Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5294588
Безопасный Интернет в школе (рабочая программа)
Содержание - Информатика, ИКТ
12.04.2019 11:05

Котова Ольга Ивановна, учитель информатики, МБОУ «Среднеикорецкая СОШ», с. Средний Икорец, Лиискинского района, Воронежской области. 
Рабочая программа составлена для учащихся 5-11 классов.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Безопасный Интернет в школе»

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и от 29.06.2013 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  • Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете.
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать». (П.А. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Цель и задачи программы

Цель: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет).

Задачи:

- формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;

- формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;

- изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;

- организации просветительской работы с родителями и общественностью.

Формы проведения мероприятий в ходе реализации программы:

- медиауроки, тематические недели, дни, конкурсы, мониторинги, беседы, классные часы, практикумы, тренинги, конференции, родительские собрания и др.

Обеспечить безопасность детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа не всегда готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.

Опасности, которые ждут школьника в сети Интернет (некоторые):

- суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;

- сайты-форумы потенциальных самоубийц;

- наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;

- сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;

- сайты порнографической направленности;

- сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка;

- секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

Это не полный список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении проводится целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Выработана единая стратегия безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся.

План работы

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Контингент

Ответственные

1

Знакомство родителей с Федеральным Законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Сентябрь

Родители 5-11 кл.

Классные руководители

2

Функционирование контент – фильтра.

В течение учебного года

 

Системный администратор

3

Мероприятия по антивирусной защите компьютерной техники.

В течение учебного года

 

Системный администратор

4

Создание на школьном сайте отдельной страницы, посвящённой вопросам обеспечения информационной безопасности в школе.

Сентябрь

Участники образовательного процесса

Учитель информатики

5

Размещение плана работы школы по обеспечению информационной безопасности учащихся во время работы в сети Интернет на сайте школы.

Сентябрь

Участники образовательного процесса

Учитель информатики

6

Организация занятий с педагогами по медиабезопасности на темы:

«Безопасный Интернет»; «Знакомство с перечнем запрещённой литературы»;

«Использование Интернет- ресурсов».

В течение учебного года

Педагоги

Учитель информатики

7

Единый классный час «Безопасный Интернет».

Октябрь

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители

8

Распространение памяток «Безопасный Интернет - детям!»

Октябрь

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители

9

Анкетирование на темы:

«Безопасный Интернет»;

«Осторожно, вирус!»;

«Осторожно, Интернет!»

Ноябрь

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители

10

Рекомендации для проведения классного часа, родительского собрания.

Ноябрь

Классные руководители

Заместитель директора по ВР

11

Игротека «Прогулка через ИнтерНетЛес».

Декабрь

Учащиеся 5-7 кл.

Учитель информатики

12

Беседа на тему: «Рекомендации для родителей (законных представителей) «Медиаграмотность».

Декабрь

Родители 5-11 кл.

Классные руководители

13

МО классных руководителей «Информационная безопасность детей и подростков».

Январь

Педагоги

Заместитель директора по ВР

14

Распространение памяток «Интернет-королевство».

Январь

Учащиеся 5-6 кл.

Волонтёры школы

15

Распространение памяток «Всё о работе в Интернете».

Январь

7-8 кл.

Волонтёры школы

16

Классный час «Безопасный Интернет».

 

Февраль

Учащиеся 9-11 кл.

Классные руководители

17

Родительские собрания «Информационная безопасность детей: правила работы в сети Интернет».

Март

Родители

Классные руководители

18

Конкурс буклетов «Правила поведения в сети Интернет».

Апрель

Учащиеся 5-11 кл.

Учитель информатики

19

Конкурс плакатов «Таинственная паутина».

Май

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители, учитель информатики

20

Информирование через сайт школы.

В течение учебного года

Участники образовательного процесса

Учитель информатики

21

Беседы с использованием материалов Интернет- ресурсов:

«Интернет среди нас»;

«Я и мои виртуальные друзья»;

«Интернет в моей семье»;

«Мой Интернет»;

«Интернет и природа»;

«Мой социум в Интернете»;

«Интернет и моя будущая профессия»;

«Интернет в современной школе»;

«Интернет и моё здоровье».

В течение учебного года

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители

22

Участие в различных мероприятиях (лекториях, практикумах, круглых столах, конференциях и т.п.).

В течение учебного года

Учащиеся 5-11 кл.

Классные руководители

23

Размещение на сайте ОУ ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.

В течение учебного года

Участники образовательного процесса

Системный администратор

24

Проведение бесед по информационной безопасности на уроках информатики.

В течение учебного года

Учащиеся 5-11 кл.

Учитель информатики






































































































Обучение педагогических работников проводится в форме семинаров, мастер – классов, круглых столов, в рамках которых рассматриваются проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры борьбы с ним, виды и формы информационно - психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины возникновения девиантной формы поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению.

Работа с обучающимися ведется в зависимости от возрастных особенностей: среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе осуществляются специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.

С родителями проводится разъяснительная работа, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы.

Разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет. Они содержат классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ «Среднеикорецкая СОШ» им. Героя Советского Союза Д. М. Яблочкина:

  • применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от вредной информации в местах доступных для детей. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации NetPolice, исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные;
  • антивирусный пакет компании «Касперский», установленный на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети;
  • стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.