помогают развивать связную речь ребенка»
  • «Учите детей говорить правильно»

10.Консультации-практикумы:

  • «Развитие связной речи ребёнка».
  • «Учим детей пересказывать».
  • «Словесно-дидактические игры и упражнения, как средства развития речи у дошкольников»

11.День открытых дверей для родителей «Ярмарка краткосрочных образовательных практик для речевого развития детей»

12.Конкурс совместных работ родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках).

13.Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».

14.Круглый стол:

  • «Речевое общение детей»
  • «Природа развивает речь».

15.Семинар-практикум «Роль дидактических игр и упражнений по расширению словаря у детей»

16.Информационные листы для родителей:

  • «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
  • «Учимся рассказывать»
  • «Памятка для грамотных родителей»
  • «Нас сказка учит говорить»
  • «Общаясь, развиваем речь»

17.Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Семья»

  • «Наши мамы».

18. Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.

19. Внедрение «Программы по робототехнике в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» и КОП.

20.Просмотры занятий:

  • По формированию и развитию связной речи.

21.Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений: «День знаний», «Веселый светофорик», «Путешествие в осенний лес», «Мамин день», «Новый год», праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта, «Масленица», «День защиты детей».

22. Презентация проекта «Развитие связной речи у детей с ОНР» на педагогическом совете.

3 этап. Заключительный, аналитический. (май)

Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы учителей-логопедов в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.

Мероприятия:

1.Диагностика и анализ результатов работы.

2.Показ итоговых логопедических занятий.

3.Отчёт о результативности проекта:

  • на родительских собраниях
  • на итоговом педагогическом совете.

4.Подготовка и проведение выпускного бала.

5.Индивидуальные консультации для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».

В коррекционной работе мы используем опорные схемы для составления описательных и повествовательных рассказов. Изготовлен картотечный материал с опорными схемами по разным лексическим темам.

На занятиях мы используем опорные схемы для пересказов.Как правило, если ребенку сложно запомнить рассказ, то благодаря вот таким зарисованным картинкам – схемам, эффективность запоминания увеличивается в несколько раз, так как дети самостоятельно зарисовывают схему для пересказа.

Для занятий мы подбираем картинный материал для составления рассказов по сюжетным картинкам.

Существует несколько видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

Большой интерес у детей вызываетсоставление рассказов и сказок по сюжетным картинкам. Применяя данный материал, у детей развиваются навыки построения предложений, составления связного текста. Дети могут давать более выразительное описание событий, явлений.

Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа. Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа. На занятии  по пересказу уточняется словарь детей, развивается внимание, память, мышление. 

Составление рассказов по цепному принципу (по цепочке из схем).На занятиях мы обучаем детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором другой предмет. С этими предметами необходимо составить предложение. Следующее предложение начинается с предмета, которым заканчивалось предыдущее предложение. И таким методом составляется весь рассказ. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за выстраиванием сюжетной линии.

Нами используется разнообразный материал для составления предложений и рассказов. Этот материал дает возможность детям зрительно запомнить схему и составить по ней предложение. Схемы по составлению предложений помогают детям правильно выдерживать структуру предложения. Дети учатся подбирать признаки и действия к предметам. Широко используем мнемосхемы по лексическим темам, которые позволяют детям составлять описательные рассказы.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • Развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета;
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Мнемосхемы облегчают процесс запоминания информации. Они служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используем для обогащения словарного запаса, при наблюдении за окружающим миром, составлению небольших  рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

В работе используем дидактические игры, которые помогают развивать связную речь детей.

Для развития диалога большую роль играет театральная деятельность.В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития: для совершенствования диалогов и монологов, для освоения выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

В процессе работы используем картотеки по развитию связной речи.

Литературный материал для развития речи помогает нам использовать на логопедических занятиях инновационные методы и приемы. Использование современной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию связной речи у детей.


Ожидаемые результаты работы по проекту.

—  Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

—  Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.

—  Сохранение здоровья детей.

—  Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.

—  Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР