Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7440472
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Строим сказку» в форме методических рекомендаций.
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог

Кренова Анжела Дмитриевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республика Крым. 
Предназначена для работы учителей-логопедов. дефектологов с детьми, имеющих различные речевые, психо-физические нарушения в возрасте от 4-х до 10 лет, позволяет активизировать анализаторы головного мозга для развития детей.

 


 

Дата публикации: 12.03.2018


АННОТАЦИЯ

"Внешняя речь, есть процесс

превращения мысли в слова,

ее материализация"

Л. Выготский

 

 

Почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной, красивой речью? Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу.

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли.

ВВЕДЕНИЕ: 

Как развивать речь, какие анализаторы участвуют в развитии речи детей, на что обратить внимание – эти вопросы волнуют многих родителей.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь: двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Один из важнейших анализаторов это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии, т.е. определяет форму, цвет, размер, предметов и их положение в пространстве. Чем больше он видит предметов и явлений, и связывает их со словом, тем богаче его лексика.

Слуховому анализатору принадлежит ведущая роль в формировании речи, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Развитие речевого слуха учащихся – чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация.

Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи. С помощью обратных импульсов, идущих от коры головного мозга к двигательным нервным окончаниям в мышцах органов дыхания и артикуляции, регулируется деятельность речевого аппарата.

В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, - это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук.

Упражнения данного пособия позволяют задействовать все перечисленные анализаторы, но наиболее активно здесь задействовано пространственное восприятие ребенка. В книге отечественного психолога Л.С. Выготского "Мышление и речь" сказано, что "понятие образуется, когда сформируются ощущения". А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства.

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.

Цель данного пособия – развить речь ребенка, воздействуя на сохранные анализаторы, помочь в игровой и доступной для него форме исправить речевые нарушения.

Использование данного пособия в работе по коррекции речевых нарушений в течение трех лет позволило мне, как учителю-логопеду добиться стойких результатов в развитии речевых процессов младших школьников. Дети стали формулировать свои высказывания, вступать в диалог, четко владеть речью с учетом поставленных звуков, повысился позитивный эмоциональный настрой, исчезла скованность, неуверенность в себе. (Приложение )

 

Основная часть

 

Цели и задачи:

  • Развивать у младших школьников пространственное восприятие;
  • Развивать слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы;
  • Развивать связную речь;
  • Обучить навыкам конструирования;
  • Активизировать пассивный и активный словарный запас;
  • Выработать правильную координацию общей и мелкой моторики;
    • Воспитывать усидчивость, сосредоточенность, умение выполнять инструкции взрослого.
    • Воспитывать чувство ответственности, милосердия, взаимопомощи, коллективизма.

 

Правила выполнения заданий дидактического пособия:

  • Учитель-логопед читает ребенку сюжет сказки, по ходу чтения ребенок должен постепенно выкладывать на игровые поля (поле) фигурки по сюжету.
  • Фигурки необходимо перемещать с помощью магнитика, закрепленного на ниточке, большие фигурки можно выкладывать руками.
  • По завершении чтения ребенку необходимо ответить на вопросы по сюжету, восстановить последовательность построения сказки – конструктора.
  • Предложить ребенку составить свою версию предложенной сказки-конструктора.

 

   Оборудование:

  • Сюжет сказки;
  • Плоские фигурки из картона к каждой сказке-конструктору;
  • Магнит, закрепленный на верёвочке.

 

Должен знать и уметь:

  • Ориентироваться на плоскости
  • Строить грамматические конструкции
  • Владеть лексическим словарем
  • Связно высказываться, пересказывать текст
  • Вступать в диалог

 

Подводная сказка

В теплом море жили морские жители: осьминожек, каракатица, рыбка игла и золотая рыбка. Было им скучно плавать в темной воде. Решили они украсить морское дно. Натаскали разноцветных камушков и выложили на дне моря красивую дорожку. Между камней посадили красивые водоросли – по краям – зелёные, а в средине – разноцветные. Вот над морем засияло солнышко и в гости к жителям приплыли медузы: голубая и синяя. Решили жители морские устроить праздник. И стали они танцевать весёлую польку: осьминожек с рыбкой иглой, голубая медуза с каракатицей, золотая рыбка с синей медузой. Но вот наступил вечер. Солнышко спряталось за горизонт. Уплыли медузы, а все жители спустились на дно спать.

(Приложение 1).

Вопросы:

1.Вспомни всех морских жителей сказки.

2.Что задумали сделать морские жители.

3.Как отметили праздник морские жители в сказке.

4.Кто с кем танцевал танец.

5.Каких морских жителей ты знаешь.

Яблочная сказка

В широком поле выросло красивое дерево. Бабочки летали вокруг дерева и ждали, когда же на нем появятся плоды, чтобы понять, что это за дерево. Но плоды не росли. Решили бабочки позвать тучки, чтоб дождик пошел и полил дерево. Вот появились на небе тучи – темные, дождливые. Полил дождик дерево и выросли плоды – красивые сладкие яблоки. Оранжевая бабочка захотела попробовать желтое яблоко, сиреневая бабочка полетела к зеленому яблочку, а голубая бабочка выбрала себе красное. Темные тучи улетели и на небе появились голубые облака. Пришло время, и яблоки упали на землю, только зеленое все еще висело на веточке. Собрали бабочки урожай и улетели в поле угощать друзей, а дерево с тех пор стали Яблоней называть.

(Приложение 2).

Вопросы:

1.Кто помог дереву дать плоды.

2.Вспомни, как распределили бабочки плоды.

3.О каком поступке повествует сказка.

4.Как называлось сказочное дерево.

5.Какие фруктовые деревья ты знаешь.

 

 

Африканская сказка

В далекой Африке жили друзья: слонёнок, жирафа, Чита большая и Чита маленькая. Они ждали, когда же на пальме появятся кокосы. Вот рано утром взошло солнышко и осветило пальму. Друзья увидели на самой верхушке золотистые кокосы. Но кокосы были очень высоко – не достать! Маленькая Чита залезла на пальму и сорвала себе желтый кокос. Большая Чита тоже залезла и сорвала себе оранжевый кокос. Высокая жирафа дотянулась и достала оранжевый кокос. Только слонёнок не мог лазить по деревьям и доставать до верхушек. Заплакал слоненок от обиды. Но друзья помогли слонёнку и достали большой желтый кокос. Все были очень рады!

(Приложение 3).

 

Вопросы:

1.Как распределили жители Африки кокосы.

2.О каком поступке повествует сказка.

3.Каких животных жарких стран ты знаешь.

 

Огородная сказка

В одном маленьком селе жили брат и сестра – Саша и Маша. Они очень любили свой огородик и ухаживали за ним. Маша посадила капусту, свеклу, тыкву, дыню, морковь и картошку, а еще голубые васильки. Саша посадил помидор с огурцом, кабачок, пшеничный колос, горох и лук. Красивый огород получился у детей.

Рядом в лесу жили зверушки: ёжик и зайка. Они не умели выращивать овощи и решили попросить у Маши и Саши намного овощей. Ёжик захотел взять дыню и кабачок, а зайка – морковку и капусту.

Пришла осень. Дети собрали большой урожай: тыкву, лук, подсолнух, горох и свеклу, пшеничный колос, помидор и огурец, картошку. Только голубой василёк остался радовать Машу своей красотой!

(Приложение 4).

 

Вопросы:

1.Что посадили Маша и Саша на огороде.

2.Кто пришел из лесу к детям за помощью.

3.Какой урожай собрали дети.

4.О каком поступке повествует сказка.

5.Какие овощи ты знаешь.

 

Суточная сказка

Жили – были друзья-соседи: пёс Барбос, кот Тимошка, щенок Тузик. Они были очень разные и даже гулять выходили в разное время суток.

Пёс Барбос любил гулять утром. Он вылазил из своей розовой будки с желтой крышей, любовался серебристым солнышком и нюхал желто-оранжевый цветочек.

Кот Тимошка любил гулять вечером, когда печальное солнышко пряталось за облака. Тимошка садился возле белой ромашки и отдыхал.

Щенок Тузик любил гулять ночью. На небе зажигались звёздочки, появлялся серебристый месяц. Щенок Тузик прыгал между двумя клумбами с цветами, а потом бежал к высокой яблоне смотреть на яблоки.

Так друзья-соседи жили-поживали и почти не встречались!

(Приложение 5).

 

Вопросы:

1.Опиши жильё каждого героя сказки.

2.В какое время суток любили гулять животные сказки.

3.Что ты делаешь в разное время суток, какой твой распорядок дня.

 

Подарочная сказка

Жили-были друзья насекомыши! Гусеничка в шляпке жила в домике- грибочке. Она покрасила двери в зелёный цвет, а окошки – в желтый, на крыше у неё был чердачок. Возле домика гусеничка посадила красивый розовый цветок. Гулять она любила днем, когда светило солнышко и плавало голубое облачко.

На маленькой, залитой солнцем полянке жила нежная бабочка-красотка. Её домик – это большая ароматная роза. Голубое облако делало легкую тень, чтобы бабочка не обожгла свои крылышки.

На васильковой полянке жила божья коровка - веселушка. У неё был розовый домик с крышей в горошек, голубые окошки и зелёная дверь. Крышу прикрывал большой листочек, оберегая от жаркого солнышка.

В этот день у божьей коровки-веселушки было День рождения. Гусеничка и бабочка приготовили подарки и поспешили поздравить подружку с праздником.

Это был самый весёлый день в жизни насекомышей!

(Приложение 6)

 

Вопросы:

1.Опиши полянки, где жили герои сказки.

2.Какие цвета ты встретил в описании домиков героев.

3.Каких насекомых ты знаешь.

 

 

 

Временная сказка

На белом свете существует четыре страны. Эти страны такие разные, что даже события, которые там происходят – особенные.

В стране Зимляндии всегда идёт снег, дети там тепло одеты и целыми днями катаются на санках, лыжах. Ещё там всегда празднуется Новый год и нарядная ёлочка каждый день радует жителей Зимляндии. У них постоянно в гостях дед Мороз и Снегурочка! Лесные животные почти все спят в своих норах и берлогах, не слышно пения птиц.

В стране Весляндии слышно пение перелетных птиц. Дети строят для них домики. Тает снег и появляется первая травка, подснежники, на деревьях набухают почки. Жители ходят в легкой одежде. Животные радуются нежному солнышку!

В стране Летляндии очень жарко. Дети купаются на море и ездят путешествовать – ведь у них каникулы! Кругом цветут цветы, растут ягоды, созревают первые фрукты, овощи, радует высокая зеленая трава и тенистая листва на деревьях! У животных появляется потомство. Птицы целыми днями кормят своих птенцов!

В стране Осенляндии все деревья в желтых, оранжевых и красных листочках. В садах и огородах убирают урожай. Дети идут в школу! Иногда начинает лить дождь, появляются тучи, дует ветер – без зонтика и теплой одежды нельзя выходить гулять! Животные готовят запасы в своих домиках. В лесах после дождика вырастают грибочки! Птицы улетают в теплые страны.

(Приложение 7)

 

Вопросы:

1.Что происходило в каждой сказочной стране.

2.Как ведут себя животные каждой сказочной страны.

3.Что делают дети в сказочных странах.

4.Как называются времена года.

5.Опиши признаки времен года.

 

Обеденная сказка

Мама приготовила на обед суп из фасоли и мяса, салат из редиски со сметаной. Поставила на стол тарелки, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла ложки и хлеб. Соня и Настя сели за стол. Сначала они поели салат со сметаной и редиской. Вкусный салат! Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже вкусный! После супа девочки ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Вот с улицы прибежал сын Семён. Он поел суп с сухарями и выпил полный стакан апельсинового сока. Обед был очень вкусный!!!

(Приложение 8)

Вопросы:

1.Что приготовила мама на обед.

2.Какие продукты были использованы для приготовления обеда.

3.Какие блюда ты знаешь.

4.Какие посудные принадлежности ты знаешь.

5.Нужно ли помогать маме. 

Островная сказка

В одном синем пресинем море плавало три острова, назывались они: Коридос, Лунос и Сиренес.

На острове Коридосе жила весёлая Сильва со своим другом бегемотиком Сёмой. На острове Лунос жила её сестра Весельда, которая любила весело смеяться и выращивать красивые цветы .

На острове Сиренесе жил сиреневый слон. Он каждый день ел кокосы с высокой пальмы.

В синем пресинем море на самом дне плавал осьминог Сеня, а на волнах веселилась забавная рыбка-скалярия.

Над островами в небе иногда появлялся вертолёт и сбрасывал островным жителям посылки с Земли.

(Приложение 9)

Вопросы:

1.Какие острова существовали в сказке.

2.Почему острова назывались именно так.

3.Кто жил на островах.

4.Что было в посылках для каждого жителя островов.

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР