Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426408
Методы и особенности коррекционной работы педагога-психолога с детьми с ранним детским аутизмом (статья).
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Павлова Светлана Александровна, педагог – психолог, МБОУ «СОШ № 29» г. Йошкар – Ола, Республика Марий Эл. 
Статья предназначена для специалистов коррекционного образования. Представлен материал коррекционной работы педагога-психолога с детьми с ранним детским аутизмом (методы и приёмы).


Дата публикации: 21.06.2018


Методы и особенности коррекционной работы педагога-психолога с детьми с ранним детским аутизмом. 

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства». 

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».                                                                       

В РФ аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.                                                                           

Помощь психолога детям с аутизмом — задача сложная и кропотливая. Терапия начинается с индивидуальных сеансов, первые из которых нацелены исключительно на адаптацию пациента к новой обстановке и новому человеку. В дальнейшем психолог начинает сближаться с ребёнком, вызывая у него реакции и тем самым корректируя поведение. Нужно не давить слишком сильно, а также давать время на занятия собственными успокаивающими делами во второй половине сеанса.     

Важнее всего при работе с аутичными детьми — личная вовлечённость специалиста, а не его психологические техники. Ему потребуется научиться понимать реакции пациента, чувствовать, когда можно вызывать реакцию, а когда лучше остановиться. Каждый случай будет индивидуальным, к каждому нужен будет свой подход. При этом психолог должен уметь отстранять собственные проблемы, чтобы никак не влиять на пациента.                               

Коррекционная работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения. Оценка состояния ребенка с РДА, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.                                             

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс.                                                                                  

В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.    На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Для детей с РДА разрабатывается адаптированная программа, направленая на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.             Психологическая коррекция начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.              

В процессе коррекционной работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, для этого можно использовать карточки с описанием последовательных действий.                                                       

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.           

Психологическая работа с семьёй и ребёнком с РДА направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним, обучение приёмам психологической разгрузки для детей и родителей.                                                   

Психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

 

 


 

Литература.

  1. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998 Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.;
  2. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.;
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.;
  4. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.