Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429043
Конспект урока «Двумерные массивы»
Содержание - Информатика, ИКТ

Загафуранова Альбина Фингатовна, учитель информатики МОБУ СОШ с.Сейтяково, Балтачевский район, Республика Башкортостан. 
Разработка урока предназначен для учителей информатики. Рассчитан на учеников 10-11 класса. Проводится в форме урока. В течение урока ребята научатся написать программу на языке Паскаль, формировать таблицы с помощью формул, используя материалы, предоставленные в презентации к уроку.


Дата публикации: 26.09.2018 


 

alt

 

Образовательная: расширить границы знаний и умений учащихся в области использования базовых структур данных; познакомить учащихся с возможностью использования массивов в некоторых частных задачах курса;научить формировать прямоугольные таблицы с помощью формул;

Воспитательная: способствовать снятию психологического барьера у школьников, связанного с написанием программного кода; формировать у учащихся способности к решению новых, только что поставленных задач.

Развивающая: способствовать развитию алгоритмического стиля мышления учащихся и интуиции, необходимой для возможности поиска справочной системы; закрепить знания на практике; умение учащихся применять эти знания при сдаче ЕГЭ по информатике (задания19,25).

 

Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация урока, интерактивная доска, справочник некоторых типов, процедур, функций и конструкции языка программирования Pascal;тест – презентация по материалам домашнего задания; классный журнал; сведения сельского совета; таблица квадратов некоторых чисел; расписание уроков.

 

План урока.

1.        Работа со справочным материалом . 

2.        Тестирование, основанное на домашнем задании.

3.        Определение понятия двумерные массивы.

4.        Применение прямоугольных таблиц в повседневной жизни.

5.        Формирование таблицы с применением формул.

6.        Задачи по формированию таблиц.

7.        Запись программ по приведенным задачам. .

8.        Физкультминутка.

9.        Устный инструктаж по технике безопасности.

10.    Запись программы на компьютере.     

11.    Отладка и анализ программы

12.    Сохранение программы

13.     Выставление оценок

14.    Домашнее задание : решить задачи

Ход урока.

В течение нескольких первых уроков по программированию познакомились с кратким справочником языкаPascal (Приложение 1), с понятиями трансляция, переменная, оператор, управляющая конструкции, функция и др. Затем  на уроках разбирали подробно решения нескольких задач. Каждая  из них решалась несколькими способами с использованием различных типов и структур данных. Справочник языкаPascal находится на каждой парте учащихся,  и в течение урока  вы можете их использовать.

Повторим прошлый урок тестами.

 

Тест по материалам домашнего задания. (Слайды 3,6,7)

 

1.Укажите, какие из перечисленных структур данных позволяют хранить несколько значений вещественного типа 

(примеры данных 2.56, 98.21, 100).

 

1) p: array[1..10] of word;

 

2) qq: array[-5..5] of real;

 

3) w: array[0..15] of integer;

 

4) a: real;

 

5) b: single;

 

  

2.Выберите правильно записанный заголовок:

1)program N1;

2)program Begin;

3)program Школа;

4)programm МЕМО;

 

 

3.Одномерный массив можно описать следующим образом: 

1) const n=3;

2) a: array[1..n,1..n] of real; 

3) a: array [1..n] of integer; 

4)a: array [1..n]

  

4. Чему будут равны элементы этого массива после выполнения фрагмента программы?

 

program massiv1; 

uses crt; 

var a:array [1..10] of integer; 

j,i: integer; 

begin clrscr; 

a[1]:=1; 

write(a[1],','); 

j:=10; 

for i:=2 to 10 do 

begin a[i]:=a[i-1]+j; 

j:=j-1; 

write(a[i],','); 

   end; 

readkey; 

end. 

 

 

1)1,8,15,22,29,36,43,50,57,64

2)1,2,4,5,10,11,22,23,46,47,94,95

3)9,7,8,6,7,5,6,4,5,3

4)1,11,20,28,35,41,46,50,53

 

Проанализируем тесты вместе.

Ответы к работе приводятся ниже:

1.  1) описание переменных таблицы р размерностью 10,содержащий из слов 

2) таблица qq из 11 элементов вещественного числа 

3) таблица w из 15 элементов -целые числа к таблице отношение не имеет 

4) переменная а вещественного типа 

5)переменная b имеет строковый тип данных.

  

2. 1) имя программы N1 

2) нельзя использовать идентификаторы слова, предназначенные для обозначения операторов программы 

3) в заголовке нельзя использовать кириллицу. 

4) неверно записано слово program 

 

3. 1) к таблице отношение не имеет 

2) указана две размерности таблицы 

3) одномерный массив а целых чисел 

4) не определены тип таблицы а 

4. 

1) Первый элемент равен 1. Таблица сформирована по формуле к предыдущему прибавляется число 7.

2) Первый элемент равен 1. Таблица сформирована по формуле. В одном цикле к предыдущему прибавляется единица, а затем следующему элементу значение увеличивается вдвое. 

3) Первый элемент равен 9. Таблица сформирована по формуле. В одном цикле значение элемента уменьшается на 2, а затем следующему элементу значение увеличивается на единицу. 

4) Первый элемент равен 1. Таблица сформирована по формуле. Значения элементов таблицы равна сумме чисел, начиная с 10 в порядке убывания (10,9,8,7,6,5,4,3). 


Запишем тему урока «Двумерные массивы» (слайд 8). Мы с вами научились формировать таблицу вводом с клавиатуры, со случайными числами и сегодня попробуем формировать таблицу с помощью формул, но уже в прямоугольных таблицах.

 

Простейшим примером двумерного массива является всем известная таблица умножения (слайд 9), в которой результат умножения двух чисел определяется по номеру строки, соответствующей одному из сомножителей, и номеру столбца, соответствующему другому множителю. Соответственно и в любом двумерном массиве элемент определяется по двум индексам.

alt

 

В языке Паскаль в общем виде двумерные массивы описываются следующим образом (слайд 10): 

Var 

   : array []..[,[]..[] of ; 

где Var,array, of –служебные слова. Array означает массив, предлог of в данном случае – из; 

 

и , и-соответственно диапазоны первого и второго индекс, характеризующих элементы массива. Индексы элементов массива в общем случае используются порядкового типа. Обычно это тип integer, но возможны также типы char, real и boolean; 

-задается согласно правилам именования переменных; 

- любой из стандартных или определенных пользователем типов. 

Пример описания двумерного массива: 

Var 

   Tabl: array [1..9,1..9] ofinteger; 

Таким образом, описан целочисленный массив, имеющий имя таблицы Tabl, содержащий 9 строк и 9 столбцов. 

Прямоугольные таблицы применяются: в классных журналах (показываю классный журнал), в расписаниях занятий (расписание уроков нашей школы), сведения об участии жителей Сейтяковского сельского совета в ВОВ (слайд 11), на уроках алгебры вы применяете таблицу квадратов чисел (слайд 12)l и т.д.. 

Как формируются таблицы? В классных журналах –текущие оценки(формируются с вводом клавиатуры), в расписании - с вводом словесных данных, в сведениях сельского совета – с вводом числовых данных, в таблице квадратов с вводом формулы. 

На этом уроке рассмотрим несколько задач по формированию таблиц с помощью формул (слайд 13).

alt

a.Таблица по строкам и столбцам заполнена цифрой «0».

b.Таблица по строкам и столбцам заполнена цифрой «7».

c.В таблице цифры совпадают с индексом строки.

d.В таблице цифры совпадают с индексом столбца.

e.Диагональ таблицы равна цифре «1», а остальные цифры «0» (слайд 14).

f.В таблице нечетным строкам соответствует цифра «1», а четным - цифра «0».

g.В таблице нечетным столбцам соответствует цифра «1», а четным - цифра «0».

h.В таблице первая строка и столбец равна цифре «1», а остальные значения таблицы есть результат сложения известного соседнего столбца и строки.

i.Таблица умножения.

Запишем программу на языке Паскаль некоторых задач (слайд 15)

alt

 

Комплексы упражнений физкультурных пауз

 

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечного систем, снимает общее утомление, повышает работоспособность.

 

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1- 6 . Повтори ть 4-5 раз, 

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1- 6, Повторить 4-5 раз. 

3. Нe поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх — впра­во — вниз — влево и в обратную сторону: вверх- влево- вниз-вправо.   Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4—5 раз. 

4. При неподвижной голове перевести взор с фикса­цией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо; после чего аналогичным образом вниз — прямо, вправо — прямо, влево — прямо. Проделать движения по диаго­нали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6. Повторить 3—4 раза.

   

Практическая работа на компьютере (слайд15).

 

Сохраняем программы с файлом formul (1-5)

  

 

Домашнее задание (слайд17). 

Решить задачи 6, 7, 8, 9

 

 

 

Использованная литература.

 

1.учебник «Информатика» учебник для 10,11 класса : в 2 ч/К.Ю.Поляков,Е.А.Еремин-М:Бином Лаборатория знаний,2017

2.В.М.Пестриков, А.Н. Маслобоев «TurboPascal 7.0 Изучаем на примерах», Наука и Техника, Санкт-Петербург,2003

3.Г.Г.Рапаков,С.Ю.Ржеуцкая «TurboPascal для студентов и школьников», БХВ-Петербург,2002

4.http://www.1september.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР