Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5294616
Конспект внеклассного мероприятия «Все для фронта, все для победы» (на основе краеведческого материала с использованием бригадной формы работы).
Содержание - История, обществознание, право
27.08.2020 07:28

Наумова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ № 41" города Ульяновска. 
Мероприятие предназначено для учащихся 7-11 классов с целью на основе краеведческого материала gознакомить ребят с трудностями, которые жители нашей страны переживали в годы войны, с примерами героизма тружеников тыла. Способствовать воспитанию патриотизма и гордости за наш народ.

 


 

Внеклассное мероприятие «Все для фронта, все для победы»

(на основе краеведческого материала с использованием бригадной формы работы).

Цели: охарактеризовать, какое положение занимал г. Ульяновск в годы Великой Отечественной войны, подчеркнуть, как жители города встретили известие о начале войны, какие чувства и качества характера это событие пробудило в сердцах людей, познакомить с тем, какие задачи решали труженики тыла в годы войны и осветить вклад жителей нашего города в победу над врагом, познакомиться с примерами героизма наших земляков на трудовом фронте.

Задачи: Учить умению работать с различными источниками для отбора материала по предложенной теме, умению планировать свою работу, делать выводы, обобщения, умению применять полученные знания на практике. Учить умению работать в коллективе, формировать коммуникативные навыки общения.

Подготовка к мероприятию:

1.Класс за 3- 2,5 недели до намеченного урока получает задание: найти материал и подготовить реферат по предложенной теме.

2.Темы рефератов:

А). Как жители города Ульяновска узнали и отреагировали на начало войны с фашистской Германией в первые же дни войны.

Б). Какие проблемы встали перед руководством города в начале войны, в годы войны.

В). Вклад тружеников тыла – наших земляков в разгром врага.

Г). Жизнь детей военного времени.

3. Подготовить выставку плакатов времен войны («Наши силы неисчислимы», «Родина – мать зовет!», «Ты   чем помог фронту?», «Не болтай!» и др.

4. Подготовить выставку литературы, использованной для написания рефератов и по теме «Наш край в годы войны»

Оформление класса:

1.Карта «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы».

2.Таблички на столы с названиями участников мероприятия: «Жители военного города», «Дети военного времени», «Руководители города», «Героические труженики тыла», «Очевидцы событий. (Приглашенные ветераны)».

3.Плакаты времен войны.

Ход мероприятия.

Класс разбит на группы в соответствии с выбранной темой реферата, каждая группа занимает отведенный ей стол.

Слово учителя: «Когда враг 22 июня 1941 года напал на наше государство, его территория на годы войны как бы разделилась на три части: зона фашисткой оккупации, фашистский тыл; зона ведения боевых действий и советский тыл, куда фашистские войска не дошли. (Показ по карте).

Вопрос участникам: «Как вы думаете, в какой части страны находился наш город Ульяновск в годы войны?»

Слово учителя: «Действительно, на территории нашего города не гремели вражеские взрывы, эту землю не топтали сапоги вражеских воинов, но и наш край почувствовал на себе все тяготы военного времени, как и сотни тысяч советских людей, трудившихся в тылу под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»

Перед тружениками тыла стояли очень важные задачи, от решения которых также в немалой степени зависела победа над врагами. (Показать на экране).

Задачи, стоящие перед тружениками советского тыла в годы Великой Отечественной войны.

1.Помощь фронту (материальная и моральная).

2.Размещение на своей территории эвакуированных из западных районов страны промышленных предприятий.

3.Наладка оборудования на эвакуированных предприятиях и выпуск на них военной продукции.

4.Перевод на выпуск военной продукции имеющихся местных заводов.

Слово учителя. На сегодняшнем мероприятии нам предстоит выяснить, какой вклад в разгром врага внесли жители нашего города, в чем этот вклад заключался, насколько он был весомым. Слово представляется гостям мероприятия. Перед нами выступают со своими воспоминаниями «жители города».

Выступают представители группы «жители города». Они рассказывают о том, как известие о начале войны было встречено в нашем городе, о митинге в парке им Свердлова в первый день войны, о мобилизации в ряды действующей армии, о записи добровольцев на фронт. Приводят слова доктора Сурова, именем которого названа одна из улиц района авиастроителей: «Все готов отдать для победы над врагом!» Ребята рассказывают о том, как встретили известие о начале войны рабочие завода им. Володарского, как отреагировали на это трагическое событие.

Слово учителя: «Очень популярным на фронте и в тылу в военные годы было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Его прочитает ученица класса.

Слово учителя: Это стихотворение хорошо передавало желание людей того времени, а оно было одно, главное для всех – скорей бы дожить до Победы. Но каждый понимал, приблизить ее можно, лишь огромным трудом, огромным напряжением сил всех граждан страны. Большие проблемы встали в начале войны и перед руководителями города, о чем нам расскажут представители группы «руководители города». Ребята рассказывают о том, что Ульяновск по решению правительства стал центром размещения нескольких эвакуированных предприятий, увеличилось население города, остро стояла проблема расселения прибывших рабочих, проблема электроснабжения, снабжения питьевой водой, о том, как эти проблемы решались.

Слово учителя: «Наладить производство – это еще полдела, необходимо было на отлаженных станках вести постоянный выпуск военной продукции для фронта. Действительно ли можно говорить о подвигах тружеников тыла в годы войны, в чем он заключался? Слово ребятам из группы «труженики тыла». Они рассказывают о том, какую военную продукцию выпускали предприятия города в годы войны, о движении «фронтовых бригад», движении «двухсотников», о подвигах женщин тружениц, о рационализаторах.

Показываем на экране документ того времени. «Справка отдела промышленности секретарю обкома ВКП(б) области об итогах работы предприятий области в годы войны.»

Вопрос классу: « Скажите, используя таблицу, сколько времени в основном тратилось на пуск эвакуированного предприятия? (2-3 месяца в среднем).

«Справка отдела промышленности секретарю обкома ВКП(б) области об итогах работы предприятий области в годы войны».

За годы Отечественной воины предприятия области изготовили продукции на 3 007 314 тысяч рублей.

В том числе:

а) предприятия металлообрабатывающей и машиностроитель­ной промышленности на 2 044 395 тысяч рублей;

б)  предприятия текстильной промышленности на 164 860 ты­сяч рублей;

в)   предприятия легкой промышленности па 258 319 тысяч руб­лей;

г)   предприятия пищевой промышленности на 200000 тысяч рублей;

д)  предприятия лесной и топл. промышленности 55 225 тысяч рублей;

е)   предприятия общей промышленности 274 515 тысяч руб­лей.

В том числе: за годы Отечественной войны предприятия области изготови­ли следующие номенклатуры;

Завод имени Володарского ...Станки разные — 4006 штук, электромоторы— 1448 шт.

Автозавод и завод малолитражных двигателей     автомашин ЗИС-5 — 7 260 штук, двигателей Л-3/2—19 985 шт, запчастей к автомашинам и двигателям Л-3/2 на сумму 12 326 тыс. руб.

Завод «Контактор» - пускатели типа ПМ-О, ПМЛ, I1M-2 — 108645 штук, автома­тов— 3809 шт., кнопок пусковых—150847 шт., реле— 2834 шт.

Текстильные предприятия - серошинельного сукна — 23890 тыс. метров, мешков для му­комольной промышленности — 8510 тыс. шт.

Легкая промышленность

Швейные фабрики дали — 4 223 тыс. шинелей.., выработано чулочно-носочн. изделий — 13 154 тыс. пар, белья — 2485 тыс. штук, верхнего трикотажа — 174 тыс. штук.

Пищевая промышленность - муки — 497 763 т, крупы — 102 601 т, мяса — 18515 т, колбас^ ных наделим— 1745 т, рыбных изделий— 1677 т, пищевых кон­центратов — 5738 т, консервов (услов. банок)—97 250 банок, махорки — 328 тыс. пачек, спирта — 5320 тыс. декалитров, дек­стрина — 60 т. казеина — 124 т.

Местная и кооперативная промышленность - изготовлено белья — 643 тыс. шт., валеной и кожаной обу­ви—60 тыс. пар, ружейного ремня — 66 тыс. комплектов. 

Слово учителя: «В годы войны часто можно было услышать по радио песню под названием «Землянка», она пользовалась большой популярностью и в тылу, и на фронте, нам ее исполнит вокальная группа. 

(Показ документа на экране). Документ «Из справки облоно отделу школ обкома ВКП(б) – Участие школ в обороне Родины». Вопрос классу: «В чем выражалась по документу помощь фронту детей войны?»

Документ «Из справки облоно отделу школ обкома ВКП(б) – Участие школ в обороне Родины».За время Отечественной войны школами области проведена большая работа по оказанию помощи, как фронту, так и тылу. В 1943-44 гг. на полях колхозов и совхозов работало около 110 000 учащихся и 7250 учителей. Ими заработано '2 800 000 трудодней, в совхозах более 200 000 руб. Обработано с начала посева включительно до убор­ки урожая 200 000 га.

Собрано лекарственного сырья и пищевых растений 347 000 т.

Заготовлено веточного корма 3 500 000 веников. Собрано средств в помощь фронту 2000 000 руб, послано на фронт 20 000 посылок бойцам. Тимуровцами оказана помощь 857 семьям фронтовиков, учащимися проведено 1570 концертов в .госпиталях и учите­лями 24 000 читок и бесед па полевых станах. Школы получили денежные премии — 10000 руб. Зав. облоно Овчинников.

У нас остался пустым стол «Очевидцы событий». Вы ведь понимаете, что таких людей в живых осталось очень мало, но вы теперь представляете, какая тяжелая доля выпала им в жизни. Давайте уважать тех из них, кто живет рядом с нами за их подвиг – жизнь в таких тяжелых условиях не ради себя, ради Победы, ради свободы Родины, в которой мы живем. От имени детей войны выступает приглашенный ветеран.

Подведение итогов мероприятия. Ребята, вы помните какие задачи стояли перед жителями советского тыла в годы войны. (Показ задач вновь на экране). Весомым ли был их вклад в победу над врагом? Посмотрим документ «Из справки обкома ВКП(б) о итогах работы промышленности области в годы войны». Перечислите, пожалуйста, какие отрасли промышленности, какие предприятия помогали фронту? Какие внесли самый большой вклад?

Вы провели неплохую исследовательскую работу, чтобы познакомиться самим и познакомить других, с тем как жил наш город в годы войны и заслужили небольшую, немножко неожиданную награду. Призываю вас, как и к любой награде отнестись к ней с уважением, почтительно. Каждая бригада получает пайку черного хлеба весом 400 грамм – норма для рабочего в годы войны.