Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420334
Статья «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе»
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология

Елина Галина Евгеньевна, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 9 г. Североуральска, Свердловской области. 
Статья предназначена для учителей физической культур 1-4 классов. В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения, и совершенствования физического воспитания детей и подростков. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе, где у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

 


 

Дата публикации: 31.05.2018


 

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе.

В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения, и совершенствования физического воспитания детей и подростков [постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 916].

В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений являются совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также приспособлением к новым условиям.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе, где у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и систематично ведётся физическое воспитание в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют физическому воспитанию, включающего выполнение правил личной гигиены, режим дня, организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребёнка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физического воспитания, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе.

Физическое воспитание — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности.

Физическое воспитание — процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта.

Физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе.

Физическое воспитание — одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств.

Авторы определили физическое воспитание, как педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека. Цель физического воспитания – всестороннее физическое развитие личности, укрепление его здоровья и повышение социальной активности.

Задачи физического воспитания:

•          формирование потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

•          совершенствование физических качеств;

•          формирование навыков здорового образа жизни;

•          расширение двигательного опыта за счёт овладения двигательными действиями.

Принципы физического воспитания:

•          принцип всестороннего гармоничного развития личности;

•          принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

•          принцип оздоровительной направленности.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Таким образом, в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 6-7 до 11 лет используют разнообразные методы.

Основные методы физического воспитания:

•          наглядные — метод натуральной демонстрации;

•          словесные — метод образного слова, рассказ, оценка, команда;

•          методы упражнения — стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств).

Применяются две группы методов:

•          специфические;

•          общепедагогические.

Специфические методы физического воспитания:

1.         Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).

2.         Игровой метод (использование упражнений в игровой форме).

3.         Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

         Общепедагогические методы физического воспитания:

1.         Словесные методы.

2.         Методы наглядного восприятия:

К средствам физического воспитания детей младшего школьного возраста относятся:

1) физические упражнения;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

А физические упражнения являются основным средством физического воспитания младших школьников. Физические упражнения делятся на три группы:

1) общеразвивающие упражнения;

2) подводящие, имитационные упражнения;

3) основные упражнения.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Формы организации физического воспитания младших школьников:

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий, физическими упражнениями, в школе является урок физической культуры.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учёте возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы.

2.     Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

3. Внеклассные формы организации занятий.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слёты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

а) содействовать успешному и полному овладению материала.

б) удовлетворять интересы к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определёнными видами спорта;

в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Проанализировав деятельность МАОУ СОШ № 9, по физическому воспитанию младших школьников делаем вывод: в школе практикуются следующие формы работы по физическому воспитанию младших школьников в школе: урок – 100%; дни здоровья – 45%; спортивные праздники – 56%; соревнования – 45%; секции – 33%; подвижные игры – 22%; походы –22%; дополнительные занятия –11%.

Исследование проводилось в период с сентября 2014 по май 2015 года на базе МАОУ СОШ № 9 г. Североуральска.

В сентябре 2014 года и мае 2015 года были проведены контрольные тесты и анкетирование обучающихся 4 «А» класса, по результатам которых определялось влияние комплексной системы физкультурно-оздоровительных мероприятий на уровень физического воспитания, физической подготовленности и воспитания мотивационных установок младших школьников.

Из анкет мы выяснили, что физическое воспитание очень влияет на здоровье детей младшего школьного возраста. Многие из опрошенных детей с удовольствием и радостью занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. В анкете все обучающиеся отмечают высокий положительный результат от занятий физической культурой, чаще спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму. На втором месте, обучающиеся 4 «А» отметили бодрое настроение, повышение иммунитета, что очень важно для здоровья младшего школьника и, конечно же, все эти факты влияют на успеваемость в школе.  

Для выявления уровня развития разносторонних физических способностей обучающихся 4 «А» класса были проведены тесты.

Тесты включали в себя 5 упражнений:

•          бег 1 000 м. - общая выносливость;

•          бег 30 м. - скоростная выносливость;

•          наклон вперёд из положения, стоя - гибкость;

•          подъем туловища из положения, лёжа за 30 сек. - сила мышц сгибателей туловища;

•          прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества.

Комплекс мероприятий по физическому воспитанию младших школьников в школе включал: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассные формы организации занятий.

К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Внеклассные формы организации занятий с младшими школьниками включают: спортивные соревнования, кружки физической культуры, спортивные секции.

Использование комплекса мероприятий по физическому воспитанию младших школьников в школе, позволил повысить качество усвоения знаний о составляющих процесса физического воспитания и как следствие, улучшить физическую подготовленность, обеспечить полноценное физическое развитие и воспитание мотивационных установок младших школьников к осознанному использованию средств физической культуры для самовоспитания.

 

Список использованной литературы

1.         Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 2000. 256 с.

2.         Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: "Физкультура и спорт", 2001. 228 с.

3.         Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург 2000 г. 937 с.

4.         Дудьев В.П. Психомоторика: Словарь-справочник. М.: Владос, 2008 . 366 с.

5.         Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. Л.: «ВИФК», 2000. 126 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР