Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384642
Конспект урока «Основания, классификация, получение, свойства»
Содержание - Естественные науки
12.11.2021 06:56

Коньякова Людмила Ивановна, учитель химии и биологии МБОУ СШ №41 города Ульяновска.
Использование педагогами при разработке уроков по химии. Рассчитан для учащихся 8кл. 

 


 

Урок "Основания, классификация, получение, свойства"

 

Цели урока: сформировать понятие об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, химические свойства; актуализировать  опорные знания об оксидах, кислотах, солях, направить исследовательскую деятельность  учащихся на решение межпредметных учебных проблем; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, развивать  познавательную  активность, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ.

Задачи:

·           Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами

·           Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

·           Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Ключевые компетенции:

·           Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

·           Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

·           Предметные:

·           исследовать строение и свойства оснований;

·           изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.

Оборудование: таблица растворимости, дидактические карточки, пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов (BaO, HCl,  H2O, H2SO4), Демонстрационные образцы: NaOH, КОН, Ca(OH)2, , Cu(OН)2 CuSO4, индикаторы, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, моющие средства (мыло «Детское», жидкое мыло, средства для посуды).

Ход урока.

1. Взаимное приветствие.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Ребята! У каждого из вас на столах имеются карточки с историческими фактами.  ( Читают всему классу)

Подумайте и ответьте, о чем идет речь.

Карточка 1

• Английский роль Генрих IV в 1399 году создал особый орден для привилегированных  особ.  Им была доступна невиданная для того времени роскошь – мыться в бане с этим веществом.

Карточка  2

• Недоступность этого предмета в Средние века подтверждает тот факт, что даже королева Испании Изабелла смогла воспользоваться им всего два раза в своей жизни: при рождении и перед свадьбой.

Карточка 3

• Чем оно старее, тем оно лучше. Оказывается, оно должно «дозревать» - чем дольше оно лежит после производства, тем будет лучше пена.

Карточка 4

• 100 грамм этого особого вещества стоит около 4 тысяч рублей т.к. в состав входят частицы чистого серебра и 4 разных коллагена. 

Карточка 5

• Остатки – очень полезная в хозяйстве вещь. Во-первых, их можно использовать в качестве портняжных мелков – они оставляют отличную линию на ткани и легко стираются. Во-вторых, он может помочь, если  стал плохо застегиваться замок-молния: его нужно просто натереть по всей длине  и потом вытереть сухой салфеткой. 

Как вы думаете, ребята, о чем идет речь?

Учащиеся. Выдвигают свои предположения, что  это мыло.

Учитель. Привычные для нас вещи зачастую имеют очень интересную многовековую историю. И мыло - отличное тому подтверждение.

Демонстрируются образцы мыла туалетного и хозяйственного, гели для душа, мытья посуды, кальцинированная сода.

2. Создание проблемной ситуации.

При всем разнообразии форм, цветов и упаковок всем известно, что мыло обладает свойствами очищать от грязи и микробов всё вокруг, и область его использования очень широка.

А знаете ли вы, почему мыло обладает такими свойствами?

Ответить на этот вопрос позволит знакомство с веществами, которые  вы сегодня изучите.

Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально.

 / Соблюдая ТБ при работе с растворами/

Предлагаю вам провести следующий опыт.

Л.О.1. С помощью индикаторной бумаги и фенолфталеина исследуйте предложенные растворы (растворы гидроксида натрия и калия  и предложенного раствора мыла).

Что вы наблюдаете? Изменение окраски… (бумага посинела.. ф/ф – малиновая)

Это  вещества, относятся к основаниям.

 

3. Целеполагание (определение цели, задач и средств для достижения результата)

Что мы знаем об этих соединениях? Что бы хотелось узнать? Какая связь существует между темой нашего урока и мылом?

(на доске выписываются тема,цели и задачи урока)/ работа в тетрадях

Учитель: В процессе изучения химии вы уже познакомились с классом оксидов. Это соединения, состоящие из двух химических элементов.

Обратите внимание на формулы, записанные на доске.

SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaOH, CuS, Al2O3,  Al(OH)3,

Задание 1. Выпишите формулы веществ, которые не относятся к классу оксиды (работа у доски)

По какому признаку их так распределили?

Учащиеся: в состав входит кислород и водород.

Учитель:  кислород и водород образуют  гидроксид -группу ОН \ который и будет входить в изучаемый сегодня класс неорганических соединений.

Сформулируйте определение: /запись в тетради

Основания- это….

Работа с учебником( анализ  таблицы с записью формул в тетрадь)

Примеры:   NaOH - гидроксид натрия

                     Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

                    Al(OH)3 – гидроксид алюминия

Название: слово « гидроксид» + название металла

Валентность ОН равна –I (запись формул с химическими элементами II, III валентности)

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований.

(демонстрация)

Учащиеся комментируют самостоятельно с использованием текста учебника.

Основания – это кристаллические вещества, растворимые в воде. Они имеют название – щелочи.

Но есть и нерастворимые. /Их можно выписать с использование таблицы растворимости.

Учитель: Чтобы выяснить растворимость оснований в воде, сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ.

 

4. Формирование умений безопасного обращения с веществами.

Учитель: Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство.

Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно.

 

5. Открытие новых знаний.

Л.О.№ 2 Растворимость оснований.

Вывод./ Составление схемы или анализ схемы в учебнике.

Раствор  щелочи мылкий на ощупь и растворяет жир.

·          Теперь  можете ответить на поставленный вами вопрос, так почему же мыло моет?

Учащиеся: В состав мыла входит щелочь- натрий или калий/ соли жирных кислот (органическая химия.10 кл)( на  товарной упаковке )

Продолжим исследование оснований. С чем они взаимодействуют?

Продолжим исследование щелочи. С чем они взаимодействуют?

Опыт 1.

- взаимодействие с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок.

Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

Исследуйте, обладают ли нерастворимые основания такими же свойствами.

Учащиеся в группах проводят опыт 2.

Опыт 2. « Исследование  свойств нерастворимых оснований»

1.В небольшом количестве воды размешайте гидроксид меди(II)

2.Определите реакцию среды раствора.

3 Вывод.

Физкультминутка  /Учащиеся выполняют комплекс упражнений /

 

6. Первичная проверка усвоения нового материала

А сейчас мы выполняем работу по карточкам в группах.

Учащиеся после выполнения  заданий осуществляют взаимопроверку.


7. Рефлексия. 

Предлагаю эту часть урока провести используя прием « 6 шляп»

«Шесть шляп» — это прием, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Делимся на шесть групп.

·           Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

( пример: провели опыты и убедились в достоверности сведений  о химических свойствах оснований. …..)

·           Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях будет относится к небезопасным хобби. Вы ведь не хотите, чтобы Ваше хобби напоминало Вам о себе ожогом на руке или лице./ щелочь отрицательно

·           Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Основания - наши помощники.

Гашёная известь – это гидроксид кальция Сa(OH)2. Её используют, как вяжущий материал в строительстве. Смешивают с песком и водой. Полученную смесь наносят на кирпич, штукатурят стены. В результате взаимодействия основания с углекислым газом и оксидом силициума (IV), смесь твердеет. Известь способна поглощать кислые газы. Также может впитывать токсичные вещества, поэтому для здоровья жильцов белить комнату предпочтительнее, чем красить.

·           Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Реакция между основанием и кислотой – реакция нейтрализации. Подобные реакции часто применяют с целью очищения сточных вод промышленных предприятий от щелочей и кислот. Продукты таких реакций – соли, которые более безопасны для окружающей среды. Очень эффективной и экономически выгодной является нейтрализация стоков различных производств.

·           Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Щелочи играют огромную роль в жизни человека. Но следует помнить об опасностях, которые подстерегают при работе с ними. Соблюдая технику безопасности, нам удалось сделать их своими помощниками.

 

8. Домашнее задание.

 

Выполнить упр.6, провести домашний эксперимент с различными сортами мыла, визуально определить РН крем- мыла и хозяйственного мыла.

Урок « Основания, классификация, получение, свойства

 

Цели урока: сформировать понятие об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, химические свойства; актуализировать  опорные знания об оксидах, кислотах, солях, направить исследовательскую деятельность  учащихся на решение межпредметных учебных проблем; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, развивать  познавательную  активность, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ.

Задачи:

  • Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
  • Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы  проведения:  исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Ключевые компетенции:

  • Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
  • Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
  • Предметные:
  • исследовать строение и свойства оснований;
  • изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.

Оборудование: таблица растворимости, дидактические карточки , пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов  ( BaO, HCl,  H2O, H2SO4 ), Демонстрационные образцы: NaOH, КОН, ,  Ca(OH)2, , Cu(OН)2 CuSO4, индикаторы, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, моющие средства( мыло «Детское», жидкое мыло, средства для посуды)

Ход урока.

1.      Взаимное приветствие.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Ребята! У каждого из вас на столах имеются карточки с историческими фактами.  ( Читают всему классу)

Подумайте и ответьте, о чем идет речь.

Карточка 1

• Английский роль Генрих IV в 1399 году создал особый орден для привилегированных  особ.  Им была доступна невиданная для того времени роскошь – мыться в бане с этим веществом.

Карточка  2

• Недоступность этого предмета в Средние века подтверждает тот факт, что даже королева Испании Изабелла смогла воспользоваться им всего два раза в своей жизни: при рождении и перед свадьбой.

Карточка 3

• Чем оно старее, тем оно лучше. Оказывается, оно должно «дозревать» - чем дольше оно лежит после производства, тем будет лучше пена.

Карточка 4

• 100 грамм этого  особого вещества стоит около 4 тысяч рублей т.к. в состав  входят частицы чистого серебра и 4 разных коллагена. 

Карточка 5

• Остатки  – очень полезная в хозяйстве вещь. Во-первых, их можно использовать в качестве портняжных мелков – они оставляют отличную линию на ткани и легко стираются. Во-вторых, он может помочь, если  стал плохо застегиваться замок-молния: его нужно просто натереть по всей длине  и потом вытереть сухой салфеткой. 

Как вы думаете, ребята, о чем идет речь?

Учащиеся. Выдвигают свои предположения, что  это мыло.

Учитель. Привычные для нас вещи зачастую имеют очень интересную многовековую историю. И мыло - отличное тому подтверждение.

 Демонстрируются образцы мыла туалетного и хозяйственного, гели для душа, мытья посуды, кальцинированная сода.

2.Создание проблемной ситуации.

При всем разнообразии форм, цветов и упаковок всем известно, что мыло обладает свойствами очищать от грязи и микробов всё вокруг, и область его использования очень широка.

А знаете ли вы, почему мыло обладает такими свойствами?

Ответить на этот вопрос позволит знакомство с веществами, которые  вы сегодня изучите.

Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально.

 / Соблюдая ТБ при работе с растворами/

Предлагаю вам провести следующий опыт.

 

Л.О.1. С помощью индикаторной бумаги и фенолфталеина исследуйте предложенные растворы ( растворы гидроксида натрия и калия  и предложенного раствора мыла).

Что вы наблюдаете? Изменение окраски… ( бумага посинела.. ф/ф – малиновая)

Это  вещества, относятся к основаниям.

3.Целеполагание (определение цели, задач и средств для достижения результата)

Что мы знаем об этих соединениях? Что бы хотелось узнать? Какая связь существует между темой нашего урока и мылом?

( на доске выписываются  тема,цели и задачи урока)/ работа в тетрадях

 

Учитель: В процессе изучения химии вы уже познакомились с классом оксидов. Это соединения, состоящие из двух химических элементов.

Обратите внимание на формулы, записанные на доске.

SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaOH, CuS, Al2O3,  Al(OH)3,

Задание 1. Выпишите формулы веществ, которые не относятся к классу оксиды (работа у доски)

По какому признаку их так распределили?

Учащиеся: в состав входит кислород и водород.

Учитель:  кислород и водород образуют  гидроксид -группу ОН \ который и будет входить в изучаемый сегодня класс неорганических соединений.

Сформулируйте определение: /запись в тетради

Основания- это….

Работа с учебником( анализ  таблицы с записью формул в тетрадь)

Примеры:   NaOH - гидроксид натрия
                     Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)
                    Al(OH)3 – гидроксид алюминия

Название: слово « гидроксид» + название металла

Валентность ОН равна –I (запись формул с химическими элементами II, III валентности)

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований.

(демонстрация)

Учащиеся комментируют самостоятельно с использованием текста учебника.

Основания – это кристаллические вещества, растворимые в воде. Они имеют название – щелочи.

Но есть и нерастворимые. /Их можно выписать с использование таблицы растворимости.

Учитель:  Чтобы выяснить растворимость оснований в воде, сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ.

 

4. Формирование умений безопасного обращения с веществами.

Учитель: Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство.

Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно.

5.  Открытие новых знаний.

Л.О.№ 2  Растворимость оснований .

Вывод./ Составление схемы или  анализ схемы в учебнике.

Раствор  щелочи мылкий на ощупь и растворяет жир.

 

·         Теперь  можете ответить на поставленный

вами вопрос, так почему же мыло моет?

 

Учащиеся: В состав мыла входит щелочь- натрий или калий/ соли жирных кислот (органическая химия.10 кл)( на  товарной упаковке )

Продолжим исследование оснований. С чем они взаимодействуют?

Продолжим исследование щелочи. С чем они взаимодействуют?

Опыт 1.

- взаимодействие с кислотами
Проводят опыт с серной кислотой.  Выпадает белый осадок.

Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

 

Исследуйте, обладают ли нерастворимые основания такими же свойствами.

Учащиеся в группах проводят опыт 2.

Опыт 2. « Исследование  свойств нерастворимых оснований»

1.В небольшом количестве воды размешайте гидроксид меди(II)

2.Определите реакцию среды раствора.

3 Вывод.

Физкультминутка  /Учащиеся выполняют комплекс упражнений /

6.Первичная проверка усвоения нового материала

А сейчас мы выполняем работу по карточкам в группах.

Учащиеся после выполнения  заданий осуществляют взаимопроверку.

7.Рефлексия. 

Предлагаю эту часть урока провести используя прием « 6 шляп»

«Шесть шляп» — это прием, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Делимся на шесть групп.

 

·         Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

( пример: провели опыты и убедились в достоверности сведений  о химических свойствах оснований. …..)

 

·         Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях будет относится к небезопасным хобби. Вы ведь не хотите, чтобы Ваше хобби напоминало Вам о себе ожогом на руке или лице./ щелочь отрицательно

 

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Основания -наши помощники.

 Гашёная известь – это гидроксид кальция Сa(OH)2. Её используют, как вяжущий материал в строительстве. Смешивают с песком и водой. Полученную смесь наносят на кирпич, штукатурят стены. В результате взаимодействия основания с углекислым газом и оксидом силициума (IV), смесь твердеет. Известь способна поглощать кислые газы. Также может впитывать токсичные вещества, поэтому для здоровья жильцов белить комнату предпочтительнее, чем красить.

 

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

 

Реакция между основанием и кислотой – реакция нейтрализации. Подобные реакции часто применяют с целью очищения сточных вод промышленных предприятий от щелочей и кислот. Продукты таких реакций – соли, которые более безопасны для окружающей среды. Очень эффективной и экономически выгодной является нейтрализация стоков различных производств.

 

·         Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

    Щелочи играют огромную роль в жизни человека. Но следует помнить об опасностях,        которые подстерегают при работе с ними. Соблюдая технику безопасности, нам удалось сделать их своими помощниками.

 

8.Домашнее задание.

Выполнить упр.6 , провести домашний эксперимент с различными сортами мыла, визуально определить РН крем- мыла и хозяйственного мыла.