Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431866
Развитие познавательных УУД на уроках химии
Содержание - Естественные науки
02.08.2022 17:25

Вишневская Светлана Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ поселка Аскиз, Аскизского района республики Хакасия. 
В статье рассматриваются основные аспекты развития познавательных УУД на уроках химии (из опыта работы). 


Развитие познавательных УУД на уроках химии

 

УУД - это совокупность способов действия обучающегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

Регуляция учебной деятельности (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности);

создание условий для саморазвития и самореализации личности;

готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой  социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешности обучения (формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания).

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

Личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;

познавательные – это общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;

коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.

Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на четыре группы: общеучебные, знаково-символические, проблемно-поисковые, логические.

Общеучебные универсальные учебные действия направлены на работу с информацией. Это отбор необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции.

К знаково-символическим универсальным учебным действиям относится прежде всего моделирование. Это составление и преобразование модели для выявления общих закономерностей в какой- либо предметной области.

Проблемно-поисковые универсальные учебные действия: выявление, постановка и решение проблемы.

Логические универсальные учебные действия: анализ объектов для выявления их признаков, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотезы, доказательство и т.д.

Общеучебные универсальные действия:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля; переводить информацию из одной формы в другую (умение составлять таблицы, графические схемы, кластеры, логические цепочки);

строить схему, алгоритм действий;

искать информацию с помощью разных источников  (учебник, энциклопедия, справочник, интернет);

постановка и формулирование учебной проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.

Как пример - это понимание условия задачи, решение задачи по составленному алгоритму (выбор наиболее эффективного способа решения), умение работать с таблицами и диаграммами, а также составление опорных конспектов.

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Виды заданий, формирующие логические действия:

«Найди отличия», «Поиск лишнего», «Цепочки превращений».

Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сравнивать факты и явления; классифицировать факты и явления; выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.

Познавательные логические действия также формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения.

При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: - определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь (классификация веществ).

- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции.

Задание

Преобразовать схему

Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:

Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.

Задание

Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O

Задание

Осуществить превращения:

AlCl3  Al(OH)3 ——Na[Al(OH)4] ‑—Al(OH)3.

Задание

«Логическая цепочка»

Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции: a) HBr → H2 → ͢Cа

Проблемно-поисковые универсальные действия

Способы формирования проблемно-поисковых универсальных действий

1. Выполнение практической работы.

2. Участие в проектной и исследовательской деятельности.

Знаково-символические универсальные учебные действия: 

К знаково-символическим универсальным учебным действиям относится, прежде всего, моделирование. Это составление и преобразование модели для выявления общих закономерностей в какой-либо предметной области. Конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования. Один из примеров формирования знаково-символических УУД является изучение темы «Строение атома» на примере «Планетарной» модели строения атома Э.Резерфорда.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР