Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381873
Методическая разработка урока истории по теме: «Развитие науки в средневековых Индии, Китае, Японии».
Содержание - История, обществознание, право

Иркитова Ольга Владимировна, преподаватель истории Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Таймырский колледж» г. Дудинка, Красноярский край. 
Методическая разработка предназначена для студентов I курса специальности Сестринское дело, преподавателей истории. Учебное занятие, построенное по технологии проблемного обучения, позволяет включать студентов в активную учебную деятельность, развивать логическое мышление и коммуникативные компетенции.


Дата публикации: 12.03.2018


История

Тема урока: Развитие науки в средневековых Индии, Китае, Японии.

Цель: дать знания по средневековой науке Индии, Китая, Японии.

Задачи

1.Образовательные: способствовать формированию системы знаний о средневековой культуре Китая, Индии, Японии, познакомить с памятниками культуры этих цивилизаций.

2.Развивающие: развитие восприятия, внимания, расширение кругозора студентов, продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы. Развитие интереса к культуре, мотивации к учению.

3.Воспитательные: продолжить воспитание нравственных качеств личности студентов, воспитывать чувство патриотизма и позитивного отношения к историческим событиям.

Формирование: ПК.1, ОК .1

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации); эвристические (проблемно – поисковые;); устный и письменный контроль.

В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-предметных:

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

Оборудование: Карточки, презентация, проектор, моноблоки, мультимедийная доска, компьютер.

 

Ход урока.

I. Организационный момент. (3минут)

-Здравствуйте, прошу проверить готовность к уроку.

-Присаживайтесь.

На доске вам предлагаются варианты диагностического целеполагания. Прочитайте внимательно и постарайтесь дополнить действия, которые нам нужно совершать во время учебного занятия: (на доске запись) узнавать, запоминать, понимать, применять, …

-Спасибо, молодцы!

II. Проверка домашнего задания: (20 минут)

-Сейчас нам нужно проверить, как вы запоминали материал предыдущих занятий.

  1. 1.Блиц-опрос по теме «Арабский халифат. Наследие исламского халифата»:

- назовите 5 столпов ислама;

Пять столпов веры

1. Свидетельство веры — Шахада. Свидетельство, о том, что «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».

2. Молитва — Салят (Намаз)

Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3. Выплата очистительного пожертвования — Закят(налог богатых)

Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов.

4. Пост в месяц Рамазан — Ураза

Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамазан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца.

5. Паломничество – Хадж

Паломничество к храму Каабы в Мекке.

- Назовите религиозные течения в исламе;

два враждебных друг другу течения — суннизм и шиизм

- Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира.

-Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

- Мы и сегодня пользуемся созданной арабами алгеброй, а также цифрами, которые арабы не изобрели (а взяли у индийцев), но распространили по миру.

- Ибн Сина (в Европе известный как Авиценна) описал признаки многих болезней и их лечение;

- Омар Хайям создал самый точный из реально используемых календарей, также широко известен как поэт.

III. Самостоятельная работа

1.Найдите в тексте ошибки, исправьте самостоятельно.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на китайский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение IX и X вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

При лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был Аль-Рази (IX век), в литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно

– когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд «Вместилище медицины» в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – «Медицинская книга» в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность - небольшой трактат «Об оспе и кори», в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию (т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина; известен в Европе как Авиценна, 980-1037), таджик по национальности.

Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал. В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его «Князь врачей». Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 - на индийском, многие из них - многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды - легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка - всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им «Канон японской науки» - выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

«Канон» - это целая медицинская энциклопедия. В ней, в пределах знаний того времени, рассматривается все, что относится к здоровью и болезни человека. Сотни лет врачи всех стран учились по этой книге не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины, самому подходу к больному человеку.

Ибн Сина прожил бурную жизнь, полную борьбы, тревог, трудов и славы. Преследования и угрозы, запугивания и тюрьма – ничто не могло заставить его отказаться от своих убеждений.

Ибн Сина не признавал астрологию, считал ее лженаукой, отрицал влияние звезд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения – для этого в те времена требовалась большое мужество. Решающее значение придавал наблюдению и опыту.

В честь Авиценны К. Линней, выдающийся натуралист 18 века, назвал авиценией вечнозеленое растение из рода вербеновых, и это название можно считать символическим, потому что творения Авиценны так же бессмертны, как вечно зелены его листья.

Врачи Арабского Халифата не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.

Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней.

2.Взаимопроверка самостоятельной работы.

3.Назовите имена известных врачей арабского средневековья.

4.Вывод по этапу( читает студент):

По пройденной теме можем сделать следующий вывод.

- Учёные считают, что наука в Средние века в исламском мире имела привилегированное положение. Искусство, литература, письменность, наука развивались под сильнейшим влиянием религиозного и нравственного учения Мухаммеда.

На первых порах оно было терпимо к иноверцам — христианам и иудеям. Открытость раннего ислама позволила усвоить великие культурные традиции завоеванных арабами народов.

Так и получилось, что в мусульманской культуре средневекового Востока вплетены нити греческих и персидских, армянских и индийских, римских, египетских культурных традиций.

Арабский язык стал общим языком повседневной жизни и общения многих культур.

По - арабски читали Аристотель, Платон, Гиппократ, Евклид и другие. Арабский язык стал языком культуры мусульманского Востока.

Наследие исламской культуры средних веков неоценимо.

-Вы согласны с этим выводом, есть дополнения?

IV. Актуализация знаний.(5 минут)

- Теперь нужно вспомнить вопрос, который мы не смогли полностью раскрыть на предыдущем учебном занятии: (на доске записать)

-Какие ценности почерпнула современная мировая цивилизация из средневековых Востока и Азии?

-Почему мы не раскрыли?....

- Молодцы, т.к. у нас не было знаний по Азии. Что нужно сделать, чтобы дать ответ?

- При самостоятельной проверке вы обнаружили слова-ошибки, назовите их: китайский, индийский, японский.

-Как эти слова могут быть связаны с темой урока?

-Молодцы, мы определили тему учебного занятия: Развитие средневековой науки в Индии, Китае, Японии.

-Откройте тетради, запишите дату, тему.

-Спишите опорные слова по теме и к концу занятия нужно раскрыть их значение: (На листе напечатаны слова)

Великий шелковый путь, пагода, самураи, бусидо, сёгунат, буддизм, раджа, каста

V. Новый материал. (50 минут)

-Прежде чем мы приступим к дальнейшей работе, прошу пересесть за моноблоки.

1.Работа по презентации.(10 минут)

-Откройте презентацию по теме.

-Рассмотрите внимательно слайды 2 -3, карты каких государств вы видите и в чём отличие этих карт?

(Индии и Китая; территории изменились, количество городов увеличилось)

-Это признаки расцвета государств или упадка?

(расцвет)

2.Работа с контурными картами.

–Обратите внимание на следующий слайд 4 в презентации? О каком государстве ?

- Вам предстоит следующая работа: на контурных картах отметьте названия островов, столицу Японии.

-Сравните мою работу на доске и определите: правильно ли я выполнила? (работа на интерактивной доске)

3.Групповая работа.(25 минут)

-Сейчас мы разделимся на 3 группы: по порядку рассчитаемся на долганском языке и разделимся.(деление на группы) и название групп будет так и звучать, как счет на этом языке.

-Работа с текстом: изучаем текст; сообщаем, о чём материал, задаём вопросы на понимание текста; кратко записываем в тетради содержание.

-Есть вопросы по тексту, все слова вам понятны?

VI.Обобщение и систематизация изученного(15 минут)

1.Беседа.

-Назовите достижения медицины этих стран в средневековье?

-Раскройте значение опорных слов:

Великий шелковый путь, пагода, самураи, бусидо, сёгунат, буддизм, раджа, каста.

(если не все раскрыты, дома найти ответ).

2.Вывод.

-Какой вывод можно сделать?

- Прочитайте вслух краткий вывод по уроку со слайда и сравните свои краткие записи по работе в группах и данные выводы. Если есть дополнения, сделайте в тетрадях записи - читают студенты по порядку.

Китай.

Вывели более 70 сортов риса, начали раньше европейцев выпускать газету, применять компас в мореплавании; изобрели порох, ружья в виде бамбуковых трубок, металлические пушки, фарфор. Определили длину градуса меридиана, открыли пятна на солнце, создали календарь, использовали прививки от оспы, иглоукалывание, точечный массаж.

Индия.

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.

Япония.

Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах.

Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней. Строительство пагод, расцвет поэзии; живопись на шелке и бумаге, создание картин на темы «Горы и воды», «Цветы и птицы».

Культурное наследие средневековой Азии имело огромное значение для мировой цивилизации.

VII. Итоги урока. Рефлексия. (3 минуты)

-Где расположены Китай, Индия, Япония?

(Азия)

-Смогли сегодня полностью раскрыть вопрос предыдущего занятия: Какие ценности почерпнула современная мировая цивилизация из средневекового Востока и Азии?

- В Древней Индии и Китае были изобретены шахматы, цифры, шелк, компас, бумага, вошли в употребление чай, сахар.)

– Что такое буддизм? Когда и где он возник? (Буддизм – это мировая религия, возникшая в Древней Индии в VI в. до н. э.)

-Цели в выполнении действий достигнуты?

- Смогли вы получить новые знания?

- Какие новые знания получили?

VIII.Оценивание. Определение домашнего задания: (5минут)

- Ребята, мы с вами изучали науку средних веков стран Востока, Азии. Домашнее задание нужно узнать, определив часть света по начальным буквам следующих слов: закят, Аллах, пагода, Аджанта, Дели.

- Что обозначают данные слова?

- Домашнее задание зафиксируйте: провести исследовательскую работу по теме «Европейский рыцарь и самурай» - сравните.


Приложение 1

Культура Индии.

В средние века в развитии культуры Индии состоялись существенные сдвиги. Завершается ассимиляция культур севера и юга полуострова, завершается становление религий индуизма и буддизма.

На протяжении XIII-XV вв. в развитии Индии были два существенные моменты. Во-первых, на севере Индии продолжался процесс объединения элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в настоящее время достаточно интенсивно развивалось городское жизни, которое было связано с развитием резиденций различных правителей и привлечением Индии к международной торговле посредством арабских купцов. Быстро росли такие города, как Гоа, Каликут, Камбай, Агра, Панипат, Лахор, Мультан, Дели.

Опираясь на предыдущие достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая своими достижениями мировой культуре. Так, уже в начале нашей эры в Индии пользовались десятичной системой чисел, которая теперь применяется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площади фигур и объемы тел, выполнять действия с дробями, относительно точно определять число p

Весомыми были достижения в медицине. Индийские врачи в совершенстве знали внутреннее строение тела, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, готовили лекарства от всевозможных болезней. Они славились своими знаниями и умениями во всех странах Востока.

До наших дней сохранилось много сооружений во времена Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи является буддийские храмы, вытесанные в скалах: Аджанта, Эллоры, О.Элефант.

Храм в Аджанта - Это целый комплекс сооружений, пещер, которые строились на протяжении девяти веков. 30 залов храма были расписаны фресками (сохранились фрески лишь в 16 пещерах), отражающие жизни тогдашней Индии, сцены из жизни Будды. Краски, которыми написаны фрески, не потеряли яркости и доныне. Их главным свойством является то, что они светятся в темноте.

Кроме храмов в скалах, возводились храмы в виде башен. В Ориссе было построено целое храмовый городок и обнесено мощным забором. Внутри храма почти не украшали, однако извне они были сплошь покрыты рельефами, статуями и мастерски выполненным резьбой по камню. Скульпторы воспроизводили сцены из легенд и сказаний. Они умели хорошо изображать людей и животных в движении.

Начиная с XIII в. на архитектуру Индии значительный влияние оказывала мусульманская культура. Наиболее впечатляющим стал огромный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров.

Культура средневекового Китая.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё человечество.

Именно китайцы впервые изобрели книгопечатание. Правда, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобретено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погрешностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познаниями в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, когда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу. Развивался и жанр романа.


птицаПтица на ветке


Китайское искусство развивалось в тесном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае традиции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.


Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, расположенного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пещеры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды. Тонкое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китайский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав¬шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред¬ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейзажи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды», и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным началом. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воздействие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

Культура средневековой Японии.

Японская средневековая культура развивалась под сильным влиянием Китая, Индии, Кореи. Некоторые японские обычаи включали в себя элементы культуры этих народов, японцы активно шли на прямое заимствование всего, что вызывало у них восхищение.

Важнейшей особенностью национального характера японцев был и остается постоянный и пристальный интерес ко всему, что происходит в природе, и к смене времен года. Уже в древности японцы были склонны восхищаться этим, видя в этом ни с чем не сравнимое очарование. Способность японцев видеть красоту в природе, чутко реагировать на нее, преклоняться перед ней нашла отражение в возникновении культа природы.

Культ природы явился важнейшей составной частью национальной религии японцев — синтоизма. Другие основания синтоизма — культ предков и культ героев.

Характерной чертой средневековой японской культуры были многочисленные праздники, посвященные божествам, героям и предкам, а также памяти о важнейших событиях в жизни страны или данной местности. Тем не менее большинство японских праздников так или иначе были связаны с природой, и назначение многих заключалось просто в восхищении ее красотой.

Приведем несколько примеров. Праздник любования цветущей сливой — умэ. Другим аналогичным праздником, известным с незапамятных времен, является праздник цветущей вишни — сакуры. Хризантеме поклонялись за ее исключительную красоту и хрупкость. С 8 века отмечается день зимнего солнцестояния. С 13 века стали устраивать снежные фестивали в Нагано.

Конфуцианство в Японии - философско-религиозная система китайского происхождения, содержавшая моральные принципы управления обществом. При режиме Токугава конфуцианству отводилось наибольшее внимание.

Буддизм проник в Японию вместе с китайской письменностью в VI в.. С конца XII в. наибольшее распространение буддизма в форме «дзэн». Эта форма буддизма не требует достижения просветления через нирвану в виде ухода от мира. Напротив, просветления может достичь любой человек в своей обыденной жизни. В ней любое событие может быть толчком к просветлению. Отсюда этика дзэн-буддизма – чтить каждое мгновение, ценить время.

К XVI в. сформировалась самурайско-аристократическая культура, которая корнями уходила в три религиозно-философские системы: синтоизм, конфуцианство и буддизм. На их основе сформировался кодекс самурая «бусидо» («путь воина»).

Согласно «бусидо» самурай должен был обладать тремя главными качествами: мудростью, гуманностью и храбростью. Система воспитания самураев включала не только военное дело, но философию, историю, каллиграфию, литературу.

Главная обязанность самурая – служба и верность господину. Самурай должен был обладать не только верностью, но и чувством чести, которое воспитывали с детства. С VIII в. в Японии оформился обряд ритуального самоубийства – Харакири (сэппуку). С XIV в. смерть от собственной руки у самураев стала цениться выше, чем гибель в бою. Вплоть до 1663 г. (издание закона против самоубийств) самураи делали харакири в случае гибели или смерти своего господина.

В 1615 г. Токугава издал «Княжеский кодекс» для самураев. Кодекс призвал их обратиться к «гражданским знаниям». Самураи стали привлекаться на государственную службу в качестве чиновников. В XVI-XVII вв. особыми искусствами, которые привлекали самураев, были каллиграфия, чайные церемонии, икэбана и театр – вначале «Но», а затем «Кабуки».

С начала XVII в. формируется городская культура. Горожане утверждали новый жизненный принцип – наслаждение радостью бытия. Этот жизненный идеал формировался на основе главным образом буддизма. Городской культурный тип получил название «укиё» - «быстротекущий мир наслаждений». В рамках укиё развивались все виды искусства и литературы XVII в. С особой яркостью эстетические и этические нормы укиё воплотились в театре «Кабуки», поэзии и графике.

 

 

Приложение 2

Текст с ошибками для самостоятельной работы

- Развитие медицинских знаний началось с перевода на китайский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение IX и X вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

При лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был Аль-Рази (IX век), в литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно – когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд «Вместилище медицины» в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – «Медицинская книга» в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность - небольшой трактат «Об оспе и кори», в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию ( т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина; изве­стен в Европе как Авиценна, 980-1037), таджик по национальности.

Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал. В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его «Князь врачей». Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 - на индийском, многие из них - многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды - легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка - всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им «Канон японской науки» - выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

«Канон» - это целая медицинская энциклопедия. В ней, в пределах знаний того времени, рассматривается все, что относится к здоровью и болезни человека. Сотни лет врачи всех стран учились по этой книге не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины, самому подходу к больному человеку.

Ибн Сина прожил бурную жизнь, полную борьбы, тревог, трудов и славы. Преследования и угрозы, запугивания и тюрьма – ничто не могло заставить его отказаться от своих убеждений.

Ибн Сина не признавал астрологию, считал ее лженаукой, отрицал влияние звезд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения – для этого в те времена требовалась большое мужество. Решающее значение придавал наблюдению и опыту.

В честь Авиценны К. Линней, выдающийся натуралист 18 века, назвал авиценией вечнозеленое растение из рода вербеновых, и это название можно считать символическим, потому что творения Авиценны так же бессмертны, как вечно зелены его листья.

Врачи Арабского Халифата не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.

Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней.