Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381789
Статья из опыта работы «Повышение качества обучения по предмету физическая культура через внедрение комплекса ГТО в урочною и внеурочную деятельности».
Содержание - Физ.культура, ОБЖ, технология

Говязова Анна Викторовна, Кузнецова Юлия Викторовна, Шушпанова Мария Вячеславовна учителя физической культуры, МБОУ "СОШ № 30" г. Белово, Кемеровской области. 
Статья предназначена для работников средних и общих учебных учреждений, в которых предусмотрена внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура». В работе рассмотрены вопросы по повышению уровня подготовки выполнению нормативов ФВСК ГТО. Приведены примеры по распределению внеурочной деятельности для реализации поставленных задач, подведены итоги работы своей общеобразовательной организации.

 


Дата публикации: 12.03.2018


 

Повышение качества обучения по предмету физическая культура

через внедрение комплекса ГТО в урочною и внеурочную деятельности.

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Комплекс ГТО призван сыграть ведущую роль в достижении стандартов, заданных в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2014 г. № 821 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

       Одной из приоритетных задач современного общества всегда называют задачу воспитания здорового человека, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации, быть успешным в жизни. На протяжении многих лет этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения.

Сегодня на наш взгляд возрождение комплекса ГТО является актуальным и принципиальным.

     Стоит отметить, что все люди разные. Однако, у желающих добровольно пройти испытание комплекса ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Эта черта является наиболее важной для людей нашего века. Добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда смогут только целеустремлённые и физически подготовленные люди , а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, но и социальный характер.

Для реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО нами была спланирована работа.

Цель: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физической культуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен статьи основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.

Задачи:

  • повысить уровень физической подготовленности учащихся и обеспечить внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания;
  • формировать положительную мотивацию к систематическим занятиям физической культурой и спортом,  ведению здорового образа жизни;
  • повысить общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
  • помочь осознать ученикам значимость физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на любом возрастном периоде жизни;
  • способствовать повышению двигательной активности учащихся посредством реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • повысить интерес обучающихся к развитию физических и волевых качеств, воспитывать гражданственность и патриотизм;

Методы реализации

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, проблемно – поисковые, практические, наглядные, наблюдения, метод самостоятельной работы

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Создание ситуаций успеха в учении (например: сильные ученики - отжимаются в упоре лёжа от пола, слабые - в упоре от скамьи)

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Самоконтроль, устный контроль, тесты, мини-проекты

   В процессе реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО мы осуществляем следующую деятельность:

- используем в работе педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;

- проводим уроки с использованием материала по пропаганде ГТО;

- разрабатываем систему мер по привлечению обучающихся классов к сдаче норм ГТО;

- организуем и проводим внутришкольные соревнования по выполнению испытаний на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

- организуем работу волонтёров;

-работаем в сотрудничестве с педагогом-психологом и медицинским работником школы;

- проводим тренинги и занятия по внедрению ВФСК ГТО, повышаем уровень знаний волонтеров, учащихся, учителей и родителей по здоровьесбережению и реализации комплекса ВФСК ГТО;

- выявляем при сдаче норм ГТО детей, одарённых и талантливых в спорте;

- организуем и используем современные формы спортивно-оздоровительной работы.

- обеспечиваем наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов;

Реализация нашей комплексной программы внедрения ВФСК ГТО осуществляется в три этапа:

I этап – организационно-информационный:

  • планирование уроков с учетом подготовки выполнения нормативов ГТО и формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • проведение анкетирования среди детей и родителей с целью изучения интересов и возможностей учащихся;
  • выбор направлений занятий внеурочной деятельности по результатам анкетирования. Составление расписания и проведение занятий;
  • планирование и проведение спортивно-массовых мероприятий.

II – этап апробирование комплекса ГТО.

  • мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников;
  • выполнение нормативов ВФСК ГТО на школьном уровне;
  • выполнение нормативов ВФСК ГТО на городском уровне.

Второй этап это плановое выполнение мероприятий. Главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их объективная оценка.

III – этап аналитический

  • анализ результативности мероприятий и показателей учеников школы при сдаче норм ГТО;
  • оформление стенда «Лучшие спортсмены школы»;
  • подведение итогов, награждение.

Основные принципы реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО: добровольность, доступность, открытость.

На каждом этапе работа построена по 5 направлениям:

  • нормативно-правовая база;
  • работа с учащимися;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями;
  • работа волонтёрами.

Каждое из направлений сопровождается перечнем мероприятий с определёнными сроками проведения и отчётностью.

На современном этапе обучения, в целях реализации ФГОС, предусматривается возможность позитивного влияния на детей занятий физической культурой и спортом, введение комплекса ГТО через использование новых здоровьесберегающих, информационных, коммуникативных, личностно-ориентированных технологий.

Для достижения поставленной цели и задач по реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО используем следующие формы работы:

1. Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО».  

2. Информационное сопровождение (газета «Мы снова сдаём ГТО», буклеты, информация на сайте школы, конкурс рисунков и плакатов, стенд)

3. Беседы – направленные на пропаганду здорового образа жизни, истории и значение комплекса ГТО.

4. Дополнительная внеурочная деятельность, направленная на улучшение и тренировку физических качеств, обучающихся (товарищеские встречи, социальная акция «Я выбираю спорт», спортивные соревнования)

5. Встречи со спортсменами и обладателями значков ГТО разных поколений («Я сдавал ГТО - я буду сдавать ГТО»).

6. Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО».

7.  Мастер-классы «Делай как я!» для учащихся 5-7 классов по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость)

8. Спортивно-просветительский марафон  для 1-4 классов «Я знаю! Я смогу!»

9. Спортивный праздник для детей начальных классов и детских садов посёлка.

10. Дни здоровья, туристические слеты.

Соревнования, форумы, весёлые старты, фестивали, акции, деловые и ролевые игры, тестирование, анкетирование, тренинги, анализ специальной литературы, круглые столы, учебные исследования.

11.Опрос участников проекта «Я и ГТО».

12.Итоговое награждение победителей и призёров.

Планируемые результаты работы реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО:

  • повышение уровня физической подготовленности учащихся;
  • увеличение числа учащихся, выполняющих нормативы ВФСК ГТО;
  • повышение общего уровня знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
  • увеличение числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • сформированность позитивных установок и ценностей ЗОЖ (увеличение количества занимающихся в спортивных секциях);
  • укрепление связи с родителями.

Основные результаты реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО оцениваются:

  • в количестве учащихся, принявших участие в сдаче норм ГТО
  • в результатах сдачи контрольных тестов ГТО
  • в рамках мониторинговых исследований.

В качестве критерия оценки выступают планируемые личностные результаты:

- результаты сдачи контрольных тестов ВФСК ГТО;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих их людей;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении собственного здоровья;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

       Оценку и коррекцию развития личностных результатов учащихся мы осуществляем в ходе постоянного наблюдения и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Работа по всем направлениям реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО дала положительные результаты. На 6,5% возросло количество детей, посещающих занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению. Повысились показатели качества успеваемости учащихся по физической культуре: начальное звено – на 11%, основное звено – на 7% и старшее звено – на 8%.

В 2015-2016 учебном году сдавали нормы ГТО 92 ученика, с нормами ГТО справились – 84. Золотые значки получили - 21 ученик, серебряные – 38 учеников и бронзовые – 25. В 2016-2017 учебном году нормы ГТО сдавали 113 человек. Золотые значки получили - 22 ученик, серебряные – 36 учеников и бронзовые – 27. Эта динамика показывает, что проделанная работа дала положительный эффект.


 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



Список литературы

1. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Текст) : методические материалы: в 5 ч. / сост. : И.Г.Вертилецкая, З.В.Крецан, С.В.Арещенко и др.; под общ. ред. Н.Е.Касаткиной, И.Г.Вертилецкой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – ч.5. – 256 с.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 179с.: ил. – (Библиотека учителя физической культуры).

3. КузнецовВ. С., Колодницкий: Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Учебное пособие - Просвещение, 2017. – 128 стр.

4. Скачков И. Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе : Кн. для учителя : Из опыта работы / И. Г. Скачков. - М. : Просвещение, 1991. – 63стр.

5. Левченко А.Н., Матысон В.Ф. Игры, которых не было: Сборник спортивно-подвижных игр. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

6. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004. — 160 с.

7. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы (Мастерская учителя).- М.: ВАКО, 2004. – 152 с.

8. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 15-е изд., перераб. и доп./ В.С.Родиченко и др. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 144 с.: ил.

9. Сохарев В., Ерошов В. От значка ГТО к олимпийским высотам.// Журнал «Кузбасс спортивный».-2015.- Май-Июнь. – с.38 – 39

10. Альмасова Н. Единый день ГТО: к сдаче все готово.// Журнал «Кузбасс спортивный».-2015.- Март-Апрель. – с.12 – 13