Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430316
Статья «Использование метода биологической обратной связи в логопедической практике»
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Долина Ольга Геннадьевна,  учитель-логопед МУ ПСЦ «НАДЕЖДА» г. Заречный Пензенской области. 
Статья предназначена для учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В статье рассказывается о методе биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений, в основном заикания.


Дата публикации: 28.05.2018


Использование метода биологической обратной связи

в логопедической практике

В середине 1970 года во всем мире стал повышаться интерес к нетрадиционным методам лечения, направленным на активизацию внутренних резервов организма и одновременно снижающим возможные неблагоприятные последствия проводимой терапии. Одним из таких методов является метод биологической обратной связи, который был создан в 1999 году кандидатом биологических наук, российским ученым - физиологом, Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Им был основана методика исправления речи с помощью биологической - обратной связи.

На базе  МУ ПСЦ «НАДЕЖДА»  оборудован логотерапевтический кабинет биологической обратной связи. Учитель-логопед Долина О.Г.проводит занятия по коррекции речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с дошкольниками , учащимися школ города Заречного. Большинство детей, направляемых на занятия, имеют ограниченные возможности здоровья. Занятия в основном носят индивидуальный характер.

Для достижения стойкого и пролонгированного эффекта логокоррекции, в первую очередь, необходимо добиться плавного, ритмизованного дыхания, с необходимой глубиной вдоха и длительностью выдоха, что является одной из основных частей коррекции различных речевых нарушений.

В то же время известно, что так называемое диафрагмальное дыхание или дыхание животом, обеспечивает тот самый паттерн глубокого, ритмического дыхания с фазой выдоха, превышающей фазу вдоха в 2-3 раза, с частотой дыхания 6-7 раз в минуту, который создает оптимальные условия для проведения речевых тренировок.

Предлагаемый способ коррекции речи, включает выработку у пациента диафрагмального дыхания и правильной речи с использованием принципа биологической обработки связи. Логотерапевтический кабинет состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД).

Особенно эффективен при постановке речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии),в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге. Большой плюс в том, что метод позволяет  одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизируем работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшаем оксигинацию организма, снимаем напряжение и пр. и пр. и пр.). Работа с логопатологией состоит из шести этапов:

1. Диагностический.

2. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.

3. Формирование удлиненного плавного выдоха и подготовка зрительного анализатора к чтению и письму.

4. Работа над основными компонентами речи.

5. Формирование навыков слитной плавной речи

6. Закрепление навыка свободной речи

 Наглядность достигаемых результатов повышает интерес к занятиям речью, улучшает настроение, что в комплексе повышает эффективность лечения. Данная методика по своей эффективности превосходит все известные  методы на 25-30%.

Весь комплекс сопровождения пациента, выполненный в определённой последовательности действий, позволяет достичь высокого процента восстановления плавной, слитной речи, сократить сроки коррекции.

Эффективность методики: отличный результат при совершенствовании качества речи достигается во всех случаях, в 95% случаев — положительная динамика общего состояния детей, в 94% случаев — значительное улучшение качества речи.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР