Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 8623080
Конспект урока «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Содержание - ИЗО, МХК, музыка
14.08.2025 09:31

Гумерова Ландыш Абдулгазовна, учитель музыки МБОУ «Аксубаевской средней общеобразовательной школы №3». 
Урок по музыке с элементами финансовой грамотности для 6 класса общеобразовательной школы. 


Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Уноси моё сердце в звенящую даль… Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. Романсы С. В. Рахманинова.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством С. В. Рахманинова.

Задачи:

Образовательные:

Помочь ребятам в умении ярче выразить особенность каждого сочинения в единстве образного содержания и всех элементов речи.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, умение слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики.

Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока.

Планируемые результаты:

Личностные:

– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

– любовь к Родине, к родной природе, к русской профессиональной музыке.

Регулятивные:

– понимать смысл заданий, вносить в них свои коррективы;

– воспринимать мнение сверстников о музыкальном произведении, особенностях его исполнения.

Познавательные:

– воспринимать и анализировать произведения, которые звучат на уроке;

– расширять свои представления о музыке и музыкантах.

Коммуникативные:

– выражать свое мнение о музыке;

– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература, финансовая грамотность.

Ключевые слова по финансовой грамотности: валюта, деньги, банковский чек, денежный перевод, сумма, банкротство.

 

Методы и приемы:

Повторение пройденного методом устного опроса.

Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание картин, слушание музыки).

Анализ музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы.

Хоровое исполнение песни «Россия».

Метод эмоциональной драматургии.

Метод частично-поисковый, анализа и обобщения.

Методы вокалотерапии.

«Шапка с вопросами».

 

Оборудование: портрет композитора С.В. Рахманинова, презентация к уроку, ноутбук, проектор, звукоусиливающая аппаратура (колонки).

Технологии:

- технология развития процессов восприятия;

- технологии развития ассоциативно-образного мышления;

- мультимедиа презентации; - готовые программные продукты;

- интернет-ресурсы.

 

Музыкальный репертуар:

1. М.Глинка «Я помню чудное мгновенье».

2. С.В.Рахманинов 1часть 2 концерт для фортепиано с оркестром.

3. С.В.Рахманинов романс «Сирень».

4. «Россия» А.Ермолов.


Краткое описание структуры урока:


1. Организационно-мотивационный момент урока.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Открытие новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа с элементом финансовой грамотности

7. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни.

8. Итог.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

 

Ход урока 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационно-мотивационный

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

Музыкальное приветствие.

Подготовка класса к работе.

 

 

Эмоциональный отклик на приветствие.

Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные: положительная самоорганизация.

2.Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка учащихся и организация осознания ими внутренней потребности построению нового способа действий.

Прослушайте музыкальное произведение М.Глинка «Я помню чудное мгновенье».

Что вы сейчас услышали?

К какому жанру мы относим музыкальный отрывок.

Ответы учащихся:

- вокальное произведение;

- романс.

Метапредметные: планирование, прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

умение слушать друг друга.

3.Целепролагание.

Цель этапа: постановка целей и задач учебной деятельности.

Сегодня наш разговор пойдет о жизни и творчестве уже знакомого нам композитора. Большую часть он провел за границей. «Уехав из России, я потерял желание сочинять» -признавал композитор. Творческий путь его не прост, после воодушевленных успехов он столкнулся с непониманием своего искусства. Послушайте его произведение 1часть 2 концерт для фортепиано с оркестром.

Кто же этот композитор?

Как вы думаете о чем, сегодня мы будем говорить на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Васильевич Рахманинов.

- узнаем его вокальные произведения-романсы.

Ставят цели, формулируют задачи.

Метапредметные: целеполагание, планирование и определение учебных задач и способов действий, постановка вопросов.

4.Открытие новых знаний.

Цель этапа:

организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Сергей Рахманинов был одинаково блистательным и композитором, и дирижёром, и пианистом. Рахманином закончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Учителем в консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Опера «Алеко», которую он сочинил, как выпускное задание было сразу же поставлено в большом театре. Произведения, написанные самим композитором, - концерты, прелюдии, пьесы – лучше самого Сергея Васильевича не исполнял никто.

Недаром Сергей Васильевич Рахманинов признан лучшим пианистом виртуозом 20 века. У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америки Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда, и эта любовь звучит в его творчестве. В годы Великой Отечественной войны, там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Сегодня вы услышите романс С.В.Рахманинова «Сирень».

- Любимым цветком композитора была сирень. И образ России был связан с сиренью.

Всё что создаёт композитор, всё связано с чувствами и переживаниями. Музыка рассказывает нам, что на душе у композитора. - А что же вдохновило композитора на создание этого романса, как вы думаете?

Слушание и разбор романса «Сирень».

Осуществляют коммуникативную групповую деятельность. Работа с текстом.

Творческий портрет композитора.

Работа в тетради.

Ответы детей.

Анализ музыкального произведения по плану:

1.Настроение, характер данного произведения.

2.Отмечалось ли изменение характера.

3.Какой лад этого произведения.

4.Что можем сказать о темпе.

5.Тембр, какие голоса мы услышали?

6.Что напоминала мелодия этого произведения

7.Можно ли изобразить прослушанное произведение.

Регулятивные: работая по алгоритму, сверят свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.

Метапредметные: умение планировать сотрудничество со сверстниками, овладение навыками интонационно-образного анализа, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные: самостоятельно определять тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра; знать и понимать народные музыкальные традиции родного края, смысл понятия: музыка в народном стиле.

Личностные: самовыражение в музыкальном творчестве; развитие музыкально-эстетического вкуса.

5.Первичное закрепление.

Цель этапа:

Усвоение учащимися знаний о произведениях искусства

Задание: заполни таблицу (раздаточный материал – приложение 1).

 

Проверка заданий.

 

Метапредметные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Предметные: использование необходимых средств музыкальной выразительности, соответствие характера и образа музыки.

Личностные: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, осознание своей национальной принадлежности.

6. Самостоятельная работа с элементом финансовой грамотности

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания.

В тексте найти слова, которые относятся к финансовой грамотности.

В годы Второй мировой войны эмигрант Рахманинов дал в США несколько концертов. Весь денежный сбор от них он направил в Фонд обороны СССР. Крупный валютный перевод сопровождался следующими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

До Победы Сергей Васильевич, увы, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-Хиллз (что в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.

На протяжении всей своей жизни в Америке Рахманинов очень щедро помогал деньгами другим русским эмигрантам. Самый известный случай – это банковский чек на сумму 5000$ для выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского. Для того времени это были гигантские деньги. Сам Сикорский для удержания своей фирмы на плаву изначально запрашивал всего одну тысячу. Если бы Сергей Рахманинов не вложил свои личные деньги в авиационную компанию, стоявшую на пороге банкротства, то неизвестно как бы вообще сложилась дальнейшая судьба Игоря Сикорского.

Запись слов в тетради.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Предметные: решение финансовой задачи;

использование опыта работы со средствами ИЗО при выполнении задания.

7. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни «Россия».

Цель этапа: исполнение произведения.

Исполним песню.

Анализ характера исполнения песни.

 

Предметные: осознание правильной певческой позиции при вокально-хоровой работе, использование музыкальных образов в исполнении музыки.

Метапредметные: исполнение произведения в соответствии со своим мнением.

Личностные: наличие мотивации к творческому исполнению песни.

8.Итог.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей деятельности.

- Композитор с творчеством, которого мы сегодня познакомились? (ответы детей)

- Как называется романс С.В.Рахманинова который сегодня звучал на уроке?

- Под впечатление чего Сергей Васильевич создал это романс? 

- Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой?

- Музыкальный образ романса? (лирический)

- Особенность лирического образа данного романса? (волнение человека и образ безмятежной природы)

Ответы детей.

Личностные: формирование установки на положительный результат.

Метапредметные: контроль, осознание усвоенного.

9.Домашнее задание

Цель этапа: самостоятельное закрепление темы урока.

 

Изобразить прослушанное произведение.

Прочитать отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Сирень», послушать романс.

(по выбору)

 

Открывают тетрадь, отмечают задания.

Личностные:

понимание связи между результатом и его применением.

10.Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Спасибо за работу, сотрудничество и творчество.

При выходе из класса прошу отметить на «Листе самооценки»:

Получил удовольствие…

Ничего не понял…

Удивился…

Узнал что-то новое…

Научился…

Расстроился…

До новых встреч!

 

Метапредметные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение и самооценка, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

 

 

 






































































































































































































































































































 

Использовался материал: 

1. https://multiurok.ru/files/unosi-moio-sierdtsie-v-zvieniashchuiu-dal-otkrytyi-urok-po-muzykie-v-6-m-klassie.html

 Приложение 1. 

Название произведения

«Сирень»

жанр

 

композитор

 

характер

 

лад

 

динамика

 

музыкальная форма

 

голос

 

инструментальное сопровождение

 

 

 



 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР