Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7781346
Статья «Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка».
Содержание - Иностранные языки

Полушкина Любовь Николаевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №50» г. Калуга Калужская область. 
Данная статья содержит теоретическое обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, показывает их роль в повышении работоспособности и активности учащихся в процессе учебной деятельности, а также увеличения интереса к изучению иностранного языка. Статья будет полезна преподавателям иностранного языка, работающим с детьми как младшего, так и среднего звена.

 


Дата публикации: 22.12.2016


«Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка».

Иностранный язык в школе – крайне специфичная учебная дисциплина, которая отличается высокой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны освоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, произносительные навыки). Учащимся приходится запоминать много новой информации, говорить, учить наизусть, писать, рассуждать, читать, слушать и анализировать материал, поэтому педагог должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках иностранного языка. Обучая детей данной дисциплине, не следует забывать о том, что любой ребенок развивается только в деятельности. Говоря о здоровьесберегающей направленности в обучении иностранному языку, следует отметить, что главным аспектом данной технологии является практическое владение языком. Под этим подразумевается обучение навыкам достаточно свободного владения различными видами речевой деятельности как рецептивного (аудирование, чтение), так и продуктивного характера (говорение, письмо). Как известно, процесс освоения этих навыков длительный и требует от учащихся психологического и эмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие технологии в комплексе с применяемыми другими педагогическими технологиями и специально разработанными санитарными нормами учебного режима позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями во время учебного процесса, преодолеть возникающие трудности, достигнуть цели учебных задач. Одновременно с этим обучающиеся учатся жить без напряжения, стресса, в гармонии с самими собой и с окружающим миром, формируют навыки доброжелательного, уравновешенного, корректного отношения как к своим одноклассникам, так и к учителям и родителям. Задача преподавателя иностранного языка заключается в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые давали бы возможность каждому ученику проявить свою активность на уроке, показать свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения и овладения иностранным языком. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целевой организации урока иностранного языка. Для этого во время учебного процесса можно применять разнообразные методы: метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке; учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к школьникам с разными возможностями; поддержание когнитивного интереса к изучению иностранного языка, а также использование принципа двигательной активности на уроке.

Современному педагогу на уроках иностранного языка также следует обращать внимание на каждого ребенка, его темперамент, возможности памяти, характер восприятия им учебного материала. Некоторые дети стеснительны и боязливы, могут волноваться во время ответа, бояться смотреть на преподавателя, поэтому учебный процесс должен представлять собой зону психологического комфорта для детей.

Ни один учебник не сможет заменить творческого потенциала педагога. Учитель непременно может и должен варьировать подачу материала, используя различные уже известные и новые формы, методы и способы с учетом здоровьесберегающего аспекта.

Важно создать на уроке атмосферу взаимоуважения и сотрудничества, заинтересовать и увлечь ребят. Урок не должен вызывать тревогу и напряжение. При планировании занятия на любом этапе обучения иностранному языку очень полезно придумывать задания, которые помогают не только усвоить или повторить материал, но и обеспечивают учащихся положительными эмоциями. Большое значение имеет организация самого урока: он должен основываться в соответствии с распределением по времени и интенсивности внимания. Для того чтобы избежать снижения концентрации и внимания у учащихся, педагогу необходимо чередовать виды работ на уроке иностранного языка следующим образом - чтение, письмо, развитие навыков устной речи, самостоятельная работа учащихся, аудирование, работа с учебником, творческие и дифференцированные задания. Это способствует формированию и развитию всех видов современных ключевых компетенций обучающихся и одновременно их отдыху, т. е. снижению физического и эмоционального напряжения.

На уроке иностранного языка желательна также смена режимов активности учащихся, что предполагает разную форму учебной деятельности: групповую, индивидуальную, игровую, творческую, соревновательную, дискуссионную, парную. Все эти формы увеличивают умственную работоспособность учащихся, их познавательную активность, творческую инициативу, и самое главное - мотивацию к продолжению изучению иностранного языка.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к самому преподавателю, уверенность в себе, в своих силах изменяется микроклимат на уроке. С первых минут учебного процесса нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать настроение учителя и его отношение к ним.

Преподавателям иностранного языка, особенно работающим в начальных классах, в полной мере необходимо использовать все средства, чтобы способствовать здоровьесбережению. Формирование и совершенствование лексических навыков следует осуществлять в такой форме, где используются движения, потому что при изучении и разыгрывании диалогов, сценок из сказок и рассказов дети активно используют движения, то есть не просто воспроизводят диалоги, а инсценируют их как на начальной ступени обучения иностранному языку, так и на средней. Использование в учебном процессе таких подвижных форм способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, лучшему овладению языковым материалом, познавательными и языковыми способностями, а также повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Ученик способен сосредоточиться только на том, что ему интересно, поэтому задача педагога – заинтересовать учащихся и по возможности помочь им преодолеть усталость и утомление, которые затрудняют восприятие материала. Двигательная активность ребенка, которая является естественной для него, позволяет координировать его мироощущение, накапливать свой жизненный опыт, становится резко дефицитной в условиях учебного заведения и ограничивается не только формой (поза сидя), но и временем. Психологами давно доказано, что психическое напряжение у детей может быть снято с помощью движения. Различные виды деятельности должны разделяться зарядками, во время которых дети меняют позы. Педагогу следует включать в учебный процесс физкультминутки (динамические паузы), которые помогают снять умственное и зрительное напряжение, статическое утомление различных мышц, способствуют развитию мелкой моторики, а также ведут к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала и позволяют предотвратить переутомление, а также дать детям небольшой отдых, перестроиться на другой вид деятельности, вызвать положительные эмоции. Они могут сопровождаться рифмовками, стихами, скороговорками на иностранном языке, что благоприятно влияет как на учебный процесс в целом, так и на восстановление умственной работоспособности детей. Помимо этого, физкультминутки могут включать в себя песни и музыку, так как и музыка, и

слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на эмоции и ощущения школьников. Поэтому совершенно естественно, когда песни звучат на уроках иностранного языка, вызывая у детей всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому предмету. Пение активизирует функции головного мозга и дыхательной системы, развивает слух и память учащихся, положительным образом сказывается на произношении, одновременно с этим развиваются навыки аудирования. Также песни являются прекрасной возможностью усвоить языковой и грамматический материал, познакомиться с фольклором страны изучаемого языка.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка нужно проводить с учетом физиологических и психологических особенностей учащихся, что приводит к достижению высокой результативности учебного процесса, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, заметному повышению качества знаний по данному предмету, а также сохранению и укреплению здоровья школьников.

Литература

* Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. -М.: Академия, 2011.

* Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2007.

* Зайнутдинова Н.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка // Первое сентября: English. – 2008.- № 12.

* Шевченко Е. Здоровьесбережение на уроках иностранного языка//ИЯШ-2015.- №6.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР