Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381383
«Методика итогового мониторинга» (статья)
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология
07.07.2019 12:58

Белоусов Альберт Геннадьевич, учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 44 г. Кропоткин, Кавказский район, Краснодарский край. 
Основной целью работы является: определение уровня сформированности универсальных учебных действий к концу учебного года. Система оценивания достижений планируемых результатов по физической культуре 5-7 классов. Особенностью данной проверочной работы является ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий. Проверочная работа содержит теоретические вопросы, различающиеся по содержанию, типу и уровню сложности.


Тема: «Методика итогового мониторинга»

 

Система оценивания достижений планируемых результатов по физической культуре 5-7 классов. Методика итогового мониторинга сформированности универсальных учебных действий.

Отличительной особенностью федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основной целью работы является: определение уровня сформированности универсальных учебных действий к концу учебного года.

 

Содержание проверочной работы

Особенностью данной проверочной работы является ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий. Таким образом, основная цель проверочной работы - оценить способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по физической культуре.


Структура проверочной работы и характеристики заданий

Проверочная работа содержит теоретические вопросы, различающиеся по содержанию, типу и уровню сложности. Практические задания (сдача контрольных нормативов, техника выполнении упражнений, технические действия в игровых видах спорта и др.)

Работа содержит две группы заданий:

Первая группа - базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения.

Вторая группа - задания повышенного уровня.

Система оценивания выполненных заданий и работы в целом

1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию.


Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:

1. В теоретических заданиях с выбором ответа (базовый уровень) из предложенных вариантов ученик должен выбрать только один верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считаем выполненным неверно.

2. В заданиях с кратким ответом (повышенный уровень) ученик должен записать требуемый краткий ответ, с выбором ответа (повышенный уровень) ученик должен выбрать все правильные ответы.

3. Выполнение каждого теоретического задания базового уровня сложности (№ 1-10) оценивается так:

1балл - указан только верный ответ;

0баллов - указан неверный ответ или несколько ответов.

4. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№11-15) оценивается по следующей шкале:

2балла - приведен полный верный ответ или указаны все правильные варианты из предложенных;

1балл - приведен частично верный ответ или указаны не все правильные ответы из предложенных, при отсутствии неверных ответов;

0 баллов - приведен неверный ответ или указан хотя бы один неверный вариант из предложенных.

5. При выполнении практических заданий по сдаче контрольных нормативов, неотъемлемым и обязательным условием является правильная техника выполнения упражнения.

6. Выполнение каждого практического задания базового уровня (№ 1-7) оценивается согласно критериев оценки сдачи контрольных нормативов рабочей программы и выполнения условий п. 5, так:

1 балл - оценка «удовлетворительно»;

2 балла - оценка «хорошо» или «отлично».

7. Выполнение каждого практического задания повышенного уровня (№ 8-11) оценивается согласно критериев оценки сдачи контрольных нормативов рабочей программы, норм комплекса ГТО и выполнения условий п. 5, так:

1 балл - оценка «удовлетворительно»;

2 балла - оценка «хорошо»;

3 балла - оценка «отлично».

8. Начисление дополнительных баллов:

1 балл - участие в школьных спортивно-массовых мероприятиях или наличие баллов в итоговом рейтинге «Лучший спортсмен школы»;

2 балла - участие в районных и городских соревнованиях или ТОП-10 в рейтинге «Лучший спортсмен школы»;

3 балла - участие в соревнованиях областных и выше или победитель и призёры рейтинга «Лучший спортсмен школы».


Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов.

1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня (без учёта дополнительных баллов).

2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня (с учётом дополнительных баллов). Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.

3. Определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы (без учёта дополнительных)- 46 баллов (за задания базового уровня сложности - 24 балла, повышенной сложности - 22 балла).

Если ученик получает за выполнение всей работы 11 баллов и менее, то он не достиг базового уровня и имеет недостаточную предметную подготовку по физической культуре.

Если ученик получает от 12 до 16 баллов, то он достиг базового уровня и его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 26 баллов, учащийся демонстрирует способность выполнять по физической культуре задания повышенного уровня сложности.

На этапе введения ФГОС в заданиях по физической культуре используются 2 критерия достижения базового уровня:


1.Критерий 1 - критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);

2.Критерий 2 - перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия.

С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.

Если ученик справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу, и не менее 50% заданий повышенного уровня, включенных в работу, то он достиг повышенного уровня подготовки по курсу физическая культура, отвечающего требованиям нового стандарта.

 

Демонстрационный вариант итоговой работы

по физической культуре в 5 классе

Вариант № 1 _______________________________________, ____________

(Ф.И.О. ученика) (класс)

№ п/п

Теоретические задания

(базовый уровень)

Вариант ответа

Количество баллов (заполняет член жюри)

Примечания

1

2

3

4

5


1.В какой стране зародились Олимпийские игры?

а) в Древней Греции,
б) в Риме,
в) в Олимпии,
г) во Франции.


2. Сколько игроков играют в волейбол на одной стороне площадки?

 

а) 5,
б) 10,
в) 6,
г) 7.


3. Что, прежде всего, следует сделать при оказании первой помощи пострадавшему от ушиба какой-либо части тела о твердую поверхность?

 

а) охладить ушибленное место,
б) приложить тепло на ушибленное место,
в) наложить шину,
г) обработать ушибленное место йодом.


4. Какое основное физическое качество нужно для бега на длинные дистанции?


а) быстрота;

б) гибкость;

в) сила;

г) выносливость.


5. Какой вид старта применяется в беге на короткие дистанции?


а) высокий,
б) средний,
в) низкий,
г) любой.


6. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорой поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…


а) акробатика,
б) «колесо»,
в) кувырок,
г) сальто.


7. Виды построений на уроке физической культуры:


а) колонна, шеренга, круг;

б) линейка;

в) трапеция;

г) полукруг.

 

8. В какой спортивной игре нет вратаря?


а) футбол,
б) хоккей,
в) баскетбол,
г) водное поло.


9. Каким упражнением проверить физическое качество - гибкость:


а) подтягивание в висе на перекладине,
б) прыжки в длину с места,
в) наклон вперед из положения сидя ноги врозь,
г) кувырок вперед.

 

10. Во время этой игры на площадке находятся две команды по 5 человек:


а) футбол,
б) волейбол,
в) хоккей,
г) баскетбол.

 

Сумма баллов:                                

 

№ п/п

Теоретические задания

(повышенный уровень)

Ответ

Количество баллов (заполняет член жюри)

Примечания

1

2

3

4

5


11. В международных соревнованиях по легкой атлетике метают снаряды:

1. баскетбольный мяч; 2. шест; 3. ядро; 4. шайбу; 5. молот; 6. бревно; 7. диск; 8. копьё;


12. Как звучит девиз Олимпийских игр?


13. Из списка выбрать снаряды художественной гимнастики.

1. лента; 2. диск; 3. брусья; 4. молот; 5. граната; 6. булава; 7. конь; 8. копьё; 9. скакалка; 10. обруч; 11. мяч; 12. ядро; 13. бревно.


14. Что относится к основным физическим качествам?


15. Из списка выбрать игровые виды спорта, в которых разрешено играть ногами.

1. футбол; 2. баскетбол; 3. волейбол; 4. хоккей; 5. водное поло; 6. пионербол.

 

Сумма баллов

 

№ п/п

Практические задания

(базовый уровень)

Результат

Количество баллов (заполняет член жюри)

Примечания

1.Прыжок в длину с места

2. Подтягивание на перекладине

3. Челночный бег 3X10

4. Метание мяча на дальность

5. Бег 30м

6. Бег 1000м

7. Прыжки со скакалкой без учёта времени

Сумма баллов

 

№ п/п

Практические задания

(повышенный уровень)

Результат

Количество баллов (заполняет член жюри)

Примечания

1. Бег 2000м

2. Прыжок в высоту с разбега

3. Прыжки со скакалкой за 30с.

4. Стрельба из пневматической винтовки (электронной)

 

Сумма баллов

 

Дополнительные баллы

 

Итоговая сумма баллов

 

После выполнения итоговой работы и анализа присвоения дополнительных баллов, вносим полученные результаты в сводную ведомость и согласно вышеуказанных критерий, формируем 3 группы обучающихся:

1. Обучающиеся, чей уровень сформированности УУД не достиг базового;

2. Обучающиеся, чей уровень сформированности УУД достиг базового;

3. Обучающиеся, чей уровень сформированности УУД достиг повышенного.