Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6402782
Статья «Развитие инновационной технологии ТРИЗ на уроках изобразительного искусства»
Содержание - ИЗО, МХК, музыка
12.01.2022 08:23

Шубина Ольга Андреевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ № 46» г. Братска Иркутской области.
В уроках изобразительного искусства с использованием технологии ТРИЗ содержит в себе огромный пласт практических действий, требующих особую творческую обработку с новой подачей материала. Учитель изобразительного искусства, готовясь к урокам решает непростые задачи, подготавливая материал. Так исторически сложилось, что творческий человек сумеет поставить перед собой новую смелую задачу, использовать свой опыт, опыт других педагогов и на основе совместных данных, разработать новый вид урока, использовать новую технологию или «перекроить» настолько смысл темы, что многое станет доступным и увлекательным ученику на уроке. Технология используется для 5 – 8 классов.


Статья на тему: «Развитие инновационной технологии ТРИЗ на уроках изобразительного искусства» 

ТРИЗ технология мною активно используется в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества ученика, который вместе с учителем начинает творить, созидать и преобразовывать то, что недавно казалось непостижимым, недосягаемым и даже невозможным.

В технологии ТРИЗ есть некая свобода в создании новой формы, новых действий, принятия новых решений. Она дает определенную смелость, придает особый азарт, некий драйв и учителю, и ученику. Роль учителя в данной технологии – это роль «новатора и толкателя». От учителя может исходить идея, задача, направление, обстоятельства и мн. другое, чтобы побудить учащегося «подключиться» в творческий процесс, завести свои тайные резервы, продемонстрировать неординарное мышление и создать свой микро- мир из своих представлений, из совокупности набранных знаний за определенный период жизни и уровня обученности на данный момент, из фантазийных образов. На моих предметах будет недостаточным, если ученик данную технологию представит в повествовательной форме. В уроках изобразительного искусства с использованием технологии ТРИЗ содержит в себе огромный пласт практических действий, требующих особую творческую обработку с новой подачей материала.

Учитель изобразительного искусства, готовясь к урокам решает непростые задачи, подготавливая материал. Так исторически сложилось, что творческий человек сумеет поставить перед собой новую смелую задачу, использовать свой опыт, опыт других педагогов и на основе совместных данных, разработать новый вид урока, использовать новую технологию или «перекроить» настолько смысл темы, что многое станет доступным и увлекательным ученику на уроке. Согласна, что обязательно надо сохранять академические правила при разработке методического материала, используемого на уроках, но элементы ТРИЗ педагогики смогут «освежить» этот материал, а ученика заставят перепрограммироваться в исследователя, в архитектора, в ученого, в писателя, в дизайнера.

Хочу привести несколько примеров из своей практики. Народный промысел, изучаемый в 5 классе на уроках ИЗО в школьной программе далеко не из легких. Роспись как таковая не может быть усвоена учениками на должном уровне, если ребенок будет получать знания и навыки, только находясь на уроке. Понятно, что программа и не нацелена на возможность практических занятий по изучению письма того или иного вида росписи. Передо мной встала задача, а как провести творческий час, чтобы ребенок получил удовольствие от выполненной работы и побыл народным мастером несколько минут, изучая определенный вид народного искусства. Шикарная Городецкая роспись, состоящая из ярких цветных пятен купав и розан в композиции узора, может быть недоступной ученику пятикласснику при выполнении творческой работы по ряду причин. На изучение каждого вида народного промысла отводится по 1 часу, на котором учителю надо, и рассказать об этом промысле, и показать презентацию, познакомить с изделиями, да еще в оставшееся время выполнить практическую работу. Если постоянно бросать работу незавершенной к концу урока, ученик так и привыкнет не доделывать практические и творческие задания. Для закрепления знаний и для получения удовольствия от урока, на котором происходит самотворение учеником конкретной работы на конкретную тему, я и подключила ТРИЗ технологию в помощь учителю и ученику.

Предложила детям выполнить не роспись, а взять сюжетную линию этого промысла и преобразовать в аппликацию. Еще есть новое смелое предложение – это на цветных отсканированных композициях того же Городецкого узора, нанести точечную роспись акриловыми красками. Здесь тоже есть затруднение. Тюбиков с акриловой краской недостаточно на всех учеников, их только столько, сколько учеников в классе и у всех по одному отличительному цвету. Решаю задачу следующим образом – раздаю на две парты четыре тюбика в контрастной или нюансной гамме. Четыре ученика меняются тюбиками в процессе выполнения точечной росписи, при этом сохраняется творческая обстановка и дисциплина на уроке. Дети любят эксперименты, предложенные учителем, но иногда предлагают свои, причем не менее увлекательные и оригинальные.

Ученики, увидев набор морских отшлифованных водой небольших камней, который попал ко мне от родителей школы, спросили меня о том, а что с ними можно сделать? Подумали вместе и решили на первом этапе просто раскрасить их. На дополнительных занятиях по ИЗО мы с учениками так и поступили. Обезжирили камушки, покрыли со всех сторон акриловой краской, просушили и получился яркий набор «цветного настроения». Я обратилась к ученикам с предложением - выполнить макет монумента к 23 Февраля и работу отправить на конкурс. Начертили эскиз монумента, собрали его из картона, который взяли из бросового материала (коробок из-под конфет), поместили мини монумент на платформу, сделанную из того же картона. Покрыли платформу зеленым фетром и вокруг монумента посадили на горячий клей разноцветные камушки. Работа на поселковой выставке-конкурсе заняла высокое призовое место. Казалось бы как от простых морских - никому не нужных - камней может получится выигрышный проект. Все потому, что, решая задачу за задачей, выстраивая логическую цепочку поэтапного решения проблемы, пришли совместно к полезности и применяемости ненужного в нужное. ТРИЗ технология сделала свое доброе дело – в трансформации от бездействия до активного творческого процесса – воплощения мечты, идеи, путем решения нескольких задач, с приложением коллективного труда и «шевеления» мозгов.

Очень интересным по моему мнению и мнению ребят получился урок в 8 классе, используя ТРИЗ технологию, по теме: «Орфизм». Орфизм - это модернистическое течение в искусстве. Изобрёл его Робер Делоне. Характерные черты орфизма — концентрические круги и диски контрастных цветов, создающие ощущение движения и ритма. Орфистские картины написаны либо на плоскости, либо представляют собой пересечение разных плоскостей. На уроке, я знакомлю с творчеством художника, рассматриваем и другие «течения» модернизма, Ребятам нужно придумать свою картину используя правила, приёмы орфизма. Определить цветовое решение – это одно из главных задач т.к. используются основные цвета. Учитывая возрастные особенности, дети справились с задачей урока и представили очень интересные рисунки, с разными названиями.

При изучении темы: «Линия и ее выразительные возможности» на уроках ИЗО в 6 классе я даю детям несколько заданий. Одно из них состоит в том, чтобы из бессмысленных черточек, разно фигурных линий ученики могли создать что-то конкретное. Разрешается ученикам, работая карандашами, пастелью или цветными мелками, не только продлевать эти линии, но и наполнять композицию по смыслу новыми формами, создавая единую сюжетную линию. Начинается «мозговой штурм» для учащихся. Появляются, а точнее сказать, «проявляются» на альбомных листах из-под карандашного следа, оставленных учеником дома, деревья, птицы, водоемы. Из первоначально сомнительной композиции, идет превращение «каляк-маляк» в определенный сюжет под названием «пейзаж». У другого ученика может получиться натюрморт из ваз, букетов и бабочек. Кто-то рассмотрел в начале творческого пути намек на космическую тему. О, сколько разных образов может возникнуть в таком творчестве, где, словно над картиной рассеивается туман и выплывают перед зрителем осмысленные сюжетные композиции. Такой вид работы мне напоминает дорогу с крутыми поворотами, когда тебе рисуются новые виды, еще чего-то скрытого от тебя холмом или зеленым лесным массивом, но ты желаешь скорее увидеть тот придуманный тобою вид за поворотом. Каждый видит свою картину, свой придуманный мир. ТРИЗ технология позволила раскрепостить детей, работая над таким заданием, главное, что у детей не было страха чистого листа, а были конкретные зацепки и привязки от которых каждый смог «оттолкнуться».

К этой же теме «Линия и ее выразительные возможности» я составила методическую разработку «Графическое декорирование в прикладной композиции». Детям раздаются только силуэтные очертания любых образов: от цветов до человечков, от листочков до деревьев и мн. др.. Необходимо каким-то образом продекорировать эти формы, превратить их в стилизованную графическую композицию, используя линию, точку и пятно. Предварительно стоит задача - это создание новых форм линий, используя тетрадный лист в клеточку, так как там есть сетка из тонких линий и там удобно работать, придерживаясь и цепляясь карандашом или гелевой ручкой за уголки сетки. ТРИЗ технология «накрывает» творящего с головой. Вот вам линия с узелками, вот линия-волна, еще линия-петелька, линия-завиток… Увлекательное задание, потому что линия начинает оживать у детей из-под глеевой ручки. Да она уже не одна, а их уже много, очень много этих линий. Становится трудно дать им название, так как разнообразные линии удваиваются, переплетаются, завязываются и закручиваются, утолщаются, сбегаются, затихают и убегают. Наигравшись с линиями, разогрев руку и мозги, ученики приступают к более серьезной работе, когда симметрично надо задекорировать лист, яблоко, бабочку, матрешку гелевой пастой черного цвета гибкими линиями по разработанной самостоятельно форме или ряда форм линий, нанизывая их на разбивочные бордюрные полосы. Зная секрет работы линий, которые можно применить в прикладной композиции, учащиеся начинают самостоятельно для себя в такой манере декоративно оформлять рамки для фотографий, подарочные открытки, альбомы и т. д.

ТРИЗ технология пронизывает все творческое поле на моих уроках. Благодаря этой технологии, дети часто участвуют в различных конкурсах и становятся победителями, готовят различные проекты и изделия, решают неординарные задачи и гордятся своими достижениями. Точечная живопись, мозаичная живопись, нетрадиционные техники рисования, неформальная композиция – все требуется вмешательство ТРИЗ технологии, там она и существует.

Когда спрашивают у меня, где я использую ТРИЗ технологию - скажу так, что это совокупная деятельность, где обучение, решение головоломок, поиск выхода из ситуации, нахождение или решение изобретательных задач и составляют основу моих предметов, опираясь на ТРИЗ технологию, базируясь на ее подходах и направлениях в учебном пространстве.

Для чего нужны эти ТРИЗ технологии, чем они интересны и какая польза от них? В защиту ТРИЗ технологии хочу сказать много доброго. Может за высокопарными философскими высказываниями в адрес этой технологии мало просматривается ее полезность в практическом плане, но это далеко не так. Во-первых, воспитывается воля, формируется характер человека со школьной скамьи, лишая его трусости и неуверенности. Заставляет трудиться и умственно и физически, даже закостенелого «тунеядца». Данная технология полна сюрпризов и находок, стоит только углубиться в нее, но тут будет уместна народная мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». ТРИЗ технология пронизывает все творческое поле на уроках изобразительной деятельности, а значит, есть запрос на эту технологию, и есть качественный результат.

 

Используемая литература:

1.Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать (1994 г.)

2.Гин С.И. Мир фантазии (2006 г.) — 125 стр.

3.Гин А.А. Приемы педагогической техники (1999 г.) — 112 стр.

4.Гин А.А. ТРИЗ педагогика (2015 г.)

5.Петров, В. М. Думай иначе. Креативное мышление / Владимир Петров. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2020. — 123 с.


alt