Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7461301
«Реакции разложения», конспект урока.
Содержание - Естественные науки
27.09.2023 04:25

Козлова Зинаида Аркадьевна,учитель химии,МБОУ "Аксубаевская СОШ№3", пгт Аксубаево, Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Реакции разложения » по учебнику О.С. Габриеляна для молодых учителей. Формирование  представления о реакциях разложения; дать понятие о  катализаторах, ферментах. 


Урок в 8 классе

«Реакции разложения»

 

Тема урока: « Реакции разложения».

Цель урока: сформировать представления о реакциях разложения; дать понятие о катализаторах, ферментах.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
  • дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».
  • продолжить формирование умений расставлять коэффициенты в химических уравнениях;
  • сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты экспериментов;
  • способствовать формированию вербального мышления как предпосылки речевой компетентности учащихся;
  • развитие критического мышления как аспекта учебно-интеллектуальных умений и навыков
  • развитие у школьников умения структурировать информацию.

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения,
  • развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в малых группах;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению химии.

Оборудование:

     На столе учителя: бихромат аммония, бутылка с газированной водой, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, портрет Д. Пристли, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички.

На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - исследование

                                               Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»

                                                                                                              И. Ньютон

 

ХОД УРОКА

 

1.Организационная часть урока.

   1. Приветствие учителя.

   2. Постановка проблемного вопроса.

     Перед вами несколько предметов: портрет Джозефа Пристли, лупа, колба с кислородом, перманганатом калия, бутылка газированной воды. Что объединяет эти предметы?

Ваши предположения? (Ответы учащихся). (Выдвижение гипотезы).

Ну что ж, в конце урока мы ответим на этот вопрос и выясним, кто был прав.


2. Актуализация знаний учащихся.

       Ребята, для успешной работы на уроке мы с вами разделимся на группы таким образом: у вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. В течение 2 минут вы должны прочитать, посмотреть друг у друга слова, словосочетания и разделиться по смыслу предложений на группы.

Встали, задвинули стулья. (Обсуждение и деление на группы «химические явления, признаки химических реакций, условия химических реакций, химические уравнения»).

       Почему вы оказались в одной группе? Прочитайте ваше предложение.

Садитесь за 1 стол - химические явления;

2-й стол – признаки химических реакций;

3-й стол – условия течения химических реакций;

4-й стол – химические уравнения.


3.Определение темы и постановка целей урока.

Подумайте, а какая связь существует между вашими группами по смыслу предложений? (Обсуждение в группах в течение 30 секунд)

  • Химическая реакция.

Итак, тема нашего урока: «Реакции разложения».

Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 2)

А какие цели вы перед собой поставите?

Цель урока:  познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять.

А что вы ожидаете от нашего урока? А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал.

Предлагаю вам план проведения урока (слайд 5).

1.Реакции разложения.

2.Скорость химической реакции.

3.Катализаторы. Ферменты.

Все согласны?


4. Изучение нового материала.

       Учитель: Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать.

     Введение понятия реакции разложения

     С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты?

     А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Рассмотрим реакции:

1.Откройте §29 стр 151, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли? (слайд 6)

В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как-то раз,

                                                                   оксид ртути нагревая,

                                                             обнаружил странный газ.

                                                                                     (слайд 7)

Рассмотрим эту реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения. Посмотрим видеоролик «Механизм реакции разложения оксида ртути» (слайд 8).

Обратите внимание на признаки реакции.

Давайте попробуем записать уравнение реакции.

Оксид ртути = ртуть + кислород (слайд 9).

(у доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.)

2HgO   =       2Hg +   O2

И под формулами напишем, что это за вещества по составу.


2.Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода.

Лабораторный опыт №1.

Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя.      

Инструкция к лабораторному опыту №1.

1.Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 .

2.В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO2.

3.Что наблюдаете?

4.Внесите тлеющую лучинку в пробирку.

5.Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.

 

Известно, что перекись водорода — это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода. 

- Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

- Нет.

- Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода.

- Нагреть.

- Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем?

- Тлеющая лучина загорается.

- Какой газ выделяется из пробирки?

- Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами.

2 O2 = 2Н2 O+ O2

- Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика).


3.Демонстрационный опыт №3.

Учитель: Ребята, а следующий опыт я проведу сама.

 Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета — дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление.

(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4 H2O

Расставим коэффициенты (объяснение ученика).

- Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций.

2HgO          →          2Hg + O2

2О2            → MnO2       2H2O + O2

 (NH4)2 Cr2O7   → t        N2 + Cr2O3 + 4 H2

Подумайте и ответьте на следующий вопрос:

Что объединяет все эти реакции? (Слайд 10)

Идет процесс разложения веществ.

Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

     Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают? (Слайд 10)

Реакция разложения.

Вывод:

1.Идет процесс разложения веществ (реакция разложения). Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.

(Ученики дают определение реакций разложения.)

Прочитайте в учебнике на стр.155 определение реакций разложения (слайд 11).

   Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения.

Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!

  • В чем их отличие?
  • Какие условия необходимы для осуществления данных реакций? (Слайд 10)

2.Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов(Слайд 12)

       Катализаторы. Ферменты.

       Какие же вещества называются катализаторами? На стр. 152 учебника прочитайте определение о катализаторах.

     Катализаторы - это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.

         Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим?

А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим (1-я и 2-я группы) – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции?

Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты.

Прочитайте на стр. 153 определение ферментов.

Инструкция к лабораторному опыту №2.

1.Возьмите 2-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 .

2.В пробирку с перекисью водорода положите кусочек картофеля.

3.Что наблюдаете?

4.Почему картофель ускоряет химическую реакцию?

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах

(слайд 13)и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила?

         Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста.    Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

     В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

     Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

     Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

Поделитесь вашими мыслями в своей паре..

(Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном).


       4. Физкультминутка. Театральные этюды.

У каждой группы на столе лежит задание. Подготовить театральный этюд о реакции разложения. Выйти ко мне к столу и без слов показать ваш вариант. Остальные группы угадывают, что они вам проиграли. На обдумывание дается 2 мин. Итак время пошло.

Демонстрация этюдов.


5. Закрепление изученного материала. Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.

         Задание 1. Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это….

       Задание 2. Работа по карточкам тренажерам. По вашему варианту выберите схему реакции разложения. Почему вы выбрали именно эту схему?

(Если будет неполный ответ, сама показываю, как это делать. Я выбрала схему под номером один, так как в левой части одно сложное вещество, значит это реакция разложения. Моделирование.

Задание 3. (слайд 14).На слайде вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.

1) 2 H2O = 2H2 + O2

2) 2Na+Cl2=2NaCl

3) CaO+H2O =Ca(OH) 2

4) 2KMnO4 = K2 MnO4+ MnO2 + O2

5) 2H2 + O2 = 2 H2O

6) Cu(OH)2=CuO+H2O

(Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы.

Почему вы выбрали эти ответы?

А какую ошибку сделали вы?

Задание 3. (слайд 15):

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

1. H2SiO3 →                                   А. NaNO2 + O2

2. NaNO3 →                          Б. C + H2

3. NaHCO3 →                               В. SiO2 + H2O

4. C2H6 →                             Г. Na2CO3 + CO2↑ + H2O


6. Итогурока.

Какое значение имеют реакции разложения для человека?

(Обсуждение в группах в течение 1 минуты).


7. Домашнее задание: Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

§29, выучить выделенные определения;

«3» — упр3 (устно), стр. 155;

«4»- упр. № 1, стр. 155( письменно);

«5»-упр. № 4, стр. 155 (письменно).

Итак, вернемся к нашему заданию.

Что объединяет эти предметы? (Ответы учащихся).

- Открытие Пристли кислорода.

- Газированная вода – нечаянное открытие ученого.

Ну а теперь, ребята, тишина. Взяли бутылки газированной воды и по моему сигналу открываем крышки.

Что вы слышите? Что происходит? Реакция разложения при обычных условиях.

 

8. Рефлексия.

Посмотрите на слайд и давайте попробуем с помощью прилагательных оценить наш урок. (На слайде слово «Химия»).

Последние 2 буквы и я. Оцените вашу работу на уроке. Поставьте в тетрадь себе оценку за работу.

 

Список литературы: 

1.Габриелян О.С.

2.О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова

3.О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова.

4.Л.Ю. Аликберова

5.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта +, 2000.

6.Материалы Интернета.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР