Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5294558
Исследовательская работа «Состояние вооруженных сил Российской Империи как одна из причин её поражения в Первой мировой войне»
Содержание - История, обществознание, право
08.10.2020 06:35

Никольская Ирина Владимировна, преподаватель истории, ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж, г. Вичуга, Ивановской области.
В работе исследуются проблемы экономического, военно-политического и стратегического характера, приведшие к ухудшению боеспособности русской армии в ходе Первой мировой войны. Работа содержит анализ военных операций, выводы о состоянии русской армии в начале военных действий и в конце войны, вскрывает причины неудач.

 


 

ИССЛЕДОВАНИЕ (ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА) по учебной дисциплине: ОУД.05 История

на тему: «Состояние вооруженных сил Российской Империи как одна из причин её поражения в Первой мировой войне»

 

ВВЕДЕНИЕ

            Первая Мировая Война стала опустошающей для Российской Империи и несла пагубные последствия для образовавшегося СССР. Несмотря на высокий моральный дух армии в начале войны, серию побед в первое время и некоторое количество талантливых полководцев, а также факт того, что Германия позднее оказалась проигравшей стороной, Россия понесла большие потери и была вынуждена, в дальнейшем, подписать сепаратный мир. Это лишило её возможности участвовать в подписании мирного договора в Париже, по сути лишь потеряв в этой войне часть территорий и месторождений и не получив компенсаций.

            Цель моей исследовательской работы–проанализировать разложение вооруженных сил Российской Империи и выяснить, какие факторы повлияли на резкое снижение их боеспособности.

            Объектом исследования является состояние вооруженных сил Российской Империи, а предметом – её причины.

В основу исследования была заложена следующая гипотеза: фактическое поражение в Первой мировой войне было обусловлено недостаточным вниманием Ставки к оснащению армии и неверным тактическим оценкам побед и поражений.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи исследования:

1.Изучить документальную, статистическую и биографическую литературу по взятому событию.

2.Проанализировать действия полевого командования и Ставки.

3.Выявить проблемы в поставках снаряжения и подкреплений, узнать причины.

4.Выявить причины падения морального духа солдат.

5.Проанализировать развитие военной промышленности в те года.

            Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении знаний о причинах поражения российской армии в Первой Мировой Войне.

            Практическая значимость исследования заключается в использовании информации на уроках истории и помощи студентам в самообразовании.

ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И РЕФОРМЫ

            В 1913 г. была разработана Большая программа усиления армии. Проект включал в себя увеличение производства артиллерийских орудий и обеспечение ими пехотных дивизий. По итогам Большой программы, российская армия должна была насчитывать 8358 орудий в военное время. Рассчитывалось завершить обеспечение армии к 1918 году. Утверждена программа была лишь в 1914 году, предоставив Германии повод к ускорению в решении о начале войны. Запоздалое предложение и принятие программы послужило причиной её довершения уже во время военных действий, в неблагоприятных для военной промышленности условиях.

Незадолго до начала войны были сформированы авиаотряды и химические команды. Проблема состояла в производстве хлора:

1.Завод с собственниками союзной Франции не поставлял химию в требуемом контрактами количестве и не предоставлял военным власти над производством.

2.В Российской Империи не было базы для постройки собственного производства хлора, фосгена и хлорпикрина. Техническая отсталость привела к затянувшимся строительствам новых заводов.

3.Не было достигнуто консенсуса с финляндскими властями об организации больших химических заводов.

            Военная промышленность работала на полную мощность, но вскоре ресурсы исчерпались. Стояла острая нехватка топлива и металла. Были предприняты попытки мобилизации всей промышленности, но они не принесли желаемого успеха. Позднее ситуацию усугубила оккупация промышленных районов в Польше и Балтике – она привела к спаду промышленного производства на 20%.

           Финансовые затраты на ведение войны привели к увеличению налогов и числа внутренних займов. В стране началась инфляция: бумажные деньги покрывались золотым запасом лишь на 15%; цены на товары общего потребления увеличились в 4-5 раз.

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ

Начало войны ознаменовалось поднятием патриотизма. Минимум уклонистов, около 96% военнообязанных добровольно явились в призывные пункты. Этому поспособствовало несколько факторов:

1.Германия объявила войну первой. Это дало солдатам право считать себя “освободителями” и отвечающими на агрессию враждебного государства.

2.Многие хотели помочь братскому народу Сербии, угнетаемому Австро-Венгрией.

3.Солдаты и офицеры воспитывались под лозунгом «За веру, царя и Отечество».

            Не последнюю роль в поддержании морального духа играли военные священники. Они жили и шли в атаку вместе с солдатами, проводили духовные беседы и своим примером вдохновляли на подвиги. Это подтверждают записки генерала Брусилова: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах, шли с воинами, ободряли робких простым Евангельским словом и поведением».

            Но патриотизм не продержался долго. Со временем, на бойцов начинала сказываться усталость, недостаток вооружения и боеприпасов. Последующие призывы сталкивались с раненными и изнуренными товарищами, после чего резко сократилось число добровольцев. Вот что было написано об этом в “Воспоминаниях и размышлениях” Г.К. Жукова: «От раненых мы многое узнали, и в первую очередь то, что наши войска очень плохо вооружены… Среди солдат нарастало недовольство, особенно когда приходили письма из дому, сообщавшие о голоде и страшной разрухе».

            За период первых сражений в ПМВ понесли большие потери офицерские и унтер-офицерские ряды. Пришлось в спешке пополнять их некачественными кадрами, которые, зачастую, относились к солдатам презрительно. Этот также феномен отмечен в мемуарах Жукова: «Что было наиболее характерным для старой царской армии? Прежде всего, отсутствие общности и единства между солдатской массой и офицерским составом».

            В дальнейшем, ситуация лишь усугублялась. Из-за неудач на фронте среди простых солдат ходили слухи, что Высшее командование занято немцами и изменниками. К 1916 году начались тайные обсуждения забастовки в Петрограде и деятельности большевиков – зачастую, в позитивном ключе.

            Упадок морального духа, на который не было отведено достаточного количества внимания, в дальнейшем оказал большое влияние на революцию и на выход Российской Империи из войны. Солдаты не понимали, за что они сражались, не были обеспечены и гибли из-за неверных решений высшего офицерства. Это привело к отсутствию военной поддержки у Николая II.

ВООРУЖЕНИЕ АРМИИ

            По военным технологиям Российская Империя уступала разве что Германии. За сравнительно короткий период на вооружение были приняты такие передовые образцы как:

 

1.Винтовка Мосина. Ничем не уступала оружию других стран, но произведенного количества не хватало армии. Впоследствии, правительство начало закупать винтовки «Арисака» и «Винчестер», а тыловым частям выдавали устаревшие однозарядные винтовки Бердана.

2.Пулемёт «Максим» 7,62. Поставлялся также и другим странам, в различных модификациях.

3.Револьвер «Наган».

            Несмотря на техническую развитость вооружения, российская армия столкнулась с таким понятием как «оружейный голод». Дело в том, что правительство надеялось на зарубежные поставки, а увеличение уровня местного производства до необходимых для войны масштабов планировалось закончить лишь к 1918 году. По мнению генерал-лейтенанта Николая Николаевича Головина, «35% потребности в винтовках так и не было покрыто», считая и военные закупки, и производство, и трофейное оружие.

            Другой причиной можно также считать надежды в верхах на быструю маневренную войну, из чего и вытекают проблемы с запасами оружия и боеприпасов.

ТАКТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ВЫСШЕГО КОМАНДОВАНИЯ

            Как и Российская Империя, Германия надеялась на быстрое окончание войны (3-4 месяца). Планы их разрушило массированное наступление русских армий.

            Началось всё с Восточно-Прусской операции. В ходе ее 1-я армия под командованием генерала П. К. Ренненкампфа и 2-я армия под командованием генерала А. В. Самсонова обходят Мазурские озера и пытаются отрезать немецкие войска от Кёнигсберга и Вислы. Итоги сражений были не идеальными, но удовлетворительными:

1.17 августа 1914 года 1-ая армия под командованием Ренненкампфа пересекла российско-германскую границу и вступила в бой. У армии отсутствовала координация, из-за чего та понесла большие потери, хоть и смогла захватить Шталлупёнен.

2.19 августа 1914 года Ренненкампф возобновил наступление, но у Каушена кавалерия натолкнулась на немецкую ландверную бригаду и попала под плотный артиллерийский обстрел. Немцы отступили, но из-за больших потерь пришлось отступать и русской армии.

            Гумбинен-Гольдапское сражение 20 августа 1914 года тоже можно считать сомнительным успехом: оно было выиграно ценой больших потерь. Не оценив масштаб успеха, армия Ренненкампфа отказалась от преследования отступающих сил противника, оставив личный состав отдыхать. Затем между 1-ой и 2-ой (под предводительством генерала Самсонова) армиями образуется разрыв; немцы пользуются этим допущением и уничтожили 2-ую армию, захватив в плен командующего.

Это сражение, понесшее колоссальные потери для русской армии, имело пользу только для союзников на Западном фронте: немцам пришлось перебросить большое количество сил на восток, что стало одной из причин поражения наступления на Париж.

            Подводя промежуточный итог, можно сказать, что такие сильные просчеты в стратегии и тактике были обусловлены отсутствием у Ставки знаний о реальном положении вещей. Отсюда проистекают противоречивые приказы (отказ в усилении 2-ой армии, например) и неверные маневры(разобщение 1-ой и 2-ой армий).

            Совместная Галицийская операция 3-ей, 4-ой, 5-ой, 8-ой и 9-ой армий под командованием генерала Иванова, длившаяся с 10 августа по 11 сентября 1914 года, стала для Восточного фронта первой серьёзной победой. Войска продвинулись на 280-300 км, заняв Галицию и Львов. Австрийские войска отступают.

            Бои в Польше (сентябрь-ноябрь 1914 г.) хоть и не оправдали надежды на успешность попыток продвинуться вглубь территорий в Германии, всё же заставили немецкие войска отступить.

            Лодзинское сражение также ознаменовалось успехом российской армии. Гинденбург не рассчитал силы для наступления, и в итоге окружение Лодзи закончилось отступлением, когда немецкая группировка сама оказалась под угрозой окружения. Однако, атака Гинденбурга сорвала ноябрьское наступление: после него истощенным армиям не хватало боезапаса для продолжения продвижения.

            В 1915 году приоритеты Германии изменились в связи с повышенной активностью на Восточном фронте. Отказавшись от обороны, немцы сменили курс на наступление.

            Начался 1915 год с Карпатской операции, в ходе которой обе армии понесли большие потери. Наступление русской армии провалилось, но ни одна из сторон не добилась стратегического преимущества.

         Горлицкий прорыв стал крупным поражением для российской армии. Командующий фронтом Иванов предполагал, что основной линией наступления немцев являются Карпаты, а в Горлице они проводят отвлекающие маневры. Тем не менее, командующий армией под Горлицей Радко-Дмитриев не озаботился подготовкой, хоть и видел подготовку австро-венгерских войск к прорыву русского фронта. Поражение свело на нет успехи 1914 года и поставило угрозу вторжения вражеской группировки вглубь российской территории. Главнокомандующим становится Николай II, сместив великого князя Николая Николаевича на Кавказский фронт.

            Осенью началось великое отступление российских войск из Варшавского выступа и Галиции. С большими потерями Германия заставила их покинуть Польшу, Литву и Галицию, но полный разгром вооруженных сил России, всё же, не состоялся.

            К началу 1916 года, после давления со стороны союзников, была предпринята попытка ослабить натиск германской армии на Верден, названная Нарочской операцией. Ввиду нехватки боеприпасов и плохой организации, она стала провальной. К началу весны наступление было прекращено.

            Барановичская операция под командованием российского генерала Эверта также с треском провалилась. У армии, казалось, были все условия: 3 месяца на подготовку, численное превосходство и перевес в количестве артиллерийских орудий. Но плохая артподготовка и недостаточная разведка укреплений стали причинами для ужасных потерь, отсутствию фактического выполнения поставленных задач и усилению антивоенных настроений в рядах армии.

            После таких чудовищных поражений, Брусиловский прорыв (июнь – конец сентября 1916 года) стал самым крупным успехом на Восточном фронте. «…С 22 мая по 30 июля вверенными мне армиями было взято всего 8255 офицеров, 370 153 солдата; 490 орудий, 144 пулемета и 367 бомбометов и минометов; около 400 зарядных ящиков; около 100 прожекторов и громадное количество винтовок, патронов, снарядов и разной другой военной добычи. К этому времени закончилась операция армий Юго-Западного фронта по овладению зимней, чрезвычайно укрепленной неприятельской позицией, считавшейся нашими врагами, безусловно, неприступной» - писал сам Брусилов в своих воспоминаниях. Однако, она была незаслуженно проигнорирована. Вот что пишет Брусилов об этом: «Никаких стратегических результатов эта операция не дала, да и дать не могла, ибо решение военного совета 1 апреля ни в какой мере выполнено не было. Западный фронт главного удара так и не нанёс, а Северный фронт имел своим девизом знакомое нам с японской войны “терпение, терпение и терпение”. Ставка, по моему убеждению, ни в какой мере не выполнила своего назначения управлять всей русской вооружённой силой. Грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена».

            Тем не менее, прорыв стал важным событием для Антанты – он вынудил Германию рассредоточить силы между Восточным и Западным фронтом, а его успех окончательно убедил Румынию вступить в войну на стороне союза.

            1917 год начался с Митавской наступательной операции русских. Несмотря на небольшой успех, проблемы в руководстве (в частности – игнорирование запросов на подкрепление) не дали его развить.

            Июньское наступление стало последним наступлением российской армии в Первой Мировой. Операция имело образцовое планирование со стороны Временного правительства, но она потерпела крах из-за окончательной потери морального духа у солдат.

            Подводя итоги, можно сказать, что Ставка, как и большинство русских генералов, принимала неоднозначные решения, не брала во внимание нарастающее недовольства в армии и не давала ходу успешным операциям. Временное правительство же приняло под командование не способные к дальнейшей войне войска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Как показывают различные исторические источники, причины поражения Российской Империи в Первой Мировой Войне обширны и многогранны. Недостаточное снаряжение, провальные кровопролитные операции и прочие факторы в итоге породили полный упадок морального духа у армии, что окончательно обрушило шансы на хоть какую-либо победу.

            В результате исследования подтвердилась гипотеза: с неверных решений Ставки проблемы Российской Империи скапливались комом.

Данное исследование не претендует на предельную полноту рассматриваемой проблемы и предполагает лишь поверхностный анализ ситуации.

 

Список литературы

 

1.Жуков Г. К. Воспоминания и размышления, Том I – М., 1969

2.Головин Н. Н. Военные усилия России в Первой мировой войне – 1939

3.Дневники императора Николая II, Том II – М., 2013

4.Фомин В. А. Морально-психологическое состояние войск русской армии в годы Первой мировой войны

5.Брусилов А. А. Мои воспоминания М., 1983

6.Свободная энциклопедия Wikipedia

 

Паспорт проекта 

Название проекта

Исследование по учебной дисциплине: ОУД.05 История

Автор проекта (ФИО, профессия (специальность, курс, номер учебной группы)

Якубовская Валерия, студентка 2 курса, группы № 13 по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Руководитель проекта (ФИО, преподаваемая дисциплина)

Никольская И.В., преподаватель истории

Координаты

 

Организация

ОГБПОУ Вичугский многопрофильный колледж

Срок реализации проекта

2 курс 2018-2019 учебный год

Тема проекта

«Состояние вооруженных сил Российской Империи как одна из причин её поражения в Первой Мировой войне»

Краткая аннотация

В работе исследуются проблемы экономического, военно-политического и стратегического характера, приведшие к ухудшению боеспособности русской армии в ходе Первой мировой войны. Работа содержит анализ военных операций, выводы о состоянии русской армии в начале военных действий и в конце войны, вскрывает причины неудач.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Состояние вооруженных сил русской армии в ходе Первой мировой войны, причины военных неудач России.

Основные цели и задачи проекта

Цель исследовательской работы: проанализировать разложение вооруженных сил Российской Империи и выяснить, какие факторы повлияли на резкое снижение их боеспособности.

            Объектом исследования является состояние вооруженных сил Российской Империи, а предметом – её причины.

Задачи исследования:

  1. Изучить документальную, статистическую и биографическую литературу по взятому событию.
  2. Проанализировать действия полевого командования и Ставки.
  3. Выявить проблемы в поставках снаряжения и подкреплений, узнать причины.
  4. Выявить причины падения морального духа солдат.
  5. Проанализировать развитие военной промышленности в те года.

Классификация проекта

информационный        

Результат (продукт)учебного проекта

Исследование

Основные этапы разработки проекта и способы достижения результатов

Подготовительный: определение типа проекта (исследование), составление плана работы, подбор источников, консультации с научным руководителем.

Проектировочный: разработка плана-схемы, построение конкретного плана деятельности по реализации проекта, создание технологической карты учебного проекта.

Аналитический: оформление паспорта проекта. Обобщение информации, выводы.

Контрольно-корректировочный: подготовка материала выступления, оформление тезисов, анализ успехов и ошибок, исправление недочётов работы и ошибок.

Заключительный: защита работы, выступление перед аудиторией.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления, Том I – М., 1969
  2. Головин Н. Н. Военные усилия России в Первой мировой войне – 1939
  3. Дневники императора Николая II, Том II – М., 2013
  4. Фомин В. А. Морально-психологическое состояние войск русской армии в годы Первой мировой войны
  5. Брусилов А. А. Мои воспоминания М., 1983
  6. Свободная энциклопедия Wikipedia.

Информация об организациях – инвесторах и или физических лицах, участвующих в финансировании проекта: отсутствует.

Формы представления результатов проекта: выступление перед аудиторией.

 

Технологическая карта (дневник) учебного проекта

Формулировка проблемы

Военные неудачи России в ходе Первой мировой войны.

Тип(ы) учебного проекта

Исследование

Цель учебного проекта

Цель исследовательской работы: проанализировать разложение вооруженных сил Российской Империи и выяснить, какие факторы повлияли на резкое снижение их боеспособности.

Тема (название учебного проекта)

«Состояние вооруженных сил Российской Империи как одна из причин её поражения в Первой Мировой войне»

Классификация по различным основаниям

Индивидуальный проект по учебной дисциплине ОУД.05 История.

Планируемый результат

Исследование

Система действий педагога и обучающихся при разработке учебного проекта:

1. Подготовительный: определение типа проекта (исследование), составление плана реферата, подбор источников, консультации с научным руководителем.

2. Проектировочный: разработка плана-схемы, построение конкретного плана деятельности по реализации проекта, создание технологической карты учебного проекта.

3. Аналитический: оформление паспорта проекта. Обобщение информации, выводы.

4. Контрольно-корректировочный: подготовка материала выступления, оформление тезисов, анализ успехов и ошибок, исправление недочётов работы и ошибок.

5. Заключительный: защита работы, выступление перед аудиторией.

(заполняется на основе разработанных таблиц этапов разработки проекта)

Форма представления результата (продукта)

Выступление перед аудиторией.